VII. Проверка выполненных заданий. Учащиеся по очереди имитируют походку, повадки предста­вителей животного мира, остальные отгадывают

VIII. Игра «Узнай, кто это?»

Учащиеся по очереди имитируют походку, повадки предста­вителей животного мира, остальные отгадывают.

IX. Подведение итогов урока

— Человек — часть природы. Мы должны жить в согласии с ней. И от нас зависит, будет ли наша Земля цветущим садом.

X. Домашнее задание

Прочитать произведения о животных. (Чарушин – следующий урок внеклассное чтение)

Тема:Внеклассное чтение «О братьях наших меньших»

Цели урока:повторить и обобщить знания учащихся по данному разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Ход урока

Учитель: Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Ученик:Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.

Учитель:Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы. (Показ иллюстраций.) Часто героями его произведений становится ребёнок, который “по-своему” объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.

Беседа по произведению.

Е. Чарушин “Про Томку”, “Томкины сны”

– Кто такой Томка?

– Почему рассказчик выбрал этого щенка? (Он нашёл деревяшку, которую тот спрятал.)

– Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышлёный.)

– Как ребята “разгадали” сны, которые видел щенок? (По звукам, движениям щенка.)

- Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли? (“Охотник”, “помощник”.)

- Какие ещё животные жили в доме автора? (Котёнок Тюпа, лисята, медвежата.)

- Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных. Он наблюдательный.)

Ученик:Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладковвсё своё творчество посвятилприроде. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

Учитель:В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась “Серебряный хвост”. Потом были другие: “Безымянной тропой”, “Десять стреляных гильз”, “Трясогузкины письма”, “В лесах счастливой охоты”, “Иду я по лесу”, “Планета чудес”, “Под шапкой-невидимкой”…

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Беседа по произведению.

Н. Сладков “Сказки леса”.

– Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? (“Суд над декабрём”, “Бежал ёжик по дорожке”, “Зимние долги”, “Клёст и дятел”, “Дупляной утёнок”.)

– Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения.)

– Почему жанр называют “сказка-несказка”? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет.)

– Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу.)

– Сегодня мы прочитаем одно из произведений Николая Ивановича Сладкова “Почему ноябрь пегий?” (Пегий – пёстрый, пятнистый.)

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху! Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит: – Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят! Услыхала туча Зайца и двинулась в лес. – Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь? Туча двинулась назад. – Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь! Туча помедлила и опять двинулась в лес. – Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят! Туча заколыхалась – остановилась. А из лесу крик и вой. – Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни. – Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай! Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет. Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная. Ни зима, ни осень!

– Почему это сказка?

– “Пегий” – пёстрый, пятнистый.

– Почему же ноябрь пегий? (Не все животные ещё готовы к зиме. То снег, то дождь, то мороз, то оттепель. Где-то снег лежит, а где-то земля видна.)

Ученик:Виталий Валентинович Бианкиродился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

Учитель:Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки-несказки”. Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра – “сказки-несказки”. Они рождаются как ответ на детские “Почему?”. Отсюда и названия многих произведений: “Отчего у сороки такой хвост?”, “Чьи это ноги?”. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает “Лесная газета”, где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана “Лесная газета на каждый год”, и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

Беседа по произведению.

В. Бианки “Лесная газета”

– Как устроена “Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц.)

– Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты.)

– Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной “Тир”.)

– Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы? Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы.)

– Какие ещё рассказы Бианки вы читали? (“Черноголовка”, “Музыкант” и др.)

– Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений? (В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных.)

Закрепление пройденного

– Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину “Тир”. Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, – 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов.

(10б. – красный жетон
5б. – зелёный жетон)

Игра “Тир”

1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые.)

2. Что вниз вершиной растёт? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается.)

3. Каким местом прикреплён язык лягушки? (Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку.)

4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга.)

5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках.)

6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает.)

7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся.)

8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов.)

9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду.)

Итог урока

– О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

– Чем интересны их произведения?

– Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?

Урок № 76

Тема: АЛЕКСЕЙ ПЛЕЩЕЕВ «ВЕСНА»

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча, навык хо­рового и «жужжащего» чтения, чтения и парах; совершенствовать умение определять эмоциональное настроение музыкального и поэ­тического произведения; развивать умение читать выразительно; со­вершенствовать умение сравнивать произведения различных жанров: создавать условии для развитии умения эмоционально воспринимать красоту природы.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, репро­дукция картины И. Лекитана«Март».

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации