Рекомендации начинающему учителю по укреплению дисциплины на уроке

1. Приходите в класс, где будет проходить урок, за 2-3 минуты до его начала.

2. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, убедитесь, что все готово к уроку: каково санитарное состояние класса, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент урока в пустую формальность.

3. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это каждый раз уходило все меньше и меньше времени.

4. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до урока. Приучите дежурного до начала урока класть на стол учителя список отсутствующих.

5. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит учащихся к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый ученик с начала урока и до его конца был занят делом, не остался без работы.

6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, следите, все ли ученики способны работать в заданном темпе, помогите слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

7. Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.

8. Не допускайте вопросов учащимся, требующих хоровых ответов.

9. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания ученику, над чем ему надо работать на уроке или после урока. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

10. Объективно оценивайте знания ученика. Прекращайте урок со звонком. Продолжение урока на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины. Напомните обязанности дежурного.

11. Держите на уроке себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.

12. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте класс резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных учащихся достаточно пристального взгляда учителя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание ученику – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.

13. Во время урока стойте лицом к классу, чтобы ученики видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением учителя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между учителем и классом.

14. Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним учащиеся адаптируются. Лучше смените вид деятельности на уроке, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на уроке.

15. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед классом, не поворачивайтесь спиной к классу, когда пользуетесь доской или наглядным пособием.

16. Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на учеников, наблюдая за их работой и поведением.

17. Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите за тем, чтобы ученики тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом учитель должен служить примером для учеников. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.

18. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях с учениками, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

19. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.

20. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку ученика с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей ученика. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.

21. Умейте придавать голосу нужные интонации.

22. Урок длится 40-45 минут и требует от учителя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на уроке небольшие паузы, позволяющие учителю сосредоточиться на дальнейших этапах урока. Но на уроке пауза для учителя может быть только в период самостоятельной работы учащихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать. Например,

а) найти формулировку правила или закона, определения в учебнике, внимательно прочитать ее и постараться запомнить;

б) рассмотреть схему опыта, приведенную в учебнике; сравнить ее со схемой, нарисованной на доске, выделить их отличия;

в) прочитать задачу и записать ее условие;

г) найти в учебнике ответ на … вопрос и т.д.

23. Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания учащимся, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи в тетрадях. В эти моменты ученик сосредотачивает внимание на содержании урока.

Содержание

Пояснительная записка 3

Организация и содержание педагогической практики на 4 курсе 5

Организация и содержание педагогической практики на 5 курсе 8

Отчетная документация 11

Приложения 12

Приложение 1. Схема отчета студента-практиканта 12

Приложение 2.Таблица оценок, выставляемых учителем физики студенту 13

Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке к уроку физики 14

Приложение 4. Методические рекомендации по анализу уроков физики 16

Приложение 5. Методические рекомендации по проведению уроков физики 20

Редактор Л.В. Бушуева

Рекомендации начинающему учителю по укреплению дисциплины на уроке - student2.ru Подписано к печати . . 2006. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Печать ризографическая. Усл. п. л. Уч.-изд. л. Тираж экз.

Заказ №

Рекомендации начинающему учителю по укреплению дисциплины на уроке - student2.ru Отпечатано в типографии

Наши рекомендации