Характеристика связей современной дидактики с другими отраслями человекознания
Методология теории и практики обучения школьников.
Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) —(термин введен немецким ученым Ратке в 15 веке, который рассматривал дидактику «как искусство обучения») раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»
Основные положения дидактики обогащают общую культуру мышления и общения. Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия: "закономерность" - "теория обучения" - "принцип" - "форма" - "метод" - "прием" - "средство". Нетрудно обнаружить логику (направленность) расположения этих понятий: от теории - к практике.
Под закономерностью понимаются необходимые и устойчивые связи и отношения между дидактическими явлениями. Закономерность отвечает на вопрос, что установлено. Принцип отвечает на вопрос, как закономерность может быть реализована на практике. Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.
Реализация принципов обучения разрабатывается в теории обучения. В современной дидактике широко известны теории проблемного обучения и др.
С учетом закономерностей, принципов обучения, а также содержания образования, избираются те или иные конкретные формы обучения. Если формы - это способы организации обучения, то методы - это способы взаимодействия с обучаемыми. Метод включает в себя определенную последовательность приемов. Иными словами, прием - это органическая деталь метода.
Таким образом, теория, методы и приемы обучения реализуют закономерности и принципы дидактики. При этом средства обучения - визуальные, аудиальные, кинематические и др. - являются своеобразным языком дидактики.
Характеристика связей современной дидактики с другими отраслями человекознания.
Связь дидактики с другими науками.Дидактика связана:
с философией; с гносеологией (теорией познания), что позволяет найти методологическоеобоснование дидактическимявлениям и исследованиям);
с физиологией (позволяет понять механизмы управления физическим и психическим развитием учащихся);
с педагогической, возрастной, социальной психологией, с психологией личности (объясняют основные подходы к развитию личности в процессе обучения);
с психологией познания (усвоения, творчества, познавательных процессов и др.);
с историей (общей и историей образования);
с лингвистикой (посредством общих закономерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, задач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билингвизма);
с математикой (используются математические методы исследования);
с кибернетикой (наукой об управлении сложными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации с целью моделирования и исследования психолого-педагогических процессов);
с социологией (используются социологические методы исследования) и др.
Дидактика связана с частными методиками, так как является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конкретные технологии их практической реализации.
О соотношении категорий «педагогика» и «дидактика» (по мнению М. Гераскова и И. Марева):
• педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родственные) понятия;
• педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
• «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;
• педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.
В большинстве современных работ (М.А.Данилов, В.Оконь, М.Н.Скаткин, Г.И. Щукина и др.) дидактика рассматривается как часть педагогики, имеющая свой предмет исследования.