Самооценка (контрольный опрос)
Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия ____________ Класс ____
Дата заполнения ____
*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ
2.1.11. СМОТР-КОНКУРС «УЧЕНИК ГОДА»
(положение разработано Л. В. Краснобаевой, М.К. Беловой)
Цель: выявить уровень развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности.
Ход проведения. Смотр-конкурс организуется В соответствии с разработанным в учебном заведении положением.
ПОЛОЖЕНИЕ
о смотре-конкурсе «Ученик года» и школьных премиях имени замечательных деятелен Псковщины
Кто проводит. Конкурс проводит Совет школы, органы ученического самоуправления, организует работу Совет галереи «Псковщина — Родина замечательных людей».
Цели и задачи смотра-конкурса: выявить талантливых, одаренных, творческих детей; расширить диапазон общения; вызвать интерес к делам школы и желание углубить свои знания.
Участники смотра-конкурса. Участниками могут быть:
все желающие ученики с 3 по 11 классы;
представители ученических коллективов, выдвинутыеот классов;
кандидаты на премии имени земляков, представленные клубом, кружком, обществом и другим объединением.
Для этого следует внимательнее изучить мнение товарищей, классного руководителя, провести анкетирование.
Организация и проведение смотра-конкурса. Смотр-конкурс проходит в 4 этапа:
1-й этап — организационный (сентябрь);
2-3-й — основные (октябрь-апрель);
4-й — заключительный (май).
На 1-м этапе идет выдвижение кандидатур на участие в школьном смотре-конкурсе, обсуждается и утверждается план мероприятий в рамках конкурса, проводится организационное собрание участников конкурса.
На 2-м и 3-м этапах могут быть использованы следующие формы работы с участниками конкурса-
игровые конкурсы «Что? Где? Когда?», «Аукционы знаний», «Круглый стол эрудитов» и другие интеллектуальные игры;
олимпиады по предметам, выставки творческих работ;
месячник знании, музыкальные вечера, школьный конкурс «Утренняя звезда», спортивные состязания и др.
На4-м этапе для окончательного выявления победителей используются такие формы работы, как проведение открытых уроков, публичные отчеты-экзамены, защита рефератов, проведение уроков учениками-дублерами и др.
Подведение итогов. Система подведения итогов — по наибольшему количеству баллов. Подведение предварительных итогов — один раз в четверть.
При подведении итогов учитываются н& только успеваемость, но и результаты общественной деятельности, уровень воспитанности школьников.
Ход смотра-конкурса регулярно освещается в печати и по радио.
На заключительном этапе определяются лауреаты именных премий и присваивается звание «Ученик года».
Для участников смотра-конкурса — учащихся 7—11-х классов — учреждаются именные премии:
\ 1. Братьев Лаптевых — лучшему знатоку географии;
2. Братьев Кирпичевых — юному математику, физику;
3. А.С. Пушкина — за достижения в изучении русского языка и литературы;
4. М.И. Семевского — юному историку;
5. М.П. Мусоргского — за особые музыкальные успехи;
6. И.А. Стебута — знатоку биологии, химии;
7. О.В. Добродеенко — лучшему спортсмену;
8. И.С. Васягина — за особые трудовые успехи;
9. А.А. Большакова — юному художнику;
10. И.М. Виноградова — юному математику;
11 С.В. Ковалевской — лучшему знатоку иностранного языка.
Лауреату нескольких именных премий присваивается звание «Ученик года». Для учащихся 3—6 классов учреждаются поощрительные премии.
Победители конкурса заносятся на Доску почета, и на школьном Празднике Знаний им вручаются дипломы, ценные подарки, премии. Абсолютного победителя конкурса «Ученик года» школа представляет на получение районной стипендии
Предусматриваются поощрения родителей учащихся, ставших победителями школьного смотра-конкурса.
Финансирование. Фонд поощрений складывается из заработанных средств в трудовых делах, предпринимательской деятельности кружков, спонсорской помощи, директорского фонда и т.п
Обработка полученных данных. Необходимо осуществить анализ количественных и качественных параметров прове-
денного смотра-конкурса. Внимание обращается и на количество участников конкурса, и на качество выполненных конкурсантами творческих работ. Целесообразно сравнить полученные данные с результатами прошлых лет.
2.1.12. МЕТОДИКА «СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ»
(подготовлена профессором Л.В Байбородовой)
Цель: изучить отношение школьников к отдельным предметам и учителям.
Ход проведения. Школьникам предлагается составить расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке составленного учащимися расписания на неделю выделяют следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;
4) отсутствие выборов уроков по данному предмету,
2.1.13. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»
(описание подготовлено на основе разработок профессора В.Н. Максимовой)
Цель: определить уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.
Ход подготовки и проведения. Диагностическая контрольная работа может быть проведена по любому учебному предмету. Практика показывает, что наиболее целесообразно проводить контрольные работы по трем учебным предметам из таких образовательных областей, как:
• языки и литература;
• математика;
• общественные или естественные науки.
Задания для контрольных работ составляются творческими группами учителей совместно с методистами и научными консультантами. Как правило, они обсуждаются на заседаниях кафедр или методических объедине-
ний учителей. Диагностическая контрольная работа состоит из шести заданий, направленных.
• на узнавание;
• на запоминание;
• на понимание;
• на обобщение внутри темы;
• на межтемное обобщение;
• на межпредметное обобщение.
В качестве примера можно привести задания диагностических контрольных работ по литературе и алгебре для учащихся 10 класса.
Тема «Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»»
Задания
1. Дается отрывокиз романа. Требуется определить,кому принадлежат приведенные слова.
2. Дать определение жанра романа.
3. Какую причину, побудившую Раскольникова к преступлению, Вы считаете главной? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Как Вы считаете, почему Раскольникова, Лужина и Свидригайлова можно назвать «двойниками»?
5. Какие традиции в изображении Петербурга в классической литературе продолжает Достоевский?
6. Назовите художников-иллюстраторов произведений Достоевского.
Тема «Логарифмическая функция»
1. Задается несколько формул функций. Требуется выписать только формулы логарифмических функций.
2. Дать определение логарифмической функции.
3. Построить график логарифмической функции по заданной формуле функции.
4. Исследовать заданную функцию.
5. Решить логарифмическое неравенство.
6. Решить задачу с физическим содержанием. Методика проведения диагностической работы не отличается от обычной контрольной работы по предмету.
Обработка и интерпретация полученных результатов. Выполнение заданий оценивается баллами. Наибольшее количество баллов за правильно выполненное задание следующее:
первое задание — 1 балл;
второе задание — 2 балла;
третье задание — 3 балла;
четвертое задание — 4 балла;
пятое задание — 5 баллов;
шестое задание — 6 баллов. Максимальная оценка за контрольную работу — 21 балл. Для перевода баллов в «школьную» систему отметок можно использовать следующую шкалу:
20—21 балл — «5»;
18—19 баллов — «4»;
16—17 баллов — «З»;
15 и меньше — «2».
Коэффициент обученное™ учащихся того или иного класса определяется как частное от деления суммы баллов, полученных всеми учениками за выполнение всех заданий, на максимально возможное количество баллов, которое могут получить ученики данного класса при правильном выполнении всех заданий. О развитии у учащихся умений узнавать, запоминать, понимать и обобщать можно узнать, если произвести аналогичные математические операции с данными, полученными при выполнении школьниками того или иного задания. Для выявления индивидуальных характеристик обученности и развития интеллектуальных качеств необходимо определить частное отделения количества баллов, полученных отдельным учеником за выполнение всех или одного задания, на 21 балл или на наибольшее количество баллов, которое можно получить при успешном выполнении одного из заданий.