Обучение архитектурному проектированию: история и современность
Профессия зодчего сформировалась на ранних стадиях развития классового общества и определяла весь процесс строительства, включая архитектурную и конструктивную составляющие.
В странах Древнего Востока архитектурная профессия была одной из самых почетных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школе писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приемы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании образования в последние века до нашей эры можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре». Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии. В Римской империи для подготовки архитекторов создавались специальные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи сооружения нового типа зданий – культовых построек. В городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах цеховая система обучения архитектуре получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский архитектор и теоретик искусства Альберти в «Десяти книгах о зодчестве» характеризует архитектора как универсального мастера и ученого, объединяющего в себе художника и инженера (Б. Г. Бархин, А. Г. Бунин, А. Г. Габричевский). Выдающиеся архитекторы возрождения: Брунеллески, Браманте, Микеланджело получили образование в таких цехах.
В 17-18 вв., в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками, скульпторами готовились архитекторы. В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.
В середине 19 века во Франции, Германии, России и других странах появились высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две: архитектора-художника для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную (университеты: Пантеон-Париж во Франции, Флорентийский в Италии, Хаддерсфилдский в Великобритании, Делфтский в Нидерландах, Левенский университет в Бельгии) и техническую в ряде западных стран и в Америке ( Миланский политехнический университет, Массачусетский технологический университет, Иллинойский технологический институт и др.) остается и сейчас ( Б. Г. Бархин, В. Гропиус, А. Э. Коротковский). Архитекторы, закончившие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок получения архитектурного образования до 8 – 10 лет.
Истоки архитектурного образования в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитекторов на практике. В 16 – 17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и другие страны Западной Европы. В 1749 году в Москве несколько частных профессиональных школ слились в команду выдающегося архитектора
Д. В.Ухтомского. В 1757году в Петербурге была основана «Академия трех знатнейших художеств», преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А. Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Д. В.Ухтомского М. В. Казаков основал в конце 18 века архитектурное училище при Экспедиции кремлевского строения. С 1866 года московское Училище живописи и ваяния начало подготовку архитекторов и получило название Училище живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918 года).
На рубеже 19 и 20 веков в России немало учебных заведений, выпускающих инженеров – строителей: Петербургский институт инженеров путей сообщения, Петербургский технологический институт, Петербургское строительное училище, Рижский политехнический институт, Московское высшее техническое училище, Петербургский институт гражданских инженеров, Киевский политехнический институт, Томский политехнический институт и др. А такой вуз, как Петербургский институт гражданских инженеров уже готовит выпускников инженеров – архитекторов. Этот период времени отмечен увеличением интенсивности строительства, появлением новых типов зданий и сооружений, изменением социальных отношений в структуре общества. В это же время в прессе, впервые, была развернута дискуссия о роли и месте архитектора и инженера в процессе строительства и о принципиальной разнице в их эстетическом восприятии. В статье «Об эстетическом элементе в инженерных работах», опубликованной в 1898 году, Г. Статхем пишет о том, что если для архитектора главными остаются эстетические критерии, то инженера они, к сожалению не заботят. Он ориентируется исключительно на функциональное соответствие, что ведет к отсутствию эстетического аспекта в подготовке инженера [См: 138].
Вопрос об эстетической подготовке инженеров (как и об инженерной подготовке архитекторов) с этого времени становится одним из ключевых в профессиональных кругах, вызывая неоднократные изменения в учебных программах архитектурно-художественных и инженерно-строительных учебных заведений.
Обобщая приведенные факты, можно выделить основные этапы развития архитектурно-строительной профессиональнойподготовки в России в 18 – начале 20 веков.
Начало 18 века – середина 18 века: становление отечественной системы академического архитектурного образования. Учреждение Петербургской академии художеств (1757 г.)
Конец 18 – начало 19 века: формирование отечественной системы инженерного образования. Создание первого в России инженерно-строительного вуза – Петербургского института инженеров путей сообщения (1809 г.)
Начало 19 – середина 19 века: параллельное развитие систем академического архитектурного и инженерно-строительного образования. Учреждение в Петербурге Строительного училища (1842 г.)
Конец 19 – начало 20 века: центром инженерно-строительного и инженерно-архитектурного образования становится Петербургский институт гражданских инженеров.
После Октябрьского переворота в области отечественного архитектурно-строительного образования была осознана историческая необходимость найти новые формы преподавания, предназначенные для воспитания нового типа строителя-архитектора, основанные на принципе объединения художественного и технического обучения. Основные проблемы взаимоотношения архитектурных и инженерно-строительных образовательных школ были сформулированы В. М. Предтеченским в работе «Архитектурно-строительное образование и научные основы проектирования». Автор считает, что инженер-строитель должен знать архитектуру в такой степени, чтобы в процессе проектирования быть полноправным членом авторского коллектива, знать архитектурно-конструктивную форму разных сооружений, понимать замысел архитектора, с полным знанием дела способствовать его воплощению в конструкции здания, добиваться его высоких художественных качеств. Архитектурная культура инженеру строителю необходима [138]. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным, были созданы в Москве на базе Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в том числе и архитектурные. ВХУТЕМАС в 1927 году был реорганизован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов, по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 году на основе архитектурного факультета ВХУТЕИНА и факультета, существующего в Высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933года Московский архитектурный институт ( Б. Г. Бархин, А. В. Иконников, В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус).
Кроме крупнейших архитектурных школ в Москве (МАрхи-Государственная академия), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина – Российская академия художеств), Екатеринбурге (Урал ГАХА – Уральска Государственная Архитектурно-художественная Академия), Новосибирске ( НГАХА – Новосибирская Государственная Архитектурно-художественная Академия), в стране создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля: инженерно-строительных, художественных, политехнических. Система современного архитектурного образования строится с учетом новых требований, предъявляемых к архитектору современным уровнем развития архитектуры как науки и искусства и практикой современного строительства. Подготовка архитекторов осуществляется по специализациям: гражданское строительство, промышленное строительство, градостроительство, ландшафтная архитектура, сельско-хозяйственное строительство.
В работах архитекторов – педагогов сформулированы принципы архитектурного образования, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1. Подготовка специалиста, понимающего законы общественного развития, владеющего творческим мировоззрением, творческим методом и творческим мышлением, композиционным мастерством и профессиональными знаниями, с высоким уровнем культуры и потребностью к профессиональной творческой деятельности (Б. Г. Бархин, Л. И. Кириллова, Т. Ю. Киселева, А. Э. Коротковский, Д. Л. Мелодинский, И. Г. Орлова, Н. Г.Стасюк, А. В. Степанов, М. И. Тосунова).
2. Подготовка архитектора, способного проектировать объемно – пространственную среду для труда, быта, общественной жизнедеятельности по законам целесообразности и красоты ( В. Ф. Кринский, Н. А. Ладовский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус).
3. Формирование архитектора на основе рационального сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно – композиционных и градостроительных сфер образования для овладения знаниями в решении задач архитектуры (Б. Г. Бархин, А. В. Иконников, А. Э. Коротковский, А. В. Степанов, С. О. Хан – Магомедов).
4. Овладение архитектором навыками проектного моделирования но основе системного подхода к решению архитектурно – строительных задач во взаимодействии социальных, градостроительных, функциональных, технических, экономических и архитектурно – композиционных факторов; умение в проектировании учитывать условия индустриально – строительного производства, использовать новые технологии и строительные материалы ( М. Г. Бархин, Б. Г. Борисовский, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, И. Г. Орлова, Т. А. Тимофеева, М. И. Тосунова, С. О. Хан-Магомедов).
5. Освоение архитектором избранной профессии на высоком научно – теоретическом уровне с привлечением информации из смежных областей знаний: социологии, культурологии, психологии, демографии, экономической географии, экологии, климатологии, компьютерной графики, овладение навыками самостоятельного освоения новейшей научной информации для систематического самообразования после окончания вуза (А. К. Буров, А. В. Иконников, А. Э. Коротковский, Т. Г. Маклакова).
Ведущей дисциплиной обучения архитектурной специальности является: архитектурное проектирование – творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести профессиональный опыт при усложнении задач проектирования на каждом новом уровне обучения (В. И. Иовлев, А. Э. Коротковский, Н. П. Чуваргина).
В связи с тем, что в современном строительстве, на рубеже 20-21 века, все большее применение получают новые строительные материалы, новейшие строительные технологии, широко внедряются механизация и домостроение из готовых строительных элементов, значительно усилилась техническая подготовка будущих инженеров-строителей и архитекторов, возросла потребность в такой специальности, как инженер-архитектор. Их готовят в технических вузах: в Екатеринбурге (УрФУ), в Москве (МГСУ-МИСИ), в Санкт-Петербурге (СПбГАСУ), в Казани (КГАСУ), в Самаре (СамГАСУ), и других городах. В основу инженерной подготовки архитекторов положен системно – ориентированный принцип, согласно которому система общетеоретических и инженерно-строительных знаний, получаемых архитектором, должна органически входить в интегральный процесс творческого архитектурного проектирования. Учебная информация по научно-техническим и инженерным дисциплинам должна учитывать интересы студента с точки зрения использования ее в архитектурном проектировании:
1) Инженерно-технические дисциплины должны создавать систему, которая характеризуется не столько количеством сведений, образующих статику инженерного мышления, сколько смысловыми связями, придающими этому мышлению динамику.
2) Учитывая специфику образного архитектурного мышления, инженерные курсы должны содержать не столько освоение сложных расчетов, сколько изучение типов конструктивных систем, современных методов конструирования и инженерных концепций.
3) Понимая основные конструктивные принципы построения жилых, общественных и промышленных зданий и руководствуясь архитектурным художественным вкусом и чутьем, архитектор может использовать в проектировании новейшие достижения инженерной мысли и современные строительные материалы.
4) Студент должен быть технически подготовлен настолько, чтобы новые материалы и конструкции служили ему источниками вдохновения: инженерная подготовка должна развивать у студента логическое мышление, конструктивное воображение и интуицию.
5) Студент должен применять полученные знания и углублять их в процессе конструктивных разработок в ходе архитектурного проектирования. Знания принципов конструирования дают студенту возможность правильно наметить новые решения и новые формы, соблюдая конструктивную необходимость, определяемую условиями строительства.
6) В инженерно-архитектурной школе нет места противопоставлению техники и искусства. Подготовка должна научить архитектора понимать, организовывать и координировать работу представителей смежных профессий по разработке архитектурного проекта.
Архитектурное проектирование нуждается в логическом инженерном мышлении, которое дисциплинирует процесс творчества, способствует созданию реалистических замыслов ( Б. Г. Бархин, Ф. Л. Райт, В. И. Ревякин, А. В. Степанов). Инженерно-технические дисциплины служат формированию структурного мышления, воспитывают интуицию в отношении красоты инженерных решений, формируют профессионала – инженера-архитектора.
Таким образом, художественные и технические вузы призваны решать сложную проблему – готовить инженеров – архитекторов, способных самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы. Этому должно содействовать овладению методами творческой проектной деятельности, которые будут активизировать творческий потенциал, самостоятельные продуктивные действия студента, мышление и воображение, в сочетании со способностью критически оценивать ход решения проектной задачи; формировать у учащегося профессиональные навыки, развивать творческую активность. Одним из таких методов является макетирование.
Исторический анализ истоков такого метода, как макетирование, показал, что архитектурный макет является продолжением и развитием идей «Баухауза» – Высшей школы строительства и художественного конструирования в Германии (1919 – 1933 г.г.) Немецкий архитектор и основоположник функционализма – Вальтер Гропиус был директором школы с 1919 по 1926 г.г. Это он сформулировал эстетическое кредо новой архитектуры – естественность и практичность и составил программу обучения в Баухаузе, основанную на методике целостного развития художественно – творческих способностей учащихся на трех курсах [298]:
1. Пропедевтический курс. Длился полгода и обучал форме в связи с учением о материалах (камень, дерево, бумага, металл, стекло, ткань). В итоге – перевод в учебные мастерские для овладения первым уровнем обучения.
2. Практический курс – первый уровень обучения специальности. Длился три года, в нем познавались закономерности восприятия (рисунок), воображения и формообразования (макет), осуществлялась работа в учебных мастерских, после чего происходил прием в члены ремесленной гильдии.
3. Строительный курс. Продолжительность обучения регулировалась мерой необходимости. Этот этап отличался практическим участием наиболее талантливых учащихся в реальном архитектурном проектировании и строительстве на экспериментальной площадке Баухауза с целью более полного освоения практического и теоретического курса. В итоге получение звания мастера гильдии, в дальнейшем сотрудника Баухауза.
Продолжительность первого уровня обучения – 3 года, знания свойств строительных материалов способствовали развитию профессиональной творческой активности и успешной подготовленности к практическому архитектурному проектированию.
В Баухаузе в разные годы учились и работали выдающиеся архитекторы и художники: Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ, М. Брейер, В. Кандинский, П. Клее, О. Шлеммер, Б. Марсель. Многие из них после закрытия БАУХАУЗа уехали из страны и открыли архитектурные школы и факультеты, продолжившие традиции концептуального подхода к архитектуре, сформулированные Баухаузом ( В. Гропиус, Мис ван дер Роэ, Х. Мейер).
Аналитический метод изучения пространственной, объемной и объемно – пространственной архитектурных композиций в макетах начал применяться в нашей стране в 1920 году с подписанием В. Л. Лениным декрета о создании Государственных Высших Художественно – технических Мастерских с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерево и железообработки (ВХУТЕМАС). Первоначальное обучение студенты проходили на основном отделении в течение 2-х лет, деканом отделения был выдающийся художник театра и кино, график, мастер фотографии, один из основоположников конструктивизма Александр Родченко. Здесь преподавали такие ученые и художники: А. Сидоров, В. Фалилеев, П. Флоренский, В. Фаворский, А. Эфрос и др. С 1923 года обучение пространственной композиции было поставлено во ВХУТЕМАСе на всех факультетах Н. Докучаевым, Н. Ладовским, В. Кринским. В объединенной мастерской этих архитекторов (ОБМАС) студенты и преподаватели формировали новые методы и принципы изучения архитектуры и композиции объемно- пространственных форм. Развитие композиционных способностей основывалось на таких элементах творчества, как мышление, воображение, восприятие и базировалось на основе общей подготовки в виде новых дисциплин «Пространство», «Объем», «Цвет», которая оставалась в течение всего времени существования ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа и оказала большое влияние на формирование специалистов во многих областях промышленности и архитектуры.
Целью обучения на первом уровне было овладение закономерностями художественных форм, их свойствами. Основные принципы работы по дисциплине «Пространство» позже были изложены в учебном пособии «Элементы архитектурно-пространственной композиции». Дисциплину «Объем» вели скульпторы, «Цвет» – художники и психологи, новую дисциплину «Пространственная композиция» вели архитекторы Н. Докучаев, Н. Ладовский, В. Кринский. Особенность этих дисциплин заключалась в новом методе освоения наследия прошлого, аналитическом, основывающемся на объективных законах науки [19]. Дисциплина «Пространственная композиция» изучалась методом композиционного макета: рассматривалось выявление и построение объема. Под выявлением объема понималось выявление геометрической формы и ее трехмерности (параллелепипед, цилиндр, куб и др.); выявление его положения в пространстве по отношению к основным координатам и к зрителю при меняющемся освещении. Задания носили эксперементальный, аналитический характер, свойственный индивидуальному мышлению и развивающий творческую активность его исполнителя. Выполненные в достаточно большом масштабе проектные работы позволяли наглядно продемонстрировать применение закономерностей архитектурной композиции в выявлении формы: ритм и метр в членении поверхности; выявление массы; соподчинение элементов, симметрия или асимметрия в формопостроении; контрастность форм. Выявление формы объема неразрывно сочеталось с основной задачей: достижением композиционной выразительности объема, единства его частей и гармонии целого [254].
Специальная архитектурная школа – Московский Архитектурный институт – Государственная академия в своей деятельности развивает тезис об укреплении архитектурной школы художественно – технического типа, опираясь на идеи Баухауза и ВХУТЕМАСа. Образование в институте строится на гармоничном сочетании и совместном использовании средств искусства, науки и техники. Огромная роль отводится применению макетирования в учебном процессе на всех стадиях проектирования. Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится частным методом вариантного архитектурного проектирования. Методика архитектурного проектирования, основанная на макете, является главной на первых курсах, так как основное внимание обращено на структурно – композиционную сторону архитектурных объектов [20]. Исследования проблемы формирования у человека образов, действий и понятий, проведенные психологами и педагогами, дают основание говорить о дидактическом эффекте предметного моделирования. Предметное объемно-пространственное моделирование или макетирование как метод, сопутствующий творческим стадиям архитектурного проекта – активное средство обучения, имеющее преимущества перед графическими средствами. Студент лишь постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическое изображение, тогда как при проведении предметной деятельности – макетирования – это происходит скорее. В макете творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение. Архитектурные макеты делаются из условного материала (бумага, картон, пенопласт, пластик, дерево), они имитируют лишь некоторые свойства оригинала и потому качественно от него отличаются. В основном они отображают пространственные, пластические особенности объекта в условном или определенном масштабе. Макетное проектирование, по мнению Б. Г. Бархина, А. Э. Коротковского, А. В. Степанова и других архитекторов преследует следующие цели:
1) содействовать творческому поиску;
2) быть геометрически-наглядной проверкой объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов;
3) служить предметной иллюстрацией для контрольной проверки конечного результата проектирования.
Макетирование вызывает творчески-активную деятельность студента, связанную с визуализацией и восприятием – мыслительным «обмериванием» макета, отыскиванием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль, зрительно воспринимать и оценивать решение. Навыки по всем видам композиции закрепляются на конкретных упражнениях и проектах, на основе тщательно – разработанных функциональных программ – заданий: при градостроительном макетировании достигается единство планировочного замысла и пространственной идеи застройки, связь с природной и градостроительной ситуацией; объемно-пространственное макетирование проектов павильонов, клубов, школ способствует поиску трехмерного пластического представления о сооружении, как и об абстрактной объемной форме; макетирование интерьера позволяет показать многоуровневое развитие пространства. Метод архитектурного проектирования – макетирование на первом уровне обучения оказывает формообразующее действие, развивает творческую активность, важность которых незаменима на старших курсах обучения архитектурной профессии.
Вопросам композиции в методике проектирования на первых 2 –х курсах обучения «Основам архитектурного проектирования» уделяется огромное внимание в Уральской государственной архитектурно – художественной академии(С. В. Бойцов, В. И. Иовлев, А. Э. Коротковский, Т. В. Хвостенкова, Т. М. Потапова, Н. П. Чуваргина, И. В. Щепкин). Большое внимание уделяется исследованию вопросов формообразования фронтальной формы, объемной и объемно – пространственной с применением макетирования; методике проектирования малой архитектурной формы; вопросам изучения закономерностей архитектурной композиции; методике контроля учебного процесса в архитектурно – композиционной подготовке.
Эффективная методика со времен Баухауза основывается на использовании простейших моделей в изучении процессов формообразования. Эти же принципы были применены и разработаны в программе подготовительного курса ВХУТЕМАСа. Ее суть состояла в том, чтобы изучение свойств и условий при которых форма достигает наибольшей выразительности восприятия, проводилось на основе исследования простейших геометрических тел (легко доступных восприятию, анализу, описанию). Этот метод, получивший название аналитического или «беспредметного», активно применяется и в уральской архитектурной школе (САИ – УралГАХА). Методика позволяет выявить выразительные возможности геометрической формы, что воспитвывает чувство формы. Возможности метода, как инструмента, позволяющего приступить к изучению процессов композиционного формообразования, показательны на примере формообразования фронтальной композиции (рельефа) как процесса взаимодействия массы и пространства (последовательного изменения количественного соотношения массы и пространства в объеме изобразительного поля). Кроме изменения соотношения пространства и массы, важны пластические признаки: членение, очертание и тон. Членение – один из пластических признаков, действующих как по фронту (границе массы с пространством) так и в глубину, является количественным показателем во взаимодействии изобразительных средств. Формально это проявляется в изменении линейных размеров по высоте, ширине, глубине, площади поверхности. Очертание – пластический признак, действующий как по фронту так и в глубину, является качественным показателем взаимодействия основных изобразительных средств, то есть отражает характер их взаимопроникновения. [106]. Это проявляется в изменении характера поверхностей, лежащих на границе массы и пространства. Тон понимается как ощущение светлоты поверхности (ахроматической или хроматической). Это пластический признак является как количественным, так и качественным показателем взаимодействия основных изобразительных средств. Умение сознательно управлять процессом создания выразительной формы на основе отработки определенной методики, особенно важно на первых курсах обучения, когда происходит становление будущего специалиста-архитектора, для которого не меньшее значение имеют методы исследования архитектурного пространства [257]. В задачи архитектурного проектирования входит развитие наглядных методов: графического – построение перспективы и масштабного – с активным использованием макетов. После анализа исходных данных на первом этапе проектирования, на втором этапе – творческого поиска развивается и реализуется замысел пространственной композиции в наглядной форме: графические зарисовки и рабочий макет; на третьем этапе замысел последовательно уточняется [254]. Окончательные проектные документы должны отражать не только результат, но и ход процесса проектирования. В учебном проектировании это приобретает особое значение для контролирования последовательности творческого развития замысла, наглядности процесса обучения.
Начиная с первых ступеней обучения, когда для студента остается еще недостаточно ясным по их содержанию такие противоречивые стороны объекта, как структурные, функциональные и эстетико-информационные. При этом эстетико-информационные, композиционные аспекты являются наиболее универсальными и могут рассматриваться как основное содержание на первой ступени овладения профессией. Постепенно по мере развития творческой активности, получения специальных профессиональных знаний, студенческая деятельность приобретает большую продуктивность, содержательность, функциональность, конструктивность и технологичность в создании законченного архитектурного проекта.
На инженерно-архитектурном факультете МГСУ (Московский государственный строительный университет МИСИ) актуальным и необходимым условием обучения инженера – архитектора и развития его творческих способностей является овладение всеми навыками работы по дисциплине «Основы архитектурного проектирования» как то: графика, архитектурное моделирование – макетирование, начальное проектирование (на первых двух курсах) и типология ( на следующих трех курсах). Архитектурной графике посвящены упражнения по черчению, осваивающие методы и приемы чертежа; упражнения по решению плоскостной композиции; упражнения, посвященные построению шрифтов. На первом курсе выполняются курсовые проекты: «Памятник архитектуры» – вычерчивание тушью, «Остановка» – вычерчивание тушью. При выполнении макетных упражнений по архитектурной композиции: фронтальной, объемно-пространственной и глубинно-пространственной происходит ознакомление с приемами и средствами формирования композиции, созданием пластики, освоением приемов формирования объемной композиции и ее размещения в пространстве; освоение приемов и средств организации открытых и закрытых пространств с использованием объемных и фронтальных элементов рельефа. Начальное проектирование по дисциплине «Основы архитектурного проектирования» в учебном процессе решает комплекс задач от формирования градостроительной планировочной структуры до разработки конкретных сооружений и их деталей. Тематика учебного проектирования последовательно усложняется от первого проекта (автобусная остановка, монумент, вход в парк) до последнего (выставочный павильон, кафе, парковый павильон) с выполнением макета. На этих проектах начального этапа обучения развивается творческая активность, закладываются основы комплексного, продуктивного проектирования; осваиваются методы и способы графического изображения; особенности использования цвета, фактуры; закономерности архитектурной композиции. Чему в большой мере способствует выполнение макетов в виде упражнений – эскизных макетов и макетов, выполняемых в конкретном масштабе.
Архитектурный факультет Иллинойского технологического института – инженерно-архитектурная школа, открытая в 1938 году Мисом ван дер Роэ – одним из руководителей Баухауза – крупнейшим немецким архитектором. Это ему принадлежит заслуга в создании архитектурной школы с новым концептуальным подходом к профессиональному образованию, привнесенным из практики Высшей школы строительства и художественного конструирования: ее рационалистической художественной программы обучения. Образование по новой методике активно задействовало в учебный процесс, помимо общеобразовательных дисциплин, большой комплекс художественных и ремесленных практических дисциплин, изучающих визуальные, тактильные свойства материалов; эстетические, колористические и конструктивные свойства архитектурной формы и ее психо-эмоциональное воздействие на человека.
И поныне архитектурное образование в институте придерживается программы, разработанной Мисом ван дер Роэ: в основном – 3-х летнем курсе обучения, кроме необходимых в обучении инженера – архитектора дисциплин, как то: введение в архитектурное проектирование; графический язык архитектуры; архитектурные конструкции и системы зданий; структурные плиты в перекрытии большепролетных зданий; изучение практики строительства; информатика( обучение существующим и новейшим компьютерным программа); история архитектуры; история и критика современной архитектуры; история чикагской школы архитекторов; изучение мастеров архитектуры 20 века и их наследия; в течение 3 лет происходит обучение рисунку и живописи (в том числе практики по рисунку и живописи); в течение трех лет осуществляются активные занятия в архитектурных студиях и мастерских по работе с макетом в разных материалах: от бумаги и картона до реальных строительных материалов (древесное полотно, синтетическое полотно и полистирол, гофрированный картон, сосновые полиматериалы, гипс, кирпич, медь, сталь). В первый год работы в архитектурных студиях изучается работа с абстрактной формой в макете: изучаются проблемы глубины пространства – восприятия, визуальные характеристики архитектурной композиции из простейших геометрических форм – образного мышления и формообразования, через осязание материала развиваются профессиональные навыки; затем выполняются макеты домов, запроектированных известными архитекторами. Во второй год в архитектурных студиях происходят регулярные визуальные тренировки, имеющие задачей эстетическое развитие по изучению форм, пропорций, ритма, цвета; по восприятию массы в контексте – среда или в ограниченном пространстве. Эти тренировки являются переходом в заключительные этап макетирования на третий год обучения. В этот период работа осуществляется в мастерских, а то и на улице – на площадках-газонах территории института, так как макеты выполняются в большом масштабе из реальных строительных материалов. Происходит поиск – изобретение новых конструктивных форм, использование которых возможно в новых строительных технологиях. Работа над архитектурной формой в мастерских продолжается студентами 3, 4, 5 курсов.
Благодаря методике макетного проектирования осуществляется продуктивное творческое исследование, развивающее творческую активность, а так же теоретический и практический поиск новых технологий в архитектуре, что является главным направлением деятельности факультета. Методика макета проходит сквозной линией через весь основной курс обучения. Еще основателем факультета – Мисом ван дер Роэ был выдвинут направляющий принцип развития факультета архитектуры, стоящий на первом месте и сейчас: архитектура должна принадлежать своему времени, «запечатлеть» время. То есть проекты, выполняемые студентами – будущими архитекторами должны быть востребованными, современными и актуальными с технологической, конструктивной и художественно-эстетической точки зрения [ 250; 297].
Архитектурный факультет Берлинского технического университета – инженерно-строительной школы Германии, выпускает после 5-летнего обучения инженеров – архитекторов. Обучение делится на два цикла. В первом – подготовительном происходит обучение следующим дисциплинам: проектирование, строительные конструкции и строительная практика, градостроительство, история архитектуры и строительной техники, социология, экономика, начертательная геометрия, рисунок, живопись, строительные материалы, инженерное оборудование. Такая дисциплина, как проектирование основным курсом проходит через все годы обучения (не только первый цикл) и включает в себя основы проектирования, типологию зданий, городское строительство, теорию архитектуры, строительные конструкции и отделочные работы, технологию строительного производства. После первого цикла сдаются экзамены, определяющие дальнейшую специализацию, и начинается цикл специализированного обучения, в котором много времени отводится самостоятельной работе студента – самообучению, в том числе в макетных мастерских, площадь которых позволяет одновременно заниматься 100 и более студентам, в этих мастерских студенты могут заниматься и макетом и чертежными работами. В течение всего времени обучения подготовительного и основного циклов обязательной практической составляющей обучения является изготовление макетов из дерева, пластмасс, бумаги, картона. Изготовление макета в этом техническом вузе – один из важнейших педагогических приемов для развития у студентов творческой активности (воображения, мышления, интуиции, креативности, творческого потенциала, восприятия), формирования конструктивных навыков, постижения закономерностей связи архитектурной формы с инженерной конструкцией, понимания тектонической сущности работы строительных материалов. Во время прохождения основного цикла обучения студенты выполняют 4 курсовых проекта, а так же сдают экзамены по типологии зданий, архитектурной теории, технологии строительного производства, строительным конструкциям. Экзамены проводятся в форме свободной беседы, в рамках предмета, в которой студент должен проявить профессиональное владение материалом. Решение учебных заданий по проектированию направлено на выявление способностей решать типовые задачи, спроецированные на реальные проектные ситуации. Упор на протяжении всего обучения делается на развитие творческих навыков и творческого потенциала, а так же продуктивной творческой деятельности будущего специалиста инженера – архитектора. Важнейшую роль в этом играет макетирование, развивающее творческую активность, предметное исследование архитектурной формы, выявление технологических закономерностей строительных материалов.
Если сравнить художественную составляющую в обучении профессии в архитектурных вузах и в зарубежных технических вузах, рассмотренных нами, то в технических, инженерно – строительных вузах нашей страны, в том числе в МГСУ-МИСИ, а так же КГАСУ, СПбГАСУ, УрФУ и др. наблюдаем следующее: складываются благоприятные условия для научно – технической подготовки; комплексная разработка архитектурных и инженерных задач осуществляется с помощью общих для вуза инженерных кафедр и лабораторно – производственной базы. В более трудных условиях находится архитектурно – художественная подготовка в силу ограниченного числа специальных кафедр и ограниченного количества часов ( 2 пары – 4 часа в неделю), выделенного в учебном плане на художественные дисциплины: «Основы архитектурного проектирования», «Рисунок» (живопись, скульптура) на 1-м. 2-м курсе. Если сравнить время, отведенное на эти дисциплины в архитектурных вузах нашей страны и в технических вузах, готовящих архитекторов за рубежом ( в том числе рассмотренных нами), то оно в 2, в 2,5 раза больше – 8 – 10 часов в неделю. Технические вузы призваны решать сложную проблему – готовить архитекторов, способных самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы. Этому должно содействовать овладение методами творческой проектной деятельности, которые будут интенсивно развивать творческую активность, самостоятельные продуктивные действия студента и другие элементы творчества, в сочетании со способностью аналитически оценивать ход решения проектной задачи; формировать у учащегося оригинальность образного мышления. Одним из таких методов, способствующих становлению профессионализма, является макетирование. Этот творческий метод остается основополагающим в процессе проектного поиска многих архитекторов — профессионалов (Рис.20 - 22).
Современный процесс профессиональной подготовки в системе архитектурного или инженерно-архитектурного образования состоит из трех ступеней, особенно значимой из которых представляется первая ступень – этап адаптации, где закладываются основы профессии и происходит освоение художественно-изобразительных дисциплин (рисунок, живопись), архитектурной графики, теории архитектурной композиции, основ архитектурного проектирования. На этой ступени студенты обучаются макетному проектированию, а главной дисциплиной становится «Основы архитектурного проектирования», в процессе которой они изучают свойства и закономерности композиции, осуществляется развитие их художественных и композиционных способностей, воображения и объемно-пространственных представлений (Рис.1 - 19; 23 -26). Именно на этом этапе необходимо особое внимание уделять развитию творческой активности студентов, которая и является основой для создания творческих, а не репродуктивных проектов. Особенно в технических вузах, где метод макета является самым аналитическим, наглядным и предметным методом, интенсифицирующим освоение учебной дисциплины «Основы архитектурно проектирования» на 2-м, 3-м курсе (2 пары – 4 часа в неделю).