Что такое безграничность?
Вот и подходит к концу эта книжка. Я постарался в ней, как мог, передать дух постоянного поиска различных форм организации развивающей среды и занятий в ней с детьми – как это происходило в нашей семье.
Когда я часто повторял слова «принцип безграничности», то не формулировал четко, что имею в виду. Мне кажется, интуитивно сие ясно любому. Я вообще не любитель строгих формулировок. Но все же, может быть, имеет смысл в конце книги еще немного поговорить о том, что я понимаю под принципом безграничности. Принципом, на который я действительно опирался на протяжении многих-многих лет в практике работы с детьми.
Для меня это, прежде всего, психологическая позиция в создании каждого конкретного элемента развивающей среды, во всех играх и занятиях с детишками.
Но мы также можем говорить о потенциальной безграничности возможностей ребенка, о безграничном разнообразии способов проведения спортивной тренировки, о безграничном числе способов игры в данный конкретный конструктор или с данной конкретной игрушкой… Мы можем удивляться вместе с ребенком безграничному многообразию жучков, бабочек, цветочков и листиков. Мы можем вместе с ребенком осваивать безграничное пространство красок, их оттенков и сочетаний – рисуя на листе бумаги или на холсте. Мы можем учиться видеть безграничность во всем и всегда.
Безгранично небо. Безгранично глубока капелька росы. Безгранично и неуловимо сочетание языков пламени в костре. Возможности простой прогулки по парку тоже безграничны. Все это наше отношение, наш способ видеть мир.
Суть в том, что как только я вспоминаю о принципе безграничности, мне сразу же делается легче находить и реализовывать все конкретные формы физических упражнений, интеллектуальных игр, дизайна квартиры, сочинения сказок… Я просто напоминаю себе, что «можно и так, и так, и эдак, и еще бесчисленным количеством способов». И вот мы уже не в крошечной квартирке на девятом этаже серого блочного дома, а в бескрайнем просторе творчества, в стихии звезд и мелодий, солнечных зайчиков и детского смеха. Стоит мне вспомнить о принципе безграничности – и сразу же гораздо легче настроиться на одну волну интереса с детьми, почувствовать их вектор развития, их ритм, их трудности.
Из моря возможностей мы выбираем лишь некоторые, отыскивая свой путь и путь для наших детей. Важно осознать, что мы вовсе не стиснуты со всех сторон абсолютно жесткими рамками. Большинство из них существует лишь в нашей психологии. Стоит хоть чуть-чуть в чем-то раскрепоститься, освободиться – и вот он, дивный простор!
Для лучшего ощущения принципа безграничности я придумал простое упражнение. Надо взять несколько десятков небольших камушков и по-разному раскладывать их – на столе, на полу, на одеяле. Сколько существует вариантов? Попробуйте их побольше. Выдумывайте новые, необычные, неожиданные для вас самих. А вы чувствуете между ними разницу? А теперь осознайте, пожалуйста, сколько еще вариантов существует! И как их отличают друг от друга мельчайшие нюансы! Поверните или переложите, или слегка сдвиньте один камушек – и вся композиция уже изменилась! Вот он – принцип безграничности.
Я не думаю, что можно как-то строго и логично сформулировать, что такое принцип безграничности. Но нам ведь нужен в первую очередь практический ориентир. А фактически – простое напоминание о том, что все мы и так очень хорошо понимаем и чувствуем с самого детства в глубине души. Безграничность! Слово-то какое! По-моему, оно прекрасно.
Вся данная книга – иллюстрация к педагогическим аспектам принципа безграничности. Он существует и реально работает. Каждый родитель, педагог, психолог, любой другой взрослый, который общается с детьми, может использовать сей ясный и четкий ориентир. А детишки всегда подскажут, правильно ли это делается.
Успехов вам и творческих открытий!