ТЕМА 6. Теория и технология развития словаря у детей.
Лекция (4 часа)
Экспресс-опрос
- что такое фонематический слух?
- назовите принципы обследования речи детей
-перечислите основные приемы воспитания звуковой культуры речи
Экспресс-опрос
- что такое словарная работа?
- укажите значение словарной работы для общего и речевого развития ребенка
- перечислите основные направления словарной работы
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, ее значение для общего и речевого развития ребенка. Закономерности овладения детьми словом как структурно-семантической единицей языка.
Основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста, их теоретическое обоснование. Характеристика методов и приемов словарной работы. Лексические упражнения, их использование для решения задач словарной работы.
Роль литературы и фольклора в становлении образности детской речи.
Вопросы к практическим занятиям (6 часов):
Дидактические игры по развитию словаря. Формирование словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов. Развитие оценочной лексики у детей. Методика развития словаря в процессе наблюдения за трудом взрослых. Формирование словаря дошкольников в разных видах деятельности.
План практических занятий 10,11:
Экспресс-опрос
-что такое слово? Его признаки.
- перечислите методы словарной работы
- перечислите приемы словарной работы
Экспресс-опрос
- что такое активный и пассивный словарный запас?
- дайте определение лексическому значению слова
- назовите приемы работы с синонимами
1.Слово - важнейшая единица языка. Номинативная функция слова.
2.Содержание слова: денотативное, понятийное, коннотативное. Усвоение слова с точки зрения разных компонентов языка: фонетическое усвоение слова, грамматическое усвоение слова, усвоение слова как единицы номинации.
3.Словарная работа в детском саду. Задачи словарной работы, ее значение для общего речевого развития детей в детском саду.
4.Связь словарной работы с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающем мире.
5. Задачи словарной работы в разных возрастных группах. Методы и приемы работы по формированию словаря дошкольников.
Задания к семинару:
1) Подготовить сообщение по одному из вопросов плана
2) Подобрать дидактические игры для развития словаря детей, определить методическую цель игры
Методические указания
Вспомните особенности усвоения лексики детьми разного возраста. Отметьте причины ограниченности словаря на разных возрастных этапах, особенности включения ребенком слов в активную речь. Покажите роль общения со взрослым в становлении словаря ребенка.
Обратите внимание на то, что задачи и содержание словарной работы включаются во многие разделы программ воспитания и обучения в детском саду: в ознакомление с природой, в эстетическое воспитание, в развитие элементарных математических представлений и т.д.
Раскройте особенности развития словаря на занятиях, в труде, игре, повседневной жизни, т.е. в разных видах деятельности. Покажите, как происходит усложнение задач словарной работы от группы к группе. Укажите, почему необходимо производить целенаправленный отбор содержания, чем определяются объем и качественная сторона лексики детей разных возрастных групп, а также — по каким направлениям происходит усложнение содержания словарной работы.
Покажите, через систему каких занятий осуществляется реализация программы по словарной работе, как организуется и проводится словарная работа при обучении детей пересказыванию, при рассматривании картин, во время экскурсий, специальных наблюдений и т.д. Раскройте многообразие методических приемов, которые используются в словарной работе в зависимости от поставленных задач.
Рекомендуемая литература:
1. Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.
2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.
3. Программа "Радуга".
4. Программа "Детство".
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991.
План практического занятия 12:
Экспресс-опрос
-что такое антонимы?
- назовите приемы работы с фразеологизмами
- приведите примеры игровых заданий, используемых при развитии словаря
1. Особенности методики и формирования видовых обобщений в младшем и среднем дошкольном возрасте.
2. Введение в словарь детей среднего и старшего дошкольного возраста слов, обозначающих элементарные родовые обобщения.
3. Связь данных занятий с занятиями по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и по сравнению предметов.
Задания к семинару:
1) Подготовить сообщение по одному из пунктов плана.
2) Разработать конспект фрагмента занятия по формированию словаря детей.
Методические указания
Отвечая на первый вопрос, отметьте, что служит основой для видовых обобщений, а что — основой дифференцирования, конкретизации понятий; согласно каким критериям необходимо формировать подбор предметов для данного вида занятий. Остановитесь на организации деятельности с предметами и речевой активности детей.
При ответе на второй вопрос покажите, как происходит выделение и осознание детьми существенных и несущественных признаков. Покажите освоение родовых обобщений на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Дайте характеристику организации, структуры занятий.
При ответе на третий вопрос докажите, что занятия данного типа являются логическим продолжением занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и по сравнению предметов. Приведите примеры, покажите роль этих занятий в развитии мышления детей.
Рекомендуемая литература:
1. Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. —М., 1984.
2. Логинова В.И., Орлянская И.А. Формирование видовых отношений у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей в детском саду. —Л., 1981.
3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996.
4. Занятия по развитию речи в детском саду/Под ред. ОС. Ушаковой. — М., 1993.
5. Программа "Радуга".