ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Требования к содержанию образования в нашем государстве определяются генеральной целью формирования человека-граж­данина сегодняшнего и завтрашнего общества

Требования к содержанию образования в нашем государстве определяются генеральной целью формирования человека-граж­данина сегодняшнего и завтрашнего общества. Приоритетными провозглашены процессы воспитания и образования граждан. Национальная система образования совершенствуется с учетом мирового и отечественного опыта.

Свою руководящую роль государство реализует через создание и внедрение Государственного стандарта образования. Государст­венный стандарт общего среднего образования определяется как требования, которые предъявляет государство к уровню образо­вания, выпускников школ, и гарантии государства по его дости­жению. Соблюдение Государственного стандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В образовательном стандарте выделяются два компонента — ин­вариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматрива­ется и изменяется сравнительно редко, и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества. Эта часть система­тически обновляется и пересматривается. Структура стандарта: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативной со­ставляющих содержания, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Базисный учебный план дает целостное представление о со­держательном наполнении и соотношении образовательных областей знаний по годам обучения в средней школе и его общей структуре. Государственный компонент составляет инвариант­ную часть базисного плана, а региональный (школьный) компо­нент — часть вариативную. Устанавливается распределение часов на образовательные области, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору и факультативы.

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки фактически задают минимальные равные условия для усвоения содержания по степеням обучения — начальная, основная и старшая (полная) школа. Достижение этих уровней должно свидетельствовать о выполнении намеченных целей. За­даются критерии в виде типовых задач, устанавливаются нормы оценок соответствия уровня образованности каждого конкретного выпускника требованиям Государственного стандарта.

Образовательный стандарт задает также общие требования к разработке нормативных документов образования, их практичес­кой реализации в учебно-воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта — не допустить снижения уровня об­разованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. Образовательный стандарт — своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. На основе стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности, а в перспективе предусматривается введение итогового тестирова­ния для всех выпускников средних общеобразовательных учреж­дений, независимо от форм собственности и подчинения. Пусть учебные заведения свободно избирают формы и методы деятель­ности, соревнуются между собой за лучшее предоставление обра­зовательных услуг, но уровень подготовленности выпускников ни в одном из них не может быть ниже требований, установленных Государственным стандартом. Образование, как и любой иной про­дукт, должно иметь сертификат качества.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (ви­деодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план — это сертификат учебного заведения, опреде­ляющий продолжительность учебного года, длительность чет­вертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в не­делю на изучение каждого предмета; структуру и продолжитель­ность практикумов, лагерных сборов и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом вос­питательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом зако­номерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигие­нических и организационных требований, сложившихся тради­ций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обяза­тельные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда под­ходят для новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев), которые могут разрабатывать свои собственные документы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: объяснитель­ную записку о целях изучения данного предмета, основных тре­бованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых фор­мах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов кур­са; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую ли­тературу.

В связи с углублением процессов дифференциации образова­ния разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по од­ному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Наши рекомендации