Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 48, п. 1., п.п.1] «…педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой …».
Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, повлекло за собой введение ряда изменений в организацию процесса образования.
Так, например, новый закон «Об образовании в Российской Федерации» внес изменения в терминологию образовательного права.
В статье 2 образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Таким образом, образовательная программа школы становится единственным нормативным документом, определяющим содержание образования в конкретной школе.
Согласно статье 28 разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относится к ее компетенции. Основные общеобразовательные программы определяют, прежде всего, содержание образования и разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Учитывая, что ФГОС представляет совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, а уровень образования – это завершенный цикл образования, количество основных общеобразовательных программ должно соответствовать количеству реализуемых организацией уровней общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование).
Ознакомиться с реестром примерных основных общеобразовательных программ можно на сайте http://fgosreestr.ru/.
Составной частью образовательной программы являются программы отдельных учебных предметов. Нормативным документом, регламентирующим структуру рабочей программы, является «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (п. 18.2.2):
1. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2. общая характеристика учебного предмета, курса;
3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5. содержание учебного предмета, курса;
6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» Департаментом государственной политики в сфере общего образования внесены изменения в ФГОС ОО в части требований к рабочим программам учебных предметов. А именно, основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программа курсов внеурочной деятельности должна содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации (письмо Департамента образования Белгородской области «Об основных образовательных программах общего образования» (от 11.02.2014 № 9-06/789- НМ)).
Согласно «Исчерпывающему перечню отчетов и информаций, представляемых педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений области» (приказ департамента образования Белгородской области от 28 марта 2013 года № 576) структура рабочей программы по предмету определяется ФГОС и утверждается локальным актом образовательной организации.
Рабочие программы по отдельным предметам необходимо разрабатывать на срок действия основной образовательной программы (нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего общего образования – 2 года). Правомерно говорить о ежегодном обновлении календарно-тематического планирования как составной части той или иной рабочей программы.
Если исходить из того, что разработка основной образовательной программы - это компетенция образовательной организации, то к компетенции организации относится и разработка рабочих программ по отдельным предметам, входящим в структуру основной образовательной программы. Образовательная организация вправе распределять полномочия по разработке рабочих программ.
Рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов, примерных программ и авторских программ действующих УМК.
При разработке рабочей программы следует также учесть количество учебных недель. В отличие от действовавшего Типового положения об общеобразовательном учреждении, в котором было определено не только начало учебного года, но и его продолжительность в неделях, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015, однозначно определяет только начало учебного года (1 сентября). По поводу окончания учебного года в данном Порядке говорится, что учебный год заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.
Продолжительность учебного года определяется общеобразовательной организацией на основе федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Объем внеурочной деятельности за 5 лет обучения на уровне основного общего образования может составлять до 1740 часов.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося не может составлять менее 2170 часов и более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Объем внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования за 2 года обучения может составлять до 700 часов.
При разработке рабочей программы учебного предмета учитель может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся, т.е. домашнее задание. Методические рекомендации по организации самостоятельной подготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательных программам начального общего, основного общего и среднего общего образования разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и рекомендованы письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2015 № ПТ-670/08.