Тема: Концептуальные основы социально-педагогического сопровождения развития приемного ребенка в замещающей семье
Тема: Демографические аспекты состояния и развития семьи
Основные понятия темы:демографические аспект
Вопросы темы:
1. Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции семьи. Социально-экономический фактор поведения семьи.
2. Социально-экономический фактор поведения семьи.
3. Необходимость создания системы социально-педагогической поддержки детей на муниципальном уровне.
4. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска и их семей.
5. Организация работы по созданию муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства.
6. Особенности решения социально-педагогических проблем за рубежом.
Методические рекомендации студенту к практическому занятию
Примечание: разработка портфолио социального педагога, включающего весь необходимый инструментарий для работы с семьями, воспитывающими детей группы риска.
1. Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.
2. Используя источник № 4 списка литературы, С. 241 – 242 – заполните «Карту семьи» 2 – 3 сокурсников. Проанализируйте информацию, сформулируйте выводы, результаты анализа представьте группе.
Практические занятия 4 - 6.
Тема: Психологические особенности взаимоотношений семьи и ребенка
Основные понятия темы:взаимодействие, взаимоотношение семьи и ребенка; дезадаптация; адаптация; социально-трудовая адаптация.
Вопросы темы:
1. Особенности развития и воспитания детей в семье.
2. Стили семейного воспитания. Воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии.
3. Консультирование родителей и детей: задержка психического развития; проблемы в семье; посттравматический стресс и посттравматическое расстройство.
4. Консультирование родителей и подростков: развитие самосознания; проблема одиночества в подростковом возрасте; работа с трудными подростками; работа социального педагога с учителями и родителями; техники, применяемые в системном подходе.
5. Модели профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.
6. Технологии социально-трудовой адаптации несовершеннолетних за рубежом.
7. Социально-психологические механизмы работы с дезадаптивными детьми.
Методические рекомендации студенту к практическому занятию
1. Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.
2. Разработайте конспект собеседования социального педагога с родителями детей и подростков, относительно решения проблем социальной дезадаптации. Обсудите полученные результаты в группе.
3. Разработайте правила-памятки для родителей по изученной Вами теме. Проекты защите в группе, создайте один вариант памятки, используя презентацию.
Практические занятия 7 - 9.
Тема: Становление и развитие института замещающей семьи
Основные понятия темы:институт замещающей семьи.
Вопросы темы:
1. Генезис института замещающей семьи: из истории опеки и попечительства в России.
2. Анализ зарубежного опыта семейно замещающей заботы о детях, лишенных родительского попечения.
3. Состояние проблемы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
4. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей: этапы, функции и методы.
5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения: задачи, функции, методы и формы.
Методические рекомендации студенту к практическому занятию
1. Изучив указанную литературу, ответьте на вопросы темы.
2. Составьте каталог статей с их аннотацией, раскрывающие сущность изучаемой Вами темы (не менее 10).
3. Подготовьте рефераты на следующие темы:
- Ребенок в замещающей семье;
- Стили воспитания в замещающей семье;
- Организация досуга в замещающей семье.
Практические занятия 10 - 12.
Тема: Концептуальные основы социально-педагогического сопровождения развития приемного ребенка в замещающей семье
Основные понятия темы:социально-педагогическое сопровождение.
Вопросы темы:
1. Теоретические подходы к развитию и воспитанию приемного ребенка в замещающей семье.
2. Теоретико-методологические основы социально-педагогического сопровождения процессов развития и воспитания ребенка в замещающей семье.
3. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
4. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.