У детей с органическими нарушениями произношения этот критерий не учитывается
Проверку чтения наизусть рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего контроля. Целесообразно проводить в течение 2-3 уроков проверку чтения наизусть стихотворения или прозаического произведения, которые определены для обязательного изучения.
Проверку изучения наизусть произведений малых жанров (скороговорок, пословиц, поговорок) советуем проводить в процессе текущего оценивания.
Ориентировочные требования к качеству чтения наизусть для учеников 2-4 классов:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Ученик / ученица нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст; читает нечетко, допускает орфоэпические ошибки, не использует средства выразительности. | |
Ученик / ученица читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, допускает орфоэпические ошибки, неправильно использует средства выразительности. | |
Ученик / ученица знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности; допускает отдельные орфоэпические ошибки, иногда неточно передает интонационный рисунок. | |
Ученик / ученица твердо, без подсказок знает текст наизусть, читает с соблюдением норм орфоэпии, выразительно, уместно использует языковые и внеязыковые средства выразительности. |
2.2.4.При проверке и оцениванииумения выразительно читать текст по ролямучитываются такие требования: своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать без ошибок; читать выразительно.
Сформированность навыка выразительного чтения по ролям оценивается так:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Ученик / ученица допускает ошибки по трем требованиям | |
Ученик / ученица допускает ошибки по двум требованиям | |
Ученик / ученица допускает ошибки по одному из названных требований | |
Ученик / ученица выполняет все требования |
2.2.5. Ориентировочные требования к качеству умения пересказывать текст для учеников 2-4 классов:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Ученик / ученица не может передать содержание прочитаного; допускает большое количество речевых и орфоэпических ошибок. | |
Ученик / ученица пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые и орфоэпические ошибки. | |
Ученик / ученица допускает 1-2 фактические или речевые ошибки, неточности, самостоятельно исправляет их, в целом не искажая содержания. | |
Ученик / ученица пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. |
Чтение молча
Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) в 3-4 классах рекомендуем проверять и оценивать (начиная с 3 класса, II семестра) во время текущего и семестрового контроля.
Учитываются такие характеристики этого вида чтения: способ (наличие или отсутствие артикуляции - внешних речевых движений), понимание содержания прочитанного, темп чтения.
Контроль технической стороны навыка чтения молча (способ, темп) учитель может осуществлять во время проведения семестровых письменных (самостоятельной и контрольных) работ по такой методике.
Сначала на материале текстов учитель проверяет техническую сторону чтения. Для этого предлагает ученикам взять в руки карандаши. По указанию учителя: «Начинаем читать!» - школьники углубляются в чтение. Через 2 минуты учитель говорит: «Остановитесь». Каждый из учеников ставит карандашом точку над словом, на котором он остановился. Далее ученики дочитывают (перечитывают) текст и выполняют предложенные задания.
В процессе проверки учитель устанавливает количество прочитанных слов каждым учеником (ученицей) за 2 минуты, которое делит на 2, и получает количество слов, прочитанных за 1 минуту.
Ученикам, у которых темп и способ чтения не соответствуют нормативным показателям, советуем снижать оценку не более чем на 1 балл.