Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Профессиональная педагогическая библиотека

Г. К. Селевко

Современные образовательные технологии

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для педагогических вузов и институтов повышения квалификации

Москва «Народное образование» 1998

УДК371 ББК 74. 20 С 29

Рецензенты:

В. Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Шевчук — доктор педагогических наук, профессор

Селевко Г. К.

С29 Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

ISBN 87953-127-9

В пособии рассматривается сущность педагогических технологий,их классификация, основные параметры Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию

Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования

УДК 371

ББК 74. 20

Индексы: 70651,70653,73244,72213,47233,47234,47235,47236,47237,47238,47239,47240, 47241,47242,47243,47244,47245,47246,47247, 47248,47249,47250,47251,47252,47253,47254, 47255,47256,47257,47258,47259,72547. ISBN 87953-127-9

© Селевко Г. К. ,1998

© «Народное образование», 1998

© «Школьные технологии», 1998

Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержа­ние, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педаго­гический менталитет.

• Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением про­блем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образова­тельных программ.

• Традиционные способы информации - устная и письменная речь, теле­фонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

• Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

• Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нрав­ственного облика Человека.

• Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, се­мьи, микро- и макросоциума.

• Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват­ных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу­рированным системам умственных действий;

• от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви­дуализированным программам обучения;

• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляциии.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений вы­бирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая ав­торские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различ­ных вариантов его содержания, использование возможностей современной ди­дактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разра­ботка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — допол­нительных и альтернативных государственной системе образования, использова­ние в современных российских условиях целостных педагогических систем про­шлого.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса)не­обходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже изве­стного.Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изуче­ния всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназ­начена эта книга.

В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается класси­фикация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.

В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового пе­дагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основ­ным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности со­держания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулиру­ются условия оптимальной реализации той или иной образовательной техноло­гии.

Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, на­блюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую клас­сификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников.

К сожалению, в силу ограниченности объема книги в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные образовательные технологии прошлых лет, техно­логии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные тех­нологии. Эти аспекты составят программу другой книги.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям ин­новационных школ, которые воплощали и испытывали многие из описанных технологий: г. Ярославль - № 26 (Б. А. Бройде), № 59 (И. Н. Закатова), № 70 (Д. Е. Маслов), г. Рыбинск - № 2 (Б. Н. Богачев), № 8 (Н. Н. Селезнева), № 18 (Е. В. Быстрова), № 19 (В. В. Журавлев), г. Тутаев - № 3 (Л. Г. Маничева).

Особую благодарность автор высказывает кандидату психологических наук А. М. Кушниру, дискуссии с которым во многом определили методологические позиции книги.

I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структу­ру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому стар­шее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализа­ции. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъек­тные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон­ников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО В. В. Давыдов ввел в науку термин«содержательное обоб­щением, означающий теоретический образ, получаемый в человеческом созна­нии путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы поня­тий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом,обобщение обоб­щений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и пси­хического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и естьличность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимо­действиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осозна­ние человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (са­мосознание).

Личность — это психическая, духовная сущность человека, выс­тупающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

— совокупность социально значимых свойств человека;

— система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

— система деятельности, осуществляемых социальных ролей, со­вокупность поведенческих актов;

— осознание окружающего мира и себя в нем;

— система потребностей;

— совокупность способностей, творческих возможностей;

— совокупность реакций на внешние условия и т. д. Все это образует содержательное обобщение«личность».

Наши рекомендации