Сократическая беседа (Эвристическая) -
АБАК
(лат. abacus — доска) Счетный инструмент (доска, стол), напоминающий совр. счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по к-рым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определ. денежные единицы, единицы меры и веса. Отдельные античные экземпляры сохранились до наших дней. Наибольшее распространение Абак. получил в период средневековья в Европе и Азии. Начиная с 19 в. Абак вытесняется методом письменного счета с помощью индо-арабских цифр.
АКАДЕМИЯ
первоначально название "академия" носила первая в своем роде строго организованная философская школа Платона (от названия местности в Афинах по имени героя Академа, где располагался гимнасий, в помещении которого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). Академия была основана Платоном в 388 до н.э. по образцу пифагорейского братства и имела правовой статус культового союза.
3.Гимна́сия
(отдр.-греч.- обнаженный, упражнение, практическое учение, практика)— воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.
Первоначально гимнасий представлял собой простую квадратную площадку для физических упражнений, обсаженную двумя рядами тополей (сообщение Павсания). С течением времени изменялась функция гимнасия. Постепенно добавились элементы школьного обучения.
ГЕРУСИЯ
(греч. gerusia — совет геронтов), совет старейшин, высший государств, орган в Спарте. Состоял из 30 геронтов (включая обоих царей), зажиточных спартиатов, избираемых пожизненно, младшему из них должно быть не менее 60 лет. Герусия, созываемые эфорами, готовили решения народных собраний, составляли решения по важнейшим государств, делам и уголовным процессам.
ГРАММАТИСТ
— (греч. grammatistes). У древних греков лицо, обучавшее искусству правильно говорить и писать; учитель начальной школы.
6. Дидаскал(греч. - учитель , наставник ) - учитель в Древней Греции и Византии. Также так называли учителей в братских школах Украины и греко - латинских школах Российского государства 17 века .7.Калькулятор(греч.- счетчик)в Древнем Риме называли учителя арифметики.
КИФАРИСТ
Играющий на кифаре.Кифа́ра—древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.9 Калокагати́я(калокага́тия — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить.10. Ки́ники(др.-греч. "собака"), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем —Диоген Синопский.11.МУСИНИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛАдавала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.12. Пале́стра
(греч. Παλαίστρα) — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. В общем смысле, слово Палестра может употребляться как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта.
Главным упражнением была борьба. Кроме того, программа обучения в палестре включала бег, прыжки, метание копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Мальчиков также учили красивой походке, давали внешнюю выправку и манеры.
13. Педагогиум
(лат. paedagogium, от греч. paidagogéion — училище, школа), с конца средних веков в странах Западной и Центральной Европы — школа для подготовки к поступлению в университет, а затем — название средней школы с интернатом. В некоторых странах — учебные заведения для подготовки учителей начальной школы.
Педагог
в Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы.
Педотриб
непосредственный учителями гимнастики
Ритор
В Древней Греции — оратор, с III века до н. э.и в Древнем Риме также учитель риторики, ораторского искусства, преподаватель или ученик риторской школы.
17. Ри́торская школа
— наиболее распространённый вид высшей гуманитарной школы в Древней Греции с III в. до н. э. и в Риме с I в. до н. э.
В риторской школе обучали риторике — ораторскому искусству. Молодёжь, готовясь в ней к государственно-политической деятельности, изучала риторику, правоведение, историю, литературу, философию и некоторые другие науки. Основной целью обучения было овладение искусством устного и письменного слова.
Сократическая беседа (Эвристическая) -
один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. оригинальный метод философствования, основой которого является диалог. Связан с именем известнейшего древнегреческого философа Сократа.
СОФИСТИКА
(от греч. σοφία – мастерство, знание, мудрость) – философское течение, существовавшее в Древней Греции, абсолютизировавшее относительность знаний. Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако затем приобрёл уничижительное значение.
СОФРОНИСТ
(греч.). Блюститель нравственности; в гимназиях, наблюдавшие за обучающимися юношами.
Стиль
(писало, стило, стилос, стилус — лат. stilus, stylus от др.-греч. στύλος) — бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.
22. Сто́ики —
представители Стои — философской школы эпохи эллинизма, одной из крупных школ в истории лингвистических учений. Основателем школы считается Зенон из Китиона на Кипре (около 336—264 до н. э.). Его учителя принадлежали к древнегреческим философским школам: киников, мегарской, платоновской Академии. Не удовлетворённый во многом этими учениями, стремившийся к цельному догматическому миросозерцанию, Зенон основал собственную школу в «узорчатом портике» (греч. στοά — портик), от которого она и получила своё название.
Эфебия
(от греч. ephebos - юноша) государственная организация в Афинах и некоторых других греческих полисах, в которую зачислялись 18-летние юноши после внесения их фамилий в список граждан и принесения ими присяги. Срок пребывания в э. был 2 года, но в конце IV в. до н.э. она стала одногодичной и необязательной для всех. Эфебы несли гарнизонную службу, за что получали от полиса 4 обола ежедневно.
Ювентус -Юнсть
2. "Многообразие типов школ, возникших в эпоху средневековья на Западе. Их специфика и значение для становления западноевропейской системы образования".
Воспитание и обучение в период раннего средневековья характеризуется совокупностью языческой (варварской), христианской и античной традиций. Основы воспитания дети получали в семье, в более старшем возрасте происходит дифференциация обучаемых по половому признаку. воспитание и обучение девочек не отличается разнообразием, под руководством матери они обучаются ведению хозяйства и устройству быта. Семейное воспитание было пронизано варварскими традициями. Большинство людей ограничивалось именно таким видом воспитания.
Наиболее организованными формами обучения были ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество преобладало среди ремесленников. Мальчиков отдавали на воспитание в семью ремесленника, который брал одновременно 2-3-х подопечных и учил их своему ремеслу. Платой за обучение была работа ученика по хозяйству, а позже и в ремесленном деле. Такое обучение длилось 7–8 лет, после чего ученик переходил в подмастерье, получал за это плату. Овладев ремеслом в достаточной степени, бывший подмастерье открывал свое дело. Грамоте при таком виде обучения учил сам ремесленник, либо разрешал посещать соответствующее учебное заведение.
Дети светских феодалов после окончания обычной школы, где учили грамоте и счету, отдавались на рыцарское воспитание. Рыцарское воспитание стоилось по программе «семи рыцарских добродетелей», к которым относились владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Приоритетным направлением рыцарского воспитания было обучение военному делу. Нравственное воспитание основывалось прежде всего на превосходстве рыцарей над низшими сословиями, личной свободе, идеях жертвенности героизма. Завершение рыцарского воспитания сопровождалось посвящением в рыцари, которое происходило по достижении юношей 21-го года. Обряд посвящения заключался в благословлении освященным мечом, и сопровождался физическими испытаниями и рыцарскими турнирами. Учителями были люди из дворовой челяди.
После распада Римской империи еще некоторое время существовали античные школы грамматики и риторики. Их поддерживали императоры и короли многих западноевропейских государств. К VII в. школы античного типа полностью исчезли, главной причиной этого послужило исчезновение самого античного общества ввиду постоянных войн и все возраставшего количества церковных учебных заведений. Однако, античная культура отразилась практически на всех сторонах жизни населения Западной Европы. Так, новые церковные школы во многом являлись приемниками античного образования, о чем свидетельствует обязательное изучение латыни. Все образованное население Западной Европы активно использовало этот язык для общения и переписки.
V–VII вв. характеризуются сильным упадком в образовании и школьном деле. Существовавшие церковные школы испытывали серьезный недостаток в учениках. Результатом стала безграмотность подавляющего числа людей, в том числе знати.
Значительную роль в возрождении образования сыграл создатель обширной империи Карл Великий (742–814), организовавший учебное заведение при дворе, именуемое академией. Учителями школы были монахи, приглашенные из разных стран Европы. Основной резиденцией академии была столица империи Аахен, однако школа постоянно меняла место нахождения, путешествуя вместе с королевским двором. Учениками академии были в основном дети высших сословий. Ученики изучали грамматику, риторику, диалектику, логику, этику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Карл Великий сделал первые попытки введения обязательного и бесплатного образования. Понимая важность образования для государства и его развития, он всячески поощрял создание и развитие церковных школ, стремился сделать образование доступным всем слоям общества. Однако после смерти Карла
Великого, все достигнутое им в области образования и школьного дела пришло в упадок, академия перестала существовать, церковные школы ослабили свои позиции, но все же еще существовали.
В раннесредневековой Европе существовало два типа церковных школ: епископальные (кафедральные) и монастырские. Создателем первых монастырских школ считается Кассиодор – настоятель одного из монастырей. Кроме того, церковные школы делились на внутреннюю, в которой готовились служители культа, и внешнюю, где обучали обычных детей высших сословий. Учиться могли только мальчики и юноши. Малые церковные школы, где обучались дети 7-10 лет давали элементарное образование. Здесь один учитель обучал всем дисциплинам, кроме пения. Церковное пение преподавал кантор – специальный учитель. Большие школы, обучавшие выходцев малой, давали более высокий уровень образованности. Кроме учителей, в большой школе был еще циркатор – специальный человек, следивший за порядком и дисциплиной.
Епископальные школы до IX века считались основными, позже, под влиянием конкуренции со стороны монастырских школ и набегов норманнов, они пришли в упадок. В X веке во Франции снова возникла целая сеть епископальных школ, крупнейшие из них находились в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже.
Среди монастырских школ особым влиянием на духовную жизнь и образовательную систему пользовались монастырские школы бенедиктинцев, основанные орденом анахоретов. В XIII веке бенидиктинцев обвинили в безнравственности, в результате чего школы, находившиеся под их началом, пришли в упадок. Их место заняли орден капуцинов – францисканцев и орден доминиканцев. В период их главенства в церковных школах изучали в основном Библию и богословскую литературу. Физическое воспитание отсутствовало вовсе. Каникул не было, но для детей устраивались дни веселья, а так же выходными были церковные праздники. Методы воспитания были суровыми и жестокими. Физические наказания дополнялись карцером и лишением пищи. Основная масса церковных школ давала элементарное образование. Школы с повышенным уровнем образования были малочисленны, они обучали по программе семи свободных искусств.
В XII–XV вв. появляются городские школы и университеты. В них давалось преимущественно светское образование. Некоторые из них были женскими. Окончив школу, человек получал звание клирика, что давало ему право стать учителем или священнослужителем. Обучали в таких школах грамоте, счету, латыни детей высших сословий.
В XIII веке появляются городские школы, трансформированные из ученических: цеховых и гильдейских, а так же из школ счета для низких социальных слоев общества. Руководителем школы был ректор, который нанимал на работу учителей из духовенства и выпускников университетов на определенный срок. В городских школах начинают изучать кроме основных предметов арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки.
В XVI–XV вв. во Франции возникли коллегии – связующее звено между начальным и высшим образованием.
В XI–XII вв. из церковных школ возникают первые университеты: Парижский университет (Сорбонна) (1200), в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Количество университетов быстро возрастало. Университеты учреждались церковной или светской властью. Получив специальные документы – привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами, они приобретали автономию. Студенты освобождались от военной службы.
Главным предметом в университетах было богословие, что определялось большим церковным влиянием. Важной особенностью университетов был демократический, наднациональный характер отношений. В университет принимались люди любых сословий. Многие университеты многократно переезжали с места на место, по причине начавшейся войны и быстро распространявшейся болезни. В некоторых университетах образовывались землячества по национальному признаку, позже они переродились в факультеты или колледжи. Главы факультетов и колледжей были правящей верхушкой университетов, они сообща выбирали ректора, который нередко выбирался из числа студентов на некоторое время. Позже ректора стали назначать государственные или церковные власти. Отношения учеников и преподавателей строились по типу ремесленник – подмастерье. Обучение начиналось с 13–14 леи и продолжалось от 3 до 7 лет. Программа обучения строилась по принципу семи свободных искусств.
Появление университетов постепенно вымещало схоластику, перерождавшуюся в «науку пустых слов». Университеты порождали интеллектуальную деятельность, служили двигателем прогресса науки и техники, культуры и искусства.
3. Принципы воспитания Коменского Я.И.
Основные труды | |||
Великая дидактика | Открытая дверь к языкам | Мир чувственных вещей в картинках | Пансофийская школа |
Дидактические взгляды и идеи | ||||
Принцип наглядности | Сознательность учения | Систематичность обучения | Последовательность обучения | Посильность обучения |
Прочность усвоения | Разработка классно-урочной системы обучения | Развитие познавательных способностей учащихся | Отказ от насилия и телесных наказаний |
Периоды возраста воспитания | |||
От 0 до 6 лет (материнская школа) | От 6 до 12 лет (школа родного языка) | От 12 до 18 лет (латинская школа или гимназия) | От 18 до 24 (академия или университет) |
Принципы природосообразительности в воспитании. | |||
Автопсия (Самостоятельное наблюдение) | Автопраксия (практическое осуществление) | Автохресия (применение полученных Знаний Умений и Навыков в новых обстоятельствах) | Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности) |
Задачи воспитания | ||
Познавание себя и окружающего мира | Управление собой (нравственное) | Стремление к Богу (религиозное) |
4.
Азбуковники - памятники древнерусской лексикографии; анонимные рукописные словари справочники, составленные в алфавитном порядке
Апология - защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам.
Аталычество - древний обычай, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени).
Аскетизм, Аскеза - образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.
Братские школы - учебные заведения, создававшиеся церковными братствами. Братские школы Великого княжества Литовского были тесно связаны с братскими школами Русского и Белзского воеводств Польши (особенно Львовской Успенской братской школой), Острожской академией, Киево-Могилянской коллегией, братскими школами на отторгнутых у Великого Княжества Литовского согласно Люблинской унии землях Украины.
Вежество - это приличное поведение, уважительное отношение.
Гридницей - назывался большой зал, где собиралась дружина и где вообще могло поместиться много народа.
Дитя - устаревшее обращение к ребенку, юноше или девушке более взрослого собеседника.
Домострой - памятник русской литературы, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Домовнее строение - рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него было "как в рай войти"; как обустроить свои взаимоотношения со всеми членами семьи и многое другое. Создание дома, быта и семейного устройства по тем правилам которые описаны в домострое.
Душевное строенеи - учение о долге душевном.
Запуки - примета, предрассудок, суеверье, пустое поверье.
Заклички - стихотворные обращения к природе. Изначально обрядовые формы фольклора, сопровождаемые ритуальными действами. Современная педагогика использует заклички для формирования эмоциональной привязанности ребенка и любви ко всему живому, а также для познания им природных явлений.
Изборник - (събор, соборник, сборник) один из самых исконных и преобладающих видов древне-русской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века, отражающий в себе две наиболее характерные ее черты: компилятивный характер («избор от мног отец и мног книг») и тесную зависимость сперва от византийской и южно-славянских, потом от польской и западных литератур.
Книжник -Знаток священных книг .Тот, кто оторван от жизни и руководствуется лишь книжными представлениями о ней.
МАСТЕР ГРАМОТЫ -светский учитель XII-XIV вв. в Киевском государстве из дьячков, «мирских людей», занимался обучением детей в качестве дополнительной (к какому-либо ремеслу) профессии.
Мирское строение - часть домостроя в котором говориться о правилах семейной жизни.
Молодец - слуга, сиделец в лавке, половой в трактире , чьи-либо приспешники, охотно исполняющие приказания хозяина.
МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ – нерегулярные учебные заведения при монастырях для профессиональной подготовки духовенства и духовного наставничества мирян.
Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.
Отрок - подросток.
Пестушки - произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках. Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения.
Церковно-прихо́дские школы - начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года[1]; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.
Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.
Секуляризация - изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Учение книжное - это не простое обучение грамоте, а преподавание наук, в тогдашнем византийском понимании термина - преподавание, дававшее серьезное, конечно по тому времени, образование.
Ученичество - пребывание в качестве обучаемого.
Училище - учебно-воспитательное учреждение. Существовали учебные заведения разного уровня и профиля, называемые училищами.
Чадо - дитя, ребенок, отпрыск.
5.Поучения Дмитрия Мономаха.
Идеи педагогического труда в Древней Руси.
Несмотря на то, что Дмитрия Мономах Был князем, его очень волновал вопрос воспитания детей. В результате чего были написаны поучения. В значительной степени от этой религиозно-нравственной переводной с греческого педагогической литературы отличается первое оригинальное русское, имеющее светский характер педагогическое сочинение — «Поучение Владимира Мономаха детям», равного которому по воспитанию моральных качеств и хозяйственности и по уважению к культуре в те времена не было в педагогической литературе Западной Европы. Владимир Мономах, умный государственный деятель, правильно учитывающий интересы страны, дает советы своим детям, как им жить. Поучение пронизано патриотическими мыслями. Мономах отстаивает единство всей страны, призывает своих детей защищать родину, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывает на необходимость воспитывать в детях мужество и отвагу, — они не должны бояться смерти за правое дело. Мономах призывает своих детей угождать богу не отшельничеством, не монашеством, а добрыми, правильными, пусть малыми, делами. В Поучении рекомендуется помогать сиротам, вдовам, не давать сильным погубить человека. Мономах требует почтительного отношения к старшим, вежливого отношения к равным. Владимир Мономах советует детям учиться, причем под «учением» он понимает не только чтение религиозно-нравственных книг, как понимала учение вся религиозно-нравственная педагогическая литература того времени, но и вполне светские знания; он, например, указывает в назидание детям, что его отец Всеволод знал пять (иностранных) языков (из других источников известно, что он знал греческий, латинский, немецкий, венгерский и польский языки).
В этом древнем поучении поражает ясность мысли и красота стиля, четкость изложения и широта поставленных вопросов. Князь, государственный деятель, хочет видеть в своих детях также образованных государственных деятелей, отстаивающих интересы всей земли русской. В противоположность церковным житиям средневековья и отвлеченным поучениям того времени, произведение Мономаха давало жизненный идеал князя-политика, государственного мужа, культурного человека и заботливого хозяина, отвечало на непосредственные запросы русской жизни.
6.
Тип учреждения | Цель создания | Контингент детей | Особенности организации |
Светские государственные начальные школы | Петровские реформы обострили необходимость в грамотных людях, что бы не приглашать иностранных специалистов. | Дворяне и разночинцы. | В большинстве школ были подготовительные отделения, где обучались чтению, письму и арифметике. Но были также и узконаправленные школы, учили на моряков, инженеров, артиллеристов. |
Академия наук | Удовлетворение потребностей быстроразвивающейся экономики страны: промышленность, транспорт, торговля, повышение культурного уровня населения. Разведка и добыча полезных ископаемых. | Одаренные, способные дети, имеющие желание учиться, не обделенные умом и желанием учится, из всех сословий. Слова Петра:" Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет" | 1.образовывала неразрывное единство с создаваемыми при ней Академическим университетом и гимназией 2. представляла собой государственное учреждение, финансировавшееся за счёт казны; а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. В первый период своего существования Академия делилась на три «класса» (отделения), каждый из которых состоял из кафедр: математический класс, физический класс, гуманитарный класс. В XVIII веке при Академии содержались, библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория, анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. |
Университет | Подготовка более высококачественных кадров, способных обеспечить потребности быстрорастущей экономики и бурно развивающейся промышленности, развития флота и сухопутных войск., при Петре I. | Представители различных сословий, кроме крепостных. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». | Был создан при Академии наук. в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке. |
Воспитательный дом | Воспитание подкидышей. Воспитание из них "Третьего сословия" - всегда вольных людей. | Брошенные дети. "Крещен и какое имя" | Были созданы совместно церковью и государством, дети принимались в монастырях и у приходских священников, потом передавались в воспитательный дом в Москве. |
Московский Кадетский и Сухопутный шляхетский корпус | Начальная подготовка военных офицеров. | Дети дворян. | Организован корпус был по военному типу и делился на две роты по 100 человек. Кадеты жили в комнатах по 6-7 человек, причем один из них назначался старшим, «уставщиком в камрадстве». По корпусу назначались дежурные офицеры (капитан и поручик), которые не имели права покидать здание корпуса. |
Смольный институт | Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». | Дочери дворян. | Основан на базе Новодевичьего монастыря. Образование начиналось в 6 лет и заканчивалось в 18. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и.т.п |
7.
Школа учебы | Школа труда | Свободная школа | |
Представители | Лай, Мейман в Германии, Бинэ во Франции и А. П. Нечаева в России, Стенли Холл в Америке. | Т. Мор, Т. Кампанелла | Жан-Жак Руссо, Фридрих Фрёбель, Мария Монтессори, Овид Декроли, Селестен Френе, Джон Дьюи, Рудольф Штайнер, Александр Нил. |
Ведущая идея | Независимость от буржуазных идей. В. И. Ленин писал: «Изменения в школе новейшей, империалистской, эпохи очерчены по материалам последних лет и дают очень интересное освещение для демократии в России» | всестороннее воспитание детей с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. | нельзя учить детей ничему такому, в чём они не видят действительного и непосредственного интереса для себя — удовольствия или пользы. |
Цель | доказать свою независимость от капиталистического общественно-политического строя, свою аполитичность. | решение задачи подготовки политехнического образованного, грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием | зародить в детях желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения их любознательности. |
Содержание | Процесс учения рассматривается только как переработка узко личного опыта, как способ приобретения навыков, а это означает, механистическое, упрощенное понимание процесса познания в обучении и порождает зубрежку, формальное усвоение знаний. | Прагматистская педагогика, которая окружающую ребенка действительность признает важнейшим источником обучения, весь процесс обучения подчиняет ограниченной деятельности, что неизбежно приводит к эмпиризму, к сужению общего образования и ограничению умственного развития, находится в непримиримом противоречии с педагогическими идеями и всей деятельностью Н. К. Крупской, выступавшей против педоцентризма, против прагматизма в программной работе и методах обучения, против узко эмпирического понимания практики. | Важно не торопиться удовлетворять любознательность, давая готовые ответы на поставленные вопросы. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что он понял. Пусть он не заучивает науку, а открывает её. Если вы когда-нибудь замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать. Он станет лишь игрушкой чужого мнения», — писал Руссо. |
Организация образовательного процесса | Прагматистская педагогика, которая окружающую ребенка действительность признает важнейшим источником обучения, весь процесс обучения подчиняет ограниченной деятельности, что неизбежно приводит к эмпиризму, к сужению общего образования и ограничению умственного развития, находится в непримиримом противоречии с педагогическими идеями и всей деятельностью Н. К. Крупской, выступавшей против педоцентризма, против прагматизма в программной работе и методах обучения, против узко эмпирического понимания практики. | Участие всех членов в производительном труде, полная занятость, ведущая к утопической социальной мечте. | Главная забота педагога — предоставить детям снаряды для игр, а игру превратить в образовательное средство. При этом игра становится трудом, а труд приобретает отчасти характер игры. Надо устроить окружающий детей маленький мир, где глаз родителей или воспитателей следит за ними, но где они могут самостоятельно действовать. Свобода есть деятельность, — вот отправной пункт Монтессори. |
8. Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом. Для того что бы ответить на вопрос нужно сопоставить взгляды на саму педагогику и вообще на общественную жизнь времени когда жил Ушинский и современности. Сам автор осознавал значение своего труда, когда писал, что предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики первая, не только в отечественной, но и в «общей литературе». Она посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.
В «Педагогической антропологии» Ушинский исследовал физиологические стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой человеческой природе отыскать средства и резервы воспитания, которые он считал громадными; иметь возможность влияния на развитие ума, чувств, воли.
«Мы не говорим педагогам — посыпайте так или иначе; но говорим: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую».
На основании изучения природных задатков и особенностей психики Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования.
К.Д. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. В то же время важен целостный взгляд, обнимающий физическую и психическую стороны человеческой природы. Педагогическая антропология и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Зная законы физического и психического развития ребенка, антропология предоставляет педагогу возможности неисчерпаемого влияния на него.
Нельзя, конечно, требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут черпаться педагогические правила, но «можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется», — пишет К.Д. Ушинский в предисловии к своему труду (I т.).
С позиций антропологии К.Д. Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти три составляющих одинаково значимы, их учет необходим педагогу в прак-тической деятельности. Ушинский отходит от тех крайностей в суждениях о роли наследственности и среды, которые высказывались различными философами и педагогами. Наследственность, как замечает Ушинский, еще мало изучена, но очевидно, что воспитанников отличают друг от друга наклонности, физические особенности, каждый из них индивидуален. «Факт наследственности замечается не только в отношении видимых особенностей тела, но также, и еще гораздо более, тех особенностей, причин которых мы не видим и не знаем, но которые предполагаем в неизвестных нам особенностях организма и более всего нервной системы». Педагогу следует помнить, что у ребенка нет ни врожденных пороков, ни добродетелей, но он несет в себе задатки наклонностей.
В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский синтезировал научные знания о развитии человека и, исходя из них, разработал задачи и определил содержание педагогики.
Ушинский заложил основы национального образования, обосновав идею народности воспитания. Школа и воспитание должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями данного народа; подражание в деле воспитания одного народа другому выведет на ложную почву, принесет больше вреда, чем пользы. Источник народности — история и культура народа.
Идея народности не только разработана КД Ушинским в теории, но и реализована на практике созданием книг для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», явившихся образцовыми. Переиздание в течение полувека «Родного слова» 146 раз! — такого успеха не имела ни одна другая учебная книга во всем мире. В духе народности стала осуществляться подготовка народного учителя в педагогических учебных заведениях, созданных по проекту К.Д. Ушинского.
9.
1917-20 | 1920-30 | 1940-53 | |
Цели | Создание новой, советской, системы образования, независимой от церкви, все доступной для всех сословий. | Повысить общий уровень грамотности населения, создание базы начального, профессионального и высшего образования, соответствующих новому советскому государству. | Поднять уровень высшего образования, "выковать" новые высоко профессиональные и высокообразованные кадры в условиях промышленного подъема послевоенного времени. Поднять уровень науки, в быстроразвивающейся научной среде, и развитии атомной промышленности. |
Результаты | Были созданы основы новой системы образования. | В короткие сроки была ликвидирована безграмотность среди населения страны, были открыты приюты для беспризорников. | Были достигнуты все цели. Наука стала популярна в среде народного образования, ее развитие выросло подняв уровень развития!! |
Историческое значение | Страна получила абсолютно новый курс не только в социальном развитии и поменяла свой курс, что повлияло и на систему образования. | Начал повышаться уровень образования населения страны, что безусловно положительно говорит о набранном потенциале кадров среди обучаемых. Повысился профессиональный уровень молодых рабочих и уже опытных, квалифицированных кадров. | Было открыто большое количество исследовательских Институтов, и прочих ВУЗов. Уровень образования и науки колоссально поднялся в Советском союзе, что способствовало развитию промышленности и военного комплекса. |
цель и содержание образования | роль государства в становлении системы школ | взаимодействие учителя и ученика | |
Законы Хаммурапи (Древняя Месопотамия) | Создание класса образованных людей, умеющих вести счет, вести письменную запись, разбираться в различных законах и кодексах. создание большой информационной базы, записанной на носителе (глиняная табличка), и передача ее последующим поколениям. | Первые заведения, где готовили писцов, получили название "домов табличек" (по-шумерски эдуббы). Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Государству были необходимы грамотные писцы, оно всячески поощряло воспитание и обучение новых писцов. | Учитель являлся для ученика вторым отцом, в школе были патриархально - семейные отношения. В шумерском "Сказании о сотворении мира" и Законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Главную роль в воспитании детей выполняла семья Как следует, например, из "Кодекса Хаммурапи", за подготовку сына к жизни и обучению его ремеслу отвечал прежде всего отец. |
Артхашастра (Индия) | Образование было основано на "учении о трех ведах". | "Ведь царь, воспитанный науками, заботящийся о воспитании своих подданных, владеет землею безраздельно, радуясь благу всех существ." - говориться о благе образования. "После того, как над ребенком совершен обряд обрезания волос, пусть он приобщится к письму и счету." - говориться о доступности образования, следовательно о повышении уровня грамотности населения. | "Первую часть дня пусть обучается наукам, относящимся к слонам, коням, колесницам, оружию. Последнюю часть дня пусть посвящает слушанию итихасы. Остальную часть дня и ночи пусть усвоят прежде не усвоенное и повторяет усвоенное. И недостаточно усвоенное пусть повторно слушает. От слушания ведь появляется понимание, от понимания – приложение к практике, от приложения к практике – полное самосознание. В этом сила науки." - на основе этих цитат можно сказать что в Индии была продумана программа и система образования, ее содержание носило разнообразный характер, что говорило о всестороннем развитии обучающихся. |
Книга притчей Соломоновых (Древняя Палестина) | Приобретение мудрости. Приближение к Богу. Притчи и наставления иудаистских писаний. | Основы управления и устройства жизни, в том числе и обучения основывалось на Иудейских верованиях и религии, для этого народа "Божественные" притчи Соломона были как и светскими законы в том числе образования, так и духовными. | Учитель (Левит) являлся так же духовным лидером, служителем культа Иудаизма и наставником, преподавал не только науки но и "Закон Божий". |
Беседы и суждения (Китай) | Конфуций стремился поднять мораль и гуманизм посредством своего обучения. "Не делай другому человеку того, чего не желаешь себе" - основоположник цитаты. | Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю. Это было во время заката династии Джоу, власть императора была номинальной, поэтому Конфуций не мог повлиять на систему образования в государственном масштабе, к тому же отягчали ситуацию междоусобные войны. | Уважение к учителю - одна из основополагающих обучения Конфуция, учитель давал знания - духовную пищу для разума и ума. При Конфуции всегда было много учеников, которым он передавал знания, обучение было примером в жизни, он своей жизнью и поведением показывал каким должен быть учитель. |
11.
Сократ | Аристотель | Платон | ||
Идеальная модель личности | человек, сочетающий в себе духовное благородство с телесным здоровьем и красотой, ум — с энергией, благоразумие — с мужеством, скромность — с чувством собственного достоинства. | Аристотель и Платон считали что идеальный человек, это человек экономический, включает в себе не только высокие духовные и нравственные качества жителя полиса, но и активное участие в экономической жизни государства и отображение в его налоговой системе. | ||
Цель и содержание образования | Вызвать к жизни лучшие, сокровенные душевные силы воспитанника на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Разрушить систему ложных представлений и связанных с нею суждений в сознании ученика, привести его к выводу, что он ничего не знает, а дальше, сломив, таким образом, его предвзятость, на расчищенной почве построить систему новых представлений, каждый этап развития которой возникал бы в сознании ученика как нечто объективно неизбежное и в то же время как близкое, родное, растущее из собственного «я». | Основная часть воспитания, по Аристотелю, калокагадхия - гармоническое развитие личности, правда вне труда и для свободнорожденных". Воспитание должно быть равно для всех граждан и "забота об этом воспитании должна быть, заботою государства, а не делом частной инициативы" | Огромную роль возлагал Платон на воспитание, главной целью которого, по его мнению, является формирование у подрастающего поколения убеждений. Интересы государства должны стать для человека его единственными интересами. | |
Виды воспитания | Беседы, разговоры, дискуссии со своими учениками. | Беседы, разговоры, дискуссии, во время прогулок и занятий. | Беседы, разговоры, дискуссии, во время прогулок и занятий. | |
Совокупность личностных качеств | Невероятно харизматичная личность. «потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или какого-либо другого инструмента, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами» - говорил Лахес о Сократе. | Аристотель был гений. Его личность гениальна не только для Античного времени, но и в современное время. его мышление вышло далеко за рамки мышления обычного человека. взгляд на природу вещей не был ограничен примитивным физиологическим восприятием. | Сильная личность, целеустремленный, тверд в своих убеждениях. | |
Местоположение в государственной системе | Принимал активное участие в жизни полиса, но его взгляды были оппозиционны правящему режиму, в итоге он был схвачен и казнен. | Аристотель никогда не принимал активного участия в политической жизни. | Принимал активное участие в политической жизни полиса, после несправедливой казни Сократа - стал активно критиковать демократию. | |
12.
цель воспитания, цель обучения | содержание воспитания и обучения, основные методы и формы | позиция воспитанника | роль наставника и ближайшего окружения | |
От рождения до 2х лет | Физическая закалка ребенка. | Развитие хватательных рефлексов, разговоры и объяснения как со взрослым, нельзя сковывать, пеленать ребенка | ребенок развиваться, закаляется, приобретая физическое здоровье | Родители должны больше уделять времени воспитанию и заботы ребенку, а не перекладывать обязанности на кормилиц. |
От 2 до 12 | Помочь ребенку влиться в мир, помочь изучить его безболезненно и не давя на его сознание | Ребенок начинает воспринимать мир самостоятельно. нужно помочь ему в этом - нельзя запрещать поступки, необходимо их предотвращать | Познание мира самостоятельно, у ребенка нет еще памяти, есть лишь только восприятие | Руссо осуждает педагогов преподающие науки требующие памяти и концентрации, учитель должен быть наблюдателем. |
От 12 до 15 | должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. | Свобода мышления и выбора, изучение более точных наук, изучение и познание ремесла. | Очень быстро развивается в социальном плане, приобретая много новых навыков и умений | Воспитание в ребенке человеческих качеств а не представителя сословия. |
От 15 до 18 | Создание окончательно созревшего свободного, разумного человека. | Не стоит говорить о религии, юноша должен сам думать о первопричине создания.. так же должно быть исключено общение с противоположным полом. | В этой главе говориться о воспитании женщины - она должна быть в повиновении мужчине, воспитана в соответствии его желаний. | Наблюдение и корректировка окончательного процесса взросления. |
13. Реформы образования при Петре I, направленные на решение социально-политических и экономических проблем российского общества XVIII в.
Образования как такого в стране в конце 17 в не существовало. Даже не все духовенство было грамотным, бояре и дворянство в большинстве своем тоже было не образовано.
Петр сам не смог в детстве получить необходимого школьного образования. в отрочестве и детстве он посещал немецкую слободу в Москве, где общаясь с выходцами из Европы перенимал их знания, умения, обучался всевозможным ремеслам. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках закрылись), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Реформа образования проведенная Петром, помогла пополнить всевозможные отрасли хозяйства страны более подготовленными кадрами, что в последствии дало большой толчок продолжению реформирования, модернизации страны и выведения его на новый уровень!!
14.Какие отрицательные и положительные черты были присущи реформам народного образования, проводимым в России в последней четверти 18 века?
+ | - |
Образование стало приобретать все более светский характер. | Доступ к образованию в основном имел только класс дворянства. |
Стало "модно" вкладывать деньги в развитие образования и строительство учебных учреждений. | Приоритет образования делался на культурно-образовательный запрос дворянства: манеры, театры, светские рауты., и минимум научно образовательной части. |
Созданы "народные училища" | Под влиянием Екатерины, упор был сделана не на рост количества образовательных учреждений, а сословный характер обучения. |
Открытие "главного народного училища" - подготовка педагогических кадров. | Воспитательная концепция Екатерины носила характер максимальной изоляции детей от родителей. |
Основана Российская академия для изучения языка и литературы. | |
В Академии наук значительно возросло число русских ученых. | |
Изрядно увеличилась издательская продукция. | |
В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. | |
Открытие института благородных девиц. |