С ограниченными возможностями здоровья. Трудовая (профессиональная) реабилитация направлена на восстановление трудоспособности в доступных и показанных человеку с ограниченными возможностями
Трудовая (профессиональная) реабилитация направлена на восстановление трудоспособности в доступных и показанных человеку с ограниченными возможностями здоровья видах и условиях труда, а также достижения им материальной независимости и самообеспечения. Через трудовую реабилитацию достигается социальная адаптация человека с ОВЗ и его интеграция в общество. Одной из самых актуальных проблем дефектологии является социально-трудовая реабилитация и интеграция выпускников специальных (коррекционных) школ. Важной задачей вспомогательной школы является правильная ориентировка учащихся в профессиональном отношении. По окончании школы подростки с нарушениями развития должны войти в жизнь достаточно подготовленными, чтобы найти свое место и продуктивно трудиться в производственных коллективах.
В современных условиях крайне неблагоприятно складываются обстоятельства социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ, их трудоустройства. Особенно остро стоит этот вопрос по отношению к детям и подросткам с интеллектуальной недостаточностью.
Трудовая адаптация умственно отсталых подростков осложняется следующими причинами:
- отсутствие рабочих мест;
- незаинтересованность предприятий в притоке неквалифицированной рабочей силы;
- нежелание некоторых работодателей осуществлять социальные гарантии;
- психологические особенности подростков с интеллектуальной недостаточностью: неадекватная реакция на замечания, раздражительность, повышенная утомляемость, безразличие к качеству и оценке своей работы, слабость волевых усилий и другие.
Традиционно профессионально-трудовая подготовка в СКОУ ведется по следующим специальностям: слесарное, столярное, сапожное, малярно-штукатурное, швейное дело, вязание, сельскохозяйственный труд, переплетно-картонажное дело. В задачи трудовой реабилитации входят:
- коррекция интеллектуального дефекта до такого состояния, когда возможности ребенка позволят ему самостоятельно обслуживать себя в любой среде;
- внушение веры в собственные силы, в то, что он может трудиться, быть полезным семье, обществу;
- помощь в выборе и овладении профессией и трудоустройстве.
Механизм трудовой (профессиональной) реабилитации включает в себя медико-социальную экспертизу, профессиональную ориентацию, профессиональное образование, производственную адаптацию и рациональное трудоустройство.
Трудовое обучение осуществляется с детских лет с учетом национально-регионального компонента и местных условий, потребностей в рабочих кадрах соответствующих специальностей, особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей и интересов детей и подростков.
Учащиеся СКОУ VIII вида часто имеют нарушения в развитии двигательной сферы, с трудом овладевают сложными координированными целенаправленными движениями, в ряде случаев имеют общее ослабленное здоровье. Для выравнивания и коррекции этих нарушений проводятся педагогические и лечебно-оздоровительные мероприятия:
- ритмика и лечебная физкультура, корректирующие недостатки физического развития;
- включение учащихся в доступный физический труд;
- организация различного рода оздоровительных и лечебных мероприятий;
- неуклонное обеспечение определенного (щадящего) режима жизни ребенка.
В последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида, имеющих хорошую материально-техническую базу, создаются группы начального профессионального обучения. В таких группах обучение ведется по специальным учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с недостатками интеллекта.
Существуют также специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования (ПТУ) для подростков с сохранным интеллектом. Интеграция подростков с недостатками в развитии в среду нормально развивающихся сверстников способствует социальной адаптации.
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы трудовой реабилитации различны для разных групп детей с ОВЗ. В процессе получения профессионального образовании дети и подростки нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, коррекционной работе, специализированной помощи.
Трудовая реабилитация и профориентация в специальной
(коррекционной) школе VIII вида
Для подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью к работе на предприятиях, не предназначенных для инвалидов, необходимы опытные специалисты профессионально-производственного обучения, способные решать задачи не только трудового, но и нравственного и социального воспитания. Педагог-наставник должен учитывать особенности психики умственно отсталых школьников, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Необходимо помочь учащимся поверить в свои силы, добиться успехов в учебе, полюбить труд. Этому будут способствовать праздники труда, конкурсы на лучшего по профессии, встречи с передовиками производства, стенды, на которых отражается производственная жизнь базового предприятия или история развития отрасли в целом и другие мероприятия.
В СКОУVIII вида должна проводиться разъяснительная работа с родителями, направленная на ориентировку ребенка к овладению определенной специальностью, на трудоустройство будущего выпускника. Школьные лектории для родителей должны включать в себя разнообразный круг вопросов. Желательно приглашать для выступлений в этих лекториях представителей администрации школы и района, а также врачей, сотрудников правоохранительных органов, органов социальной защиты и других заинтересованных лиц.
Производственная практика является составной частью трудовой реабилитации. План практики согласуется с базовыми предприятиями, которые обеспечивают безопасность условий труда. Каждая группа учащихся закрепляется за бригадой рабочих, назначается педагог-наставник. Успешность адаптации учащихся и выпускников на производстве на первых порах определяется не столько уровнем их трудовых умений и навыков, сколько теми отношениями, которые устанавливаются между ними и рабочими, бригадирами, мастерами. Задача учителей – подготовить учащихся к правильной реакции на поступки и оценки окружающих людей, а также провести разъяснительную работу с персоналом, который будет непосредственно контактировать с «особыми» подростками.
Родителей учащихся, которые в силу своих психофизических данных не могут проходить производственную практику и тем более трудоустраиваться, необходимо готовить к этому заранее. Школа должна объяснить, почему их ребенок не может участвовать в практике, и познакомить родителей с теми организациями, которые могут оказать помощь в трудоустройстве (комиссия по трудоустройству несовершеннолетних, общественные организации инвалидов).