Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 7 страница

Мобилизация возможностей человека всегда сопряжена с оп­ределенным внутренним, в том числе и психическим, напряже­нием. Оно усиливается при переживании человеком ответствен­ности за выполнение задач, воздействии определенных условий, том или ином нежелательном поведении окружающих, напряже­нии воли, ума и физических сил.

Различные степени внутреннего напряжения по-разному отра­жаются на действиях человека и его поведении. До тех пор пока внутреннее напряжение специалиста не переросло по интенсивно­сти некоторый предел, границу, оно проявляется в виде подъема. Он собран, внутренне мобилизован и все делает быстро, четко, безошибочно. Его мысль работает ясно, реакции мгновенны. Но когда

предел перейден, возникает перенапряжение, в результате кото­рого качество действий человека ухудшается. Причем чем больше перенапряжение, тем существеннее его ошибки в действиях.

Ухудшение действий специалиста находится в зависимости от нарастания перенапряжения (рис. 17). Вначале (участок кривой а, обозначенный цифрой ф) в результате перенапряжения в деятель­ности возникают неточности, затруднения в протекании умствен­ных процессов. Человек становится невнимательным, что-то забы­вает, порой трудно соображает, скорость мышления падает. По мере дальнейшего усиления перенапряжения возникают осечки, сбои даже в хорошо, казалось бы, отработанных действиях — в сложных (участок 0), а потом и в простых (участок ф) умениях и навыках: схватился не за ту рукоятку или переключил ее не в ту сторону.

Перенапряжение приводит к запредельному напряжению, не­выносимому вообще для психики человека и его мозга. Если до этого напряжение сказывалось только на профессиональных дей­ствиях, то теперь оно приводит к нравственным и волевым нару­шениям (участок (4)), а затем (участок (5)) и к полному срыву поведения — истерическим реакциям, оцепенению, полному без­различию.

Норма действий

Норма поведения

Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 7 страница - student2.ru

Предел полезности напряжения для действий

Нравственный

напряжения!

Перенапряжение

Запредельное напряжение

П„

Рис.17

Пи

Интенсивность внутреннего напряжения

Схема свидетельствует о неодинаковой устойчивости различ­ных компонентов духовных сил человека к предельным нагрузкам. Наиболее устойчиво поведение человека (кривая г). Опыт и науч­ные наблюдения свидетельствуют и о разной устойчивости навы­ков и умений: более сложные, с преобладанием умственного ком­понента (кривая б), сильнее поддаются влиянию внутреннего напряжения, чем простые, двигательные (кривая в).

Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и последовательно. Сле­дует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого чело­века индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возни­кает запредельное напряжение, у другого — нормальное.

Существует понятие так называемого травматического стрес­са, острой формы стрессовой реакции человека, при которой происходит перегрузка психологических и физиологических адап­тационных возможностей человека, разрушающих (либо снижаю­щих) возможности его психологических и физиологических за­щит, что вызывает психологическую тревогу, напряженность, нежелательный интеллектуальный, эмоциональный и мотиваци-онный дискомфорт.

Травматический стресс — это переживания нетипичного ха­рактера, результат особого взаимодействия человека со средой. Это, по своей сути, нормальная реакция на ненормальные обстоятель­ства. При травматическом стрессе возможны проявления повторя­ющихся интенсивных негативных переживаний при столкнове­нии человека с чем-то, напоминающем травматическое событие. Так, например, если человек когда-то тонул, его охватывает па­нический ужас, когда он попадает в реку с неспокойным течени­ем или в штормовое, неспокойное море. У этих людей нередко появляется чувство укороченного будущего, когда они попадают в обстоятельства, напоминающие давно прошедшее психотрав-мирующее событие.

При травматическом стрессе у человека нарастает тревожность, появляются ночные кошмары, порой он противится засыпанию. Вообще, бессонница часто вызывается высоким уровнем тревож­ности, неспособностью расслабиться, ощущением сильной пси­хической, душевной и физической боли. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь даже при незначительных психических неблагополучиях.

К числу других проявлений травматического стресса отно­сятся вспышки гнева, повышенная раздражительность, нару­шения памяти и концентрации внимания, настороженность, преувеличенное реагирование порой на самые обычные обсто­ятельства.

Истоки травматического стресса разнообразны. Особую роль в этом играет чувство вины — одно из самых непродуктивных и раз-

w h А Сластении

рушительных переживаний человека. Человек с таким чувством как бы застревает в прошлом, он стремится наказать себя за соде­янное, искупить вину и потому деструктивно, разрушающе дей­ствует на себя под влиянием болезненного чувства личной ответ­ственности за прошлые события, обстоятельства.

Травматический стресс обусловлен многими обстоятельства­ми, среди которых выделяются нереализуемая потребность в спра­ведливости, в социальной справедливости, осознание смерти, конца жизни, переживание горя, особенно сильного, патологи­ческого характера, под влиянием неожиданных утрат близких лю­дей, социальных потрясений, актуализация у подавляющей мас­сы населения невозможности в полной мере реализовать потребности в защищенности и др.

Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает при­вычка к нему, мы научились жить со стрессом.

Различают три группы признаков стрессовых со­стояний человека: физическую, эмоциональную (психологи­ческую) и поведенческую.

\ Основные физические признаки стресса: бессонница, боли (го­ловы, в груди, животе, спине, шее), головокружения, мышеч­ные боли, обострение аллергических реакций, повышение пот­ливости, подверженность травмам, расстройства желудка, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, сонливость, слабость, хроническая усталость, повышенная утомляемость, сек­суальные расстройства и др.

Психологические признаки стресса: беспокойства, повышенная возбудимость, гнев, депрессия, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, агрессивность, ночные кошмары, озабочен­ность, отдаленность от людей, раздражительность, плохое настро­ение, состояние прострации, ощущение беспомощности, страха, психическая напряженность, тревожность и др.

Поведенческие признаки стресса: импульсивность поведения, кусание ногтей, потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу, скрежетание зубами, злоупотребление алкоголем, уси­ленное курение, хронические опоздания, частые откладывания дел, нервный смех, чрезмерное употребление лекарств, ненор­мативная лексика и др. /

Все названные симптомы выступают признаками нередко скры­того стресса. Специалисту важно видеть стрессовые состояния у сотрудников и диагностировать такие состояния у себя.

В целом такие состояния могут быть как позитивными, конст­руктивного характера, так и негативными, деструктивного плана.

К числу позитивных психических состояний специалиста в стрессовых обстоятельствах могут быть отнесены: психологическая

готовность его к деятельности, уверенность в своих силах, опти­мизм, чувство ответственности, мобилизованность, собранность, решимость действовать, смелость, целеустремленность и др.

К негативным психическим состояниям относятся: страх, пси­хическая напряженность, неуверенность, апатия, безразличие, деморализация, усталость, сомнения, агрессивность, подозритель­ность, пессимизм, сомнения, фрустрационные и другие дезадап-тационные состояния человека.

Вполне очевидно, что успешность профессиональной деятель­ности и вхождения в коллектив, самоутверждение в нем специа­листа во многом зависят от всех этих состояний. И потому знание их специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализа­ции, недопущения одних и актуализации других важно для спе­циалиста любого профиля, особенно в экстремальных условиях его жизни и деятельности.

При этом важно знать, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний людей (как индивидов, так и социальных групп) зависят не только от объективных условий их жизни и деятельности, но и от субъективного восприятия, по­нимания и отношения людей, их физических и психических осо­бенностей и состояний. Особую роль в этом играют степень значи­мости для личности происходящих событий, характер и уровень ее самооценки, притязаний, волевая подготовленность и способ­ность к регуляции своих психических состояний.

Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно — рацио­налисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влия­ние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, ко­торым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокой­ной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, пол­ной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.

В целом же считается общепризнанным, что сопротивляемость, неподверженность человека стрессу часто бывает обманчивой. Осо­бенно это касается опасных и повышенно-стрессовых профессий. Специалисты, которые считают, что они устойчивы к стрессу, со временем обнаруживают у себя различные стрессогенные заболе­вания (сердечно-сосудистого, неврологического, кишечно-желу-дочного, психического и другого характера).

Однако снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого прежде всего необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессо­вых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от

человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психологи­ческую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека! И физически, и психологически люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, на стрессовые воздействия. Считается, что первопричиной стрессовых симптомов являются определен­ные черты характера и взгляды человека на жизнь. В этом смысле различают два типа людей: Аи В. Наиболее типичные, характер­ные черты, свойственные этим типам, представлены в таблице (см.: Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995).

Наши рекомендации