Конец 1920-х гг.
Через десять лет после знаменитого «Обращения народного комиссара по просвещению к гражданам России» специальная школа изменилась до неузнаваемости. Теперь она подчинялась другим ведомствам (государство возлагало заботу о детях инвалидах то на Наркомат социального обеспечения7", то на Наркомздрав, то на Наркомпрос), финансировалась из иных источников и в иных объёмах, ею руководили люди, чьё мировоззрение, система ценностей, мораль базировались на коммунистической идеологии. Да и размещаться новой специальной школе предстояло в других, как правило, худших, нежели до революции, зданиях. Почти полностью поменялся педагогический корпус, на учительские кафедры взошли молодые люди, в массе своей принявшие новые политические лозунги, достижения старой школы большинству из них были насколько не известны, настолько и не интересны. На учительские столы и школьные парты легли учебники совсем иного содержания. Советское государство установило принципиально иные цели и смыслы специального образования, вследствие чего вопрос о преемственности старой и новой школы становится неуместным.
В то же время необходимо отметить, что, теоретически определив новые принципы построения специального образования в соответствии с государственной политикой, обеспечить их выполнение на практике по объективным причинам советская власть не могла. В октябре 1926 г. Наркомпрос РСФСР публикует распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения»:
Из распоряжения Наркомпроса РСФСР «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения» (1926)
«При осуществлении воспитательных и образовательных задач школе приходится иметь дело с умственно отсталыми детьми, которые должны быть выделены из нормальных школ в специальные детские учреждения. <...> Умственно отсталых детей следует строго отличать от педагогически запущенных. <...> Отстающие дети должны остаться в нормальной школе».
Личные воспоминания участника событий дают возможность увидеть изнутри жизнь специальной школы конца 1920-х — начала 1930-х гг., а потому обратимся к воспоминаниям одной из первых выпускниц московского дефектологического факультета Анны Николаевны Смирновой (1895—1992). Её судьба и профессиональная деятельность тесно переплелись и со становлением новой системы высшего образования педагогов-дефектологов, и с развитием московской сети учреждений для дефективных детей, а поэтому её личные воспоминания обретают силу исторического свидетельства.
«В 1929 г. вернулась в Центральную Россию и поселилась в Москве. Имея диплом об окончании дефектологического факультета, всё же в те годы не сразу смогла устроиться во вспомогательной школе. В Наркомпросе, МОНО и отделах народного образования выслушивали и разговаривали со мной приветливо: «Вы дефектолог? Как это хорошо, нам очень нужны специалисты, но придите через неделю». И так каждый раз в течение двух месяцев. Я надеялась, ждала, волновалась. Сбережения таяли. Что делать? Однажды, поднимаясь по широкой лестнице Наркомпроса, встретила Надежду Константиновну Крупскую. Вокруг никого не было. Она ласково ответила на мой почтительный привет, остановилась и спросила, откуда я приехала. На одну минуту промелькнула мысль: «Может быть, рассказать Надежде Константиновне, такой душевной, простой и близкой, о своих мытарствах? Ведь я окончила вуз благодаря Октябрьской революции. Она поймёт и поможет! Но — нет! У неё много забот и без меня...»
Решила действовать иначе: узнавать о свободных вакансиях непосредственно в школах. И сразу удалось устроиться в сорок пятую вспомогательную школу. Специалисты были нужны, но в административных учреждениях ещё встречались «чиновники», которые равнодушно относились к своим обязанностям.
Моя школа помещалась на Нижней Масловке в деревянном одноэтажном доме. В этом небольшом здании размещалось два польских класса, один цыганский и четыре для умственно отсталых детей. Такое «содружество» объяснялось малым числом учащихся, причём в цыганском классе занятия проводились в зависимости от настроения учеников. Иногда они не хотели идти в школу, и тогда молодой, энергичный учитель-цыган шёл по домам уговаривать, собирать своих экспансивных учеников. Цыгане жили вместе, точнее, табором, на Верхней Масловке. <...> Трудно было учителю-цыгану обучать этот темпераментный вольный народ. Но, всегда сдержанный и собранный, он терпеливо и любовно относился к своим ученикам.
Наш коллектив был многонационален и дружен. Очень нравились польские учительницы: культурные, мягкие в обращении с детьми. Одна из них была поэтесса Яроцкая. Её произведения в те годы транслировались по радио. <...> Одновременно со мной в школу поступил, после окончания педагогического института им. Н. К. Крупской, учитель Артём Терентьевич Насонкин. Менялись здания школы, её номера, уходили учителя, директора и приходили новые, но до конца своей жизни Артём Терентьевич оставался верным своим ученикам и своей школе. Педагогический коллектив возглавляли культурные и опытные учителя, но, к сожалению, они не имели дефектологического образования и их педагогические интересы склонялись скорее к массовой школе. Я стала работать с учениками третьего класса...<...>
Прошло семь лет после окончания вуза. За эти годы на дефектологическом фронте произошла переоценка теоретических ценностей. Если в своё время А. Н.Граборов рекомендовал специальные уроки по психоортопедии, то теперь они были осуждены, так как были оторваны от обычной деятельности учащихся. Признано ошибочным утверждение и другого авторитета — А. С. Грибоедова о теории «потолка» в развитии умственно отсталых детей.
Но нередко случается в жизни, что после критики перегибаются и разумные решения. Мы наблюдаем, как в некоторых вспомогательных школах учителя отходили от специальных средств воспитания. В методических объединениях дефектологи больше увлекались составлением общих учебных планов, нарушалось в школе прежнее соотношение индивидуальной и коллективной работы с детьми. Некоторые учителя не придавали значения коррекционно-воспитательной работе, и вся специфика вспомогательной школы сводилась только к сокращению учебной программы. Это объяснялось тем, что во главе таких школ нередко стояли люди случайные в дефектологии, которые не имели понятия о коррекционном воспитании...»
Анна Николаевна заканчивает аспирантуру и получает звание преподавателя высшего учебного заведения по педологии трудного детства. По распоряжению Наркомпроса, подписанному наркомом А. С. Бубновым, её назначают заведующей Сектором трудного детства Октябрьского РОНО города Москвы и инспектором вспомогательных школ.
«На моей обязанности, — пишет А. Н. Смирнова, — прежде всего лежало оказание методической помощи в воспитании детей, трудных по поведению, неуспевающих и умственно отсталых. Основная работа — отбор детей во вспомогательные школы по району.
В то время в моей судьбе принимали участие исключительно сердечные люди: два выдающихся дефектолога — Наталья Александровна и Фёдор Андреевич Рау. У меня сохранилось письмо Фёдора Андреевича, в котором он пишет: «Лев Семёнович Выготский сказал мне, что с 1 октября 1932 года начнётся преобразование ЭДИ. Ваше поступление в ЭДИ он считает вполне возможным и просит вас позвонить ему по телефону». Лев Семёнович был совершенно убеждён в организации Исследовательского института, но через несколько месяцев известил меня письмом: «К сожалению, ЭДИ, как вы, вероятно, слышали, не преобразован в научно-исследовательский институт, о чём было в своё время постановление Коллегии Наркомпроса. В связи с этим там остаётся всё по-прежнему (практическое учреждение). Я говорил о вашей кандидатуре заведующему ЭДИ тов. Данюшевскому». Кто из аспирантов-дефектологов не мечтал работать под руководством Льва Семёновича, величайшего психолога нашего времени! Но я не воспользовалась рекомендацией Льва Семёновича, так как уже увлеклась новой и очень ответственной работой в секторе трудного детства районного педологического кабинета...».
По мнению непосредственного участника событий, даже в Москве распоряжение 1926 г. «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения» исполнялось из рук вон плохо. Осознавало это и правительство, а потому в декабре того же 1926 г. выходит постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков».! Справедливости ради напомним, подобные дублирующие друг друга законы известны и по истории западной специальной школы, достаточно вспомнить английские акты «Об обучении умственно отсталых детей» (1899) и «О дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах» (1913). Повторное за короткий срок обращение государства к одному и тому же ясному, казалось бы, вопросу позволяет предположить, что исполнять изначальное предписание чиновники не торопились. К чести советского правительства, оно не стало попустительствовать нерадивым бюрократам и ждать, по примеру англичан, четырнадцать лет, ему хватило всего двух месяцев!
Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков» (1926)
«Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:
1. В целях подготовки через школу и труд глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков к общественно полезной трудовой деятельности организуются учреждения для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков, поименованные в ст. 2.
2. Учреждениями для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков являются:
а) детские дома для дошкольного возраста;
б) школы живущих и приходящих детей школьного возраста;
в) школы живущих и приходящих с профессионально-техническим уклоном для подростков;
г) школы живущих и приходящих смешанного возрастного типа с соответствующими отделениями;
д) вспомогательные группы для умственно отсталых детей и подростков при школах для нормальных детей.
3. Условия приёма в учреждения и порядок выпуска оканчивающих определяются специальной инструкцией Народного комиссариата просвещения РСФСР, согласуемой в подлежащих пунктах с соответствующими ведомствами и организациями. <...>
5. Готовящиеся к выходу из учреждений подростки должны быть зарегистрированы на биржах труда на общих основаниях <...>».
Декабрьское постановление СНК РСФСР обозначило цели и организационные формы специального образования. В частности, устанавливаются правила «постановки отбора и организации вспомогательных школ и групп», справедливо требуется «возможно более раннее определение умственной недостаточности детей». Авторы документа владеют статистикой и не скрывают, что «детей, подлежащих отбору во вспомогательные школы, насчитывается довольно значительное количество». Зная, как будут развиваться события через 10 лет, обратим особое внимание на расчётные показатели: «Процент их детей, подлежащих отбору во вспомогательные школы, исчисляется особо для каждого государства, даже для городов и отдельных частей больших городов. По Москве в последние два года он исчисляется по отношению к общему числу учащихся от 1,9 до 2». Ясно представляя себе объём грядущей работы по организации обучения умственно отсталых, Наркомпрос воздержался от требования немедленного повсеместного открытия вспомогательных школ и классов, оставляя некоторую свободу выбора форм обучения на местах. «Не предрешая пока точных организационных форм для всех губерний и областей, — гласит ведомственное распоряжение 1926 г., — Глав-соцвос может указать на нижеследующие формы вспомогательных детучреждений:
1) в больших губернских и областных городах должны быть организованы самостоятельные вспомогательные школы — экстернаты и интернаты;
2) в уездных городах (районных центрах и больших посёлках) вспомогательные группы при нормальных семилетках или нормальных детдомах».
Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков», принятое на исходе 1926 г., — первый государственный документ, регулирующий деятельность советской специальной школы (учитывая экономические реалии страны, не станем винить его авторов в очевидной аморфности документа). Постановление перечислило категории учащихся, коих следовало обучать в специальных школах, и установило типы учебных заведений. О том, какими силами и на какие средства предстояло осуществиться задуманному, законодатель умолчал. Формально исполнять постановление следовало Наркомпросу, но тот не обладал, ни полнотой власти, ни материальными ресурсами, ни иными обязательными для решения столь грандиозной задачи средствами. Ведомство в одиночку одолеть проблему не могло, а потому ровно через год СНК РСФСР издаёт новое постановление (сентябрь 1927 г.), чтобы подключить к исполнению закона местные исполнительные комитеты, ряд наркоматов РСФСР и автономных республик, а также ВСНХ, Нарком-труд, Госплан и ВЦСПС.
Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (1927)
«В целях развития мероприятий по улучшению воспитания и обучения умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:
1) Предложить местным исполнительным комитетам усилить своё внимание к делу воспитания и обучения умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков, как в части улучшения материального положения учреждений, непосредственно обслуживающих этих детей, так и в отношении организации новых школ в целях большего вовлечения не охваченных существующей сетью учреждений детей указанных категорий. В течение ближайших трёх бюджетных лет расходы на питание и одежду детей, а также учебные расходы должны быть доведены до тех норм, которые существуют в соответствующих учреждениях, находящихся на государственном бюджете, заработная же плата педагогическому персоналу должна быть доведена в течение 1928/29 бюджетного года до уровня заработной платы учителей школ второй ступени.
2) Предложить местным исполнительным комитетам предусмотреть ассигнования на организацию производственно-учебных мастерских и учреждений для обслуживания умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков, обеспечив эти мастерские соответствующим оборудованием, материалами и инструкторским персоналом, а также усилить материальную помощь действующим учреждениям указанного типа.
3) Предложить местным исполнительным комитетам предусмотреть ассигнование средств на трудовое устройство умственно отсталых, глухонемых и слепых подростков по получении ими подготовки в соответствующих учреждениях путём уплаты за этих подростков паевых взносов при поступлении их в кооперативные объединения инвалидов, а также путём устройства их на работу в кустарных предприятиях или у отдельных кустарей.
4) В целях предоставления работы на фабриках, заводах и в мастерских умственно отсталым, глухонемым и слепым подросткам, которые оканчивают школу и способны выполнять соответствующую работу, предложить Народному комиссариату просвещения РСФСР совместно с ВСНХ РСФСР, Народным комиссариатом труда РСФСР и ВЦСПС разработать мероприятия, обеспечивающие поступление на производство подростков указанных категорий.
5) Поручить Наркомпросу РСФСР разработать план по введению всеобщего обучения слепых и глухонемых.
6) Поручить Государственной плановой комиссии РСФСР план развёртывания сети вспомогательных школ и классов для умственно отсталых детей согласовать с общим планом по всеобщему обучению, учтя при этом необходимость открытия школ для умственно отсталых, глухонемых и слепых в первую очередь в тех областях и губерниях, где имеется скопление детей указанных категорий, но отсутствуют учреждения этого типа.
7) Предложить Наркомздраву РСФСР и Наркомздравам автономных республик в сети учреждений, организуемых ими в соответствии с трёхлетним планом борьбы с детской беспризорностью, обеспечить обслуживание больных умственно отсталых, глухонемых и слепых, находящихся в детских учреждениях Наркомпроса.
8) Предложить Народному комиссариату социального обеспечения РСФСР и Наркомсоцвосам автономных республик принять меры к устройству в учреждениях социального обеспечения подростков-инвалидов старше 18 лет, выбывающих из детских учреждений для умственно отсталых, глухонемых и слепых Наркомпроса, забронировав за ними начиная с ближайшего года соответствующее количество мест.
9) Отмечая тяжёлое положение учреждений социального воспитания для умственно отсталых, слепых и глухонемых детей и подростков в отношении оборудования этих учреждений специальными учебными пособиями и приборами, а также учебно-производственными мастерскими, признать необходимым усилить в течение ближайших трёх лет ассигнования как по государственному, так и по местному бюджету на обеспечение указанных учреждений специальным оборудованием для обучения и трудовой подготовки.
10) Распространить на детские учреждения указанных категорий все льготы и преимущества, предоставленные детским домам постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июня 1927 г. о плане борьбы с детской беспризорностью (Собр. указов 1927 г., № 65, ст. 446).
11) Предложить Наркомпросу РСФСР и Наркомпросам автономных республик при развёртывании сети детских учреждений в соответствии с трёхлетним планом борьбы с детской беспризорностью организовать ряд школ-интернатов для сирот и полусирот из умственно отсталых, глухонемых и слепых детей»
Несмотря на строго официальный тон документа, его стиль и лексика позволяют точно оценить состояние дел в сфере специального образования. Требование на излёте 1927 г. «поручить Наркомпросу РСФСР разработать план по введению всеобщего обучения слепых и глухонемых» означает, что на протяжении предшествующих лет упомянутый план отсутствовал. Обратим внимание и на тот факт, что в правительственном документе отсутствуют обязательные для этого жанра формулировки наподобие «обеспечить», «обязать», «возложить исполнение на...», «предусмотреть в бюджете». Полагаем, что к «мягкой» лексике — «предложить», «признать необходимым усилить» — авторы прибегли сознательно. Постановление становилось важным пропагандистским актом, но при этом таило известную долю необязательности его исполнения на практике. Отсутствие в документе контрольных сроков лишь подчёркивает его рекомендательный характер.
Не станем упрекать правительство экономически неокрепшей страны в том, что проблему заботы о детях-инвалидах оно не сочло первостепенной, это закономерно для любого государства, переживающего третий период эволюции отношения к людям с отклонениями в умственном и физическом развитии. Беда состояла в ином: центральная власть взяла всю ответственность за судьбы инвалидов на себя, но решение о сроках и масштабах строительства сети специальных школ оставило за ведомствами и местными исполнительными органами, тогда как те не могли считать эту задачу приоритетной. Неудивительно, что по истечении трёх лет с момента публикации документа общая картина изменилась мало. Справочник Наркомпроса (1929) констатирует: «Введение всеобщего обучения в РСФСР с настоятельностью выдвигает вопрос об обслуживании умственно отсталых и физически дефективных детей, так как без охвата школами этих категорий детей не может быть осуществлено всеобщее обучение. <...> За последние годы сеть вспомогательных школ и групп стала расти быстрым темпом. Однако в сравнении с потребностями рост этот является совершенно недостаточным. Ещё медленнее расширяется сеть для слепых и глухонемых детей, а также для детей, страдающих недостатками речи».
Прокомментируем официальную информацию. Тот факт, что вспомогательная школа, появившаяся в стране незадолго до революции, «стала расти быстрыми темпами», не удивляет. Настораживает другое обстоятельство — имевшая вековой опыт сеть учебных заведений для глухих и слепых ширилась крайне медленно. Следовательно, векторы развития сети после Октября изменились, и здесь преемственность между российской и советской специальной школой отсутствовала.
Попытаемся понять логику организаторов системы специального обучения в РСФСР. Почему строительство учебных заведений для глухих и слепых заботило Наркомпрос в столь малой мере? Одним из аргументов, полагаем, являлось ошибочное мнение об относительно небольшой численности телесно дефективных, другим — сложившаяся география специальных училищ с «дореволюционным стажем» в европейской части страны. В центре, на взгляд бюрократа, всё обстояло неплохо, а областное руководство регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока, наркомы республик Средней Азии и Закавказья по понятным причинам центральные органы вопросами о помощи детям-инвалидам не беспокоили.
Как не вспомнить мытарства сурдопедагога Кореи и аргументированный отказ Николая I поддержать его. В далёком 1845 г. император, рассматривая ходатайство об открытии новой школы для глухонемых, дал соответствующее поручение подчинённым, и те доложили, что столичное училище способно охватить всех нуждающихся. Последовало высочайшее повеление: «Основание в Москве особого училища глухонемых отложить впредь до того времени, как С.-Петербургское для помещения всех кандидатов окажется недостаточным».
После волеизъявления самодержца рассчитывать в обозримом будущем на правительственную поддержку не приходилось. Минувшие с момента описываемых событий 80 лет мало изменили отечественного бюрократа. Вновь с мест сообщали о необходимости строительства новых школ, а Наркомпрос сочинял ответы, что и в действующих заведениях мест для учеников предостаточно, просто использовать их следует интенсивнее.
Играло свою роль и стойкое предубеждение руководства Наркомпроса в том, что детей, слепых и глухих от рождения, удастся перековать в активных строителей «новой жизни». Наконец, на протяжении первого десятилетия советской власти, взращённые Попечительствами ВУИМ кадры, противились предлагаемым реформам. Многие сурдо- и тифлопедагоги не принимали идею единой трудовой школы, искренне старались сохранять дорогую им «старую» школу, безуспешно пытаясь убедить руководство в наличии у специального образования особых целей и задач, раздражая его своим упорством.
Наркомпрос тревожила не теряющая остроты ситуация с морально и умственно дефективными детьми, коим счёт шёл на десятки тысяч. Политическая и экономическая ситуация молодой республики вынуждала властные структуры всех уровней проявлять к этой категории детей школьного возраста повышенное внимание. И через 10 лет после победы революции проблема детской беспризорности оставалась болевой. Обратимся к стенограмме доклада М. С. Эпштейна71 на Всероссийской конференции работников детдомов (1927): «По данным демографической переписи 1926 года по РСФСР, имеется до 75 тысяч уличных беспризорных. <...> Уличная беспризорность состоит, прежде всего, из социально и педагогически запущенных детей... <...> Мы имеем среди беспризорных громадный контингент детей, прошедших тяжёлую, страшную жизнь... детей, которые не поддаются педагогическому воздействию, которые требуют соответствующего медицинского или, в лучшем случае, медико-педагогического воздействия. В этом отборе должны играть роль не только учреждения Наркомпроса, но и учреждения Наркомздрава». Сеть вспомогательных учебных заведений стремительно ширилась, пополняясь теми, кто в силу различных причин не справлялся с программой единой трудовой школы. По данным Всесоюзной школьной переписи 1927 г., из 259 действовавших в стране школ для дефективных (21 751 учащийся) львиную долю составили школы-интернаты для трудновоспитуемых и умственно отсталых детей. Первых насчитывалось 60 (4336 учащихся), вторых — 104 (11 398 учащихся), 28 из них находились в Москве.
Поначалу власть оценила поступательное открытие вспомогательных школ позитивно, рассчитывая, вероятно, что с их помощью легко удастся изъять из массовой школы «неправильных» воспитанников, дабы те не мешали формировать из «правильных» учащихся новое поколение людей, способных быстро превратить Россию в социалистическое государство. В школы для умственно дефективных стали направлять малоспособных к учёбе, переростков, хулиганов, всех «неудобных» и «неугодных» детей. Вследствие этого начинает складываться представление о вспомогательной школе как об «очистительном сооружении» в системе массового образования. Из-за непродолжительности своего существования дореволюционная российская вспомогательная школа традиций не сформировала, значительного методического наследия не скопила, не успел сложиться крепкий кадровый корпус, а потому вновь набранное учительство легко шло на эксперименты.
Итак, у нас нет оснований хвалить молодую советскую специальную школу, однако абсурдно отрицать сам факт её рождения. Постановления СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926), «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (1927), циркуляры Наркомпроса РСФСР «О связи учреждений по воспитанию дефективных детей с Центром» (1923), «Форма годового отчёта о работе детских учреждений для глухонемых, слепых и умственно отсталых» (1925), «Об общественно-политическом воспитании физически дефективных и умственно отсталых детей» (1925), «Основные положения об областных учреждениях для подростков, а также для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей и подростков, состоящих на государственном бюджете» (1926), «О расширении сети детучреждений для физически-дефективных и умственно отсталых детей и привлечении к содержанию их общественных организаций» (1926), «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения» (1926), «Об усилении работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (1927), «Положение об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1927) формируют правовое поле, в котором впредь предстоит развиваться советской специальной школе. К концу 1920-х гг. она встаёт на ноги.
Принципиальное отличие советской системы специального образования заключается в том, что формируется она при отсутствии закона об образовании детей-инвалидов, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении филантропической деятельности и единственном источнике финансирования — госбюджете, т. е. в логике тоталитарного государства. Такой видится картина на удалении в 80 летсовременники оценивали положение дел иначе: «Из одиночных, обособленных, полуфилантропических учреждений приютского типа, стоявших на задворках в общей системе народного образования, специальная школа превращается на наших глазах в массовую школу, вырабатывающую свой особый стиль, занимающую органическое место во всей системе социального воспитания, действительно готовящую своих воспитанников к трудовой и общественной жизни». Статья, опубликованная в 1928 г., выражает мнение ряда известных отечественных исследователей, знакомых с дореволюционной специальной школой не понаслышке. Они полны оптимизма и уверены, что в ближайшее время перед всеми трудными детьми откроются двери в школу, одновременно понимая, что это будет не та школа, о которой они когда-то мечтали. По утверждению ответственного работника Наркомпроса В. Д. Иванова, «признание социально полноценным всякого ребёнка, окружённого пролетарски направленной срёДой, есть основная черта советской педагогики трудного детства, которая выгодно отличает её от взглядов на трудных детей не только в дореволюционной России, но и в современном Западе» [27, с. 31].
\В завершающей фазе своего строительства отечественная система специального образования ориентировалась на единую трудовую школу, включала четыре типа учебных заведений: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта и трудновоспитуемых. Советская специальная школа не стала и не могла стать преемницей российской дореволюционной школы. Декреты советского правительства коренным образом изменили не только содержание и организационные формы отечественного специального образования, но и саму его суть, философию, разрушили старый и заложили новый идеологический фундамент специальной школы.