Практическое занятие №2 Деятельностный подход в обучении. (2 часа)
Раздел 1 Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития
Практическое занятие №1 Системно-информационный подход в обучении.
(2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы«Системно-информационный подход в обучении», моделирование использования информационных технологий при обучении и воспитании детей в специальных образовательных учреждениях.
Задачи:
- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием информационных технологий; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, оформлять и представлять презентации.
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия: объект, система, информация, цель, модель, моделирование информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное) обучающая система информацией информационной культуры, информационной компетенция личности
Методические материалы:наглядный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1. Сущность понятий системы и системного подхода.
2. Понятие педагогической системы
3. Содержание системно-информационного подхода в обучении
4. Концепция информационного подхода к обучению. Основные цели обучения в соответствии с системно-информационной концепцией
5. Компьютерные технологии в системе специального образования
6. Примеры использования информационных технологий при обучении и воспитании детей в специальных образовательных учреждениях
Вопросы для обсуждения
1Дайте определение понятию система и системный подход
2 Назовите основные признаки системности, способ существования системного знания
3 Дайте определение понятию педагогическая система, назовите специфические признаки и компоненты
4 Традиционные и инновационные педагогические системы
5 Определите сущность системно-информационного подхода в обучении
6 Сформулируйте основные цели обучения в соответствии с системно-информационной концепцией
7 По каким направлениям возможно изменение содержания образования в концепции информатизации образования
8 Что мы вкладываем в понятие информационно-педагогической технологии, информационный подход к обучению? Обязательно ли решающее значение персонального компьютера (ПК) и программного обеспечения в этих технологиях?
9 Составляющие информационных технологий в образовании, возможности их применения в коррекционной педагогике
Срс
1 Сделать презентацию по теме занятия
Рекомендуемые темы:
· Сущность системного подхода в обучении.
· Современные педагогические системы
· Системно-информационный подход в обучении
· Концепция информационного подхода к обучению
2 Привести примеры использования информационных технологий в коррекционном обучении, оформить в виде доклада.
3 Сделать конспект статьи
Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования.» – 2003. – № 3.
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам оформить материал в виде презентации
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
б) дополнительная
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
4. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
5. О.Б. Епишева, Д.Ю.Трушников "Инновационные процессы в образовании". Тюмень, 2009
6. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
8. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
9. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
11 Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie
Практическое занятие №2 Деятельностный подход в обучении. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение и моделирование практического использования деятельностного подхода в обучении
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с теорией деятельностного подхода; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу.