Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета
«ФИЗИКА»
Основными задачами изучения учебного предмета «Физика» являются:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;
- развитие представлений о физике как части общечеловеческой культуры, ее значимости для общественного прогресса, идеях и методах физической науки, границах применимости физических законов и теорий, роли выдающихся ученых в развитии физики;
- освоение системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- формирование основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры грамотного экологического поведения в окружающей среде, значимости физики для установления гармонии между человеком и природой;
- формирование ключевых компетенций, в рамках которых учащиеся должны овладеть умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, планировать, выполнять и оценивать результаты физических экспериментов, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации; использовать физические знания в практической деятельности;
- овладение умениями применять полученные знания для обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- воспитание стремления к познанию природы, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
Обращаем внимание, что с 2016/2017 учебного года учебный предмет «Физика» будет изучаться начиная с VII класса. Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Физика» на II ступени общего среднего образования остается неизменным, поскольку в IX классе физика в дальнейшем будет изучаться в количестве трех учебных часов в неделю.
В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:
для VII-IX классов:
Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Фізіка. VI–XI класы. Астраномія. XI клас. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Физика. VI–XI классы. Астрономия. XI класс. – Минск: Национальный институт образования, 2012;
для Х класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (базавы ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (базовый уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2015;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (павышаны ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (повышенный уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2015;
для ХI класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2016;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Фізіка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (павышаны ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Физика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (повышенный уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2016.
Обращаем внимание на изменения в содержании учебных программ для ХI класcа:
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Исключены темы | |
Вынужденные электромагнитные колебания. Преобразование переменного тока. Призма. Ход лучей в призме. Дисперсия света. Спектр. Спектральные приборы. Преобразования Лоренца. Пространство и время в специальной теории относительности. Квантово-механическая модель атома водорода. Спонтанное и индуцированное излучение. Энергетический выход ядерных реакций. Ионизирующие излучения. Элементы дозиметрии. | Преобразование переменного тока. |
Исключены лабораторные работы | |
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
Добавлены темы | |
Действие электромагнитного излучения на живые организмы. Действие ионизирующих излучений на живые организмы. Сферические зеркала. | Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Действие электромагнитного излучения на живые организмы. Наблюдение и применение интерференции света. Сферические зеркала. Поперечность световых волн. Поляризация света. Дисперсия света. Спектр. Спектральные приборы. Действие ионизирующих излучений на живые организмы. Импульс фотона. |
Добавлены лабораторные работы | |
Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Измерение жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника. | Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Измерение жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника. |
Упрощена лабораторная работа «Изучение тонкой собирающей линзы» |
В учебной программе базового уровня увеличен объем учебного материала, предъявляемого на уровне представления, снижен уровень сложности практической составляющей содержания учебной программы.
В учебной программе повышенного уровня увеличен объем учебного материала, предъявляемого на уровне понимания, усилены требования к умениям решать сложные задачи.
Для организации процесса обучения и подготовки к учебным занятиям учителю рекомендуется использовать дополнительные материалы, размещенные на Национальном образовательном портале (www.adu.by/ Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Физика).
Предлагаем использовать в образовательном процессе материалы работ победителей заключительного этапа XI Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»:
«Электронный модуль «Электромагнетизм»» (Лебедкина Наталья Викторовна, преподаватель физики, Шавейко Алла Александровна, преподаватель специальных дисциплин УО «Минский государственный колледж электроники»);
«Виртуальная лаборатория. Физика, 6 класс» (Борисенко Александр Александрович, Тишкевич Светлана Александровна, учителя информатики ГУО «Поселичская средняя школа» Хойникского района Гомельской области).
При проведении фронтальных лабораторных работ в VII-XI классах и практикумов по решению задач в X-XI классах осуществляется деление класса на 2 группы в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования. Деление класса на 2 группы при наполняемости классов меньше нормы при проведении фронтальных лабораторных работ и практикумов по решению задач осуществляется в соответствии с пунктом 57 Положения об учреждении общего среднего образования.
Основными задачами методической деятельности в 2016/2017 учебном году являются:
– совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Физика»;
– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания физики на базовом и повышенном уровнях изучения в условиях профильного обучения;
– обеспечение системной допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования;
– реализация компетентностного подхода в преподавании физики;
– методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей физики и их успешной аттестации.
На заседаниях методических формирований учителей физикирекомендуется рассмотреть актуальные вопросы теории и методики преподавания физики с учетом методических рекомендаций, опубликованных по итогам мониторинга качества образования в учреждениях общего среднего образования, и эффективного педагогического опыта работы учителей района в условиях профильного обучения.
Предлагается следующая тематика заседаний:
- принципы отбора, систематизации и адаптации предметного содержания на учебных занятиях с учетом базового и повышенного уровней изучения предмета;
- пути реализации компетентностного подхода в образовательном процессе по физике;
- система деятельности учителя в обеспечении качества физического образования при организации допрофильной подготовки учащихся;
- организация эффективной учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях по физике;
- пути и методы совершенствования рефлексивной деятельности на учебных занятиях по физике;
- способы формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся;
- представление опыта педагогической деятельности учителя физики в использовании эффективных образовательных практик по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
Приложение 13