Перечень диагностических заданий для исследования речи

Обследование понимания речи. Выявление объема пассивного словаря

Задание 1. Выяснить, понимает ли ребенок целостные слова, сочетания, которые он мог много раз слышать.

Задание 2. Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку.

Задание 3. Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуются в быту.

Задание 4. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.

Задание 5. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках.

Задание 6. Установить, названия каких действий знакомы ребенку.

Задание 7. Установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности

действия, места действия или для кого это действие совершается.

Задание 8. Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению.

Задание 9. Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.

Выявление понимания грамматических форм слов

Задание 1. Установить, различает ли ребенок грамматические формы ед. и мн. числа существительных.

Задание 2. Установить, понимает ли ребенок значение уменьшительно-ласкательных
суффиксов.

Задание 3. Установить, различает ли ребенок формы ед. и мн. числа глаголов.

Задание 4. Установить, различает ли ребенок предлоги.

Задание 5. Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции.

Задание 6. Выяснить, понимает ли ребенок тексты разной сложности.

Обследование экспрессивной речи

1-й уровень

Задание 1. Установить, поддается ли родительскому учету активный словарь ребенка
или нет (количество слов). ,

Задание 2. Выявить возможность речевого подражания.

Задание 3. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам:

а) правильно произносимые (мама, дай);

б) слова-звукоподражания (ав-ав, би-би);

в) слова-фрагменты или обрывки слов (за - зайчик)

г) контурные слова (тититики - кирпичики).

2-й уровень

Задание 1. Установить максимальное количество слов, употребляемых ребенком при составлении предложений. Задание 2. Выявить возможности словоизменения.

Задание 3. Выявить возможность использования предлогов.

3-й уровень

Задание 1. Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Задание 2. Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Задание 3. Предложить прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту и пересказать его.

Задание 4. Исследовать возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а затем во множественном.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет)

Основные характеристики Первичное обследование Динамика
Раннее речевое развитие (N, с задержкой)
Лепет    
Первые слова    
Фразы    
Понимание обращенной речи
Совершенно не понимает обращенную речь    
Понимание ограниченное (в пределах ситуации)    
Понимание на бытовом уровне    
Выполняет речевые инструкции    
Понимание в полном объеме    
Пассивный словарь
Название предметов реальных и на картинках    
Понимание смыслового значения слова    
Понимание действия предметов    
Понимание простого сюжета    
Понимание лексико-грамматических конструкций    
Фонематический слух(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
Нарушен    
Сохранный    
Характеристика экспрессивной речи
1-й уровень речевого развития    
Полное отсутствие звуковых и словесных форм общения    
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания    
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание    
Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)    
2-й уровень речевого развития
Пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.    
3-й уровень речевого развития
Пользуется развернутой фразой. недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.    
Нормальный уровень речевого развития
Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован нормально.    
Особенности речи
Проявляет склонность к эхолалии    
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)    
Вербализм    
Словарный запас(резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)    
Называние предметов и предметных картинок    
Описание сюжетной картинки    
Составление рассказа по серии сюжетных картинок    
Пересказ текста    
Понимание значения стихов, сказок    
Творческий рассказ    
Слоговая структура слова(нарушена, N )    
Нарушения:    
Парафразии (замены)    
Элизии (пропуски)    
Интеракции (повторение)    
Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)    
Персеверации (отсроченное повторение)    
Перестановка    
Произносительная сторона речи
Степень разборчивости речи
Речь невнятная, малопонятная для окружающих    
Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная    
Разборчивость речи не нарушена (N)
Темп речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)    
Ритм речи(N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)    
Дыхание(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)    
Дифференциация носового и ротового выдоха    
Наличие нижнедиафрагмального дыхания    
Ротовой выдох    
Голос
N (сильный, звонкий)    
Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)    
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)    
слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (маломодулированный или немодулированный; монотонный    
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушена)    
Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)    
Лицевая мускулатура    
Гипомимия    
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, Ы)    
Сглаженность носогубныхскладок    
Оральные синкенезии    
Тремор подбородка    
Ассиметрия    
Гиперкинезы    
Губы(толстые, тонкие)    
Тонус (гипертонус, гипотония, дистония,N)    
Подвижность (малоподвижные, подвижные)    
Наличие расщелины или послеоперационных рубцов    
Зубы (крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N )    
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)    
Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)    
Мягкое небо( подвижное/неподвижное, длинное/короткое)    
Расщелина или послеоперационные рубцы    
Увуля    
Субмукозная щель    
Язык    
Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка    
Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)    
Гиперкинезы, тремор    
Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)    
Посинение кончика языка    
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)    
Язык не выводится из полости рта    
Произвольное высовывание языка    
Верхний подъем    
Боковые отведения (повороты вправо-влево)    
Пощелкивание    
Облизывание губ    
Снижение амплитуды артикуляционных движений    
Умение держать артикуляционную позу    
Способность к переключению    
Гиперсаливация    
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)    
Глотание (поперхивается, не нарушено)    
Фонетико-фонематический строй речи    
с ш р к й п а о с’ ж р’ г ф б э у з ч л х в т ы з’ щ л’ м д и ц н    
Нарушение звукопроизношения
Усередненность гласных (нарушена лабиализация)    
Недостаток произношения звонких согласных    
Недостаток произношения глухих согласных    
Недостаток произношения мягких согласных    
Недостаток произношения твердых согласных    
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи    
Фонетический строй речи сформирован достаточно ( в пределах возрастной N)    
Нарушение дифференциации звуков    
Форма речевого расстройства у ребенка с дизартрией:    
1. просодические расстройства плюс искажения звуков    
2. просодические расстройства плюс замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений    
3. просодические расстройства плюс звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова    
         

Заключение специалиста

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Наши рекомендации