Уровни и виды самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта. На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Памятки - одно из средств формирования методики СР по ИЯ.
Одним из средств формирования методики самостоятельной работы по иностранному языку являются памятки для учащихся. Виды памяток:
- памятки-алгоритмы, в которых все предлагаемые действия довольно жёстко фиксированы, их последовательность обязательна;
- памятки-инструкции, в которых даются указания о необходимости определённых действий (шагов); указания вполне конкретные, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже опускание одного из них;
- памятки-советы, в которых учащиеся получают лишь рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществится успешнее. Выбрать действия, наиболее подходящие для себя лично – дело учащихся;
- памятки-показ, в которых доминируют (не по месту, а по значимости) примеры выполнения тех или иных учебных заданий, действий;
- памятки-стимул, главное назначение которых – стимулирование учащихся, раскрытие перспективы их деятельности.
Памятка 1. Общие указания по выполнению домашнего задания.
§ Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно.
§ Изучи сначала устный материал, а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения.
§ Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати наибольшее внимание именно на этот вид деятельности.
§ Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику.
§ Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура.
§ Внимательно и точно следуй всем указаниям преподавателя.

Памятка 2. При подготовке устного сообщения:

При подготовке устного сообщения по прочитанному тексту учащемуся нужно показать, как следует сократить текст, чтобы передать только главное, опустив второстепенную информацию; рекомендовать записать план пересказа и ключевые слова, что поможет ему при устном сообщении.
§ Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.
§ Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения.
§ Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.
§ Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение.
§ Составь план сообщения, запиши его.
§ Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом.
Памятка 3. При работе с текстом:

§ Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов.
§ Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
§ Проработай новый лексический материал (см. памятку 4).
§ Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию.
§ Выпиши из текста новые для тебя формы.
§ Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.
Памятка 4. При работе с новым лексическим материалом:

§ Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю.
§ Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.
§ Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.
§ Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.
§ Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.
§ Напиши слово по памяти.
§ Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.
§ Проследи, как данное слово употреблено в предложении.
§ Попытайся составить насколько предложений с новыми словами.
Памятка 5. При работе с грамматическим материалом:

§ Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру.
§ Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное.
§ Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры.
§ Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.
§ Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.
§ Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру.

Памятка 6. При аудировании текста:

§ Внимательно прослушай текст, не останавливая плёнку. Постарайся понять содержание произносимого текста.
§ Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая плёнку, чтобы понять текст более полно.
§ Останавливая воспроизведение плёнки, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.
§ Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.
§ Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления.
§ Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.
§ Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию.
§ С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст.


Считается, что в начальных классах доля СР должна составлять не менее 20% учебного времени. В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию учащимся навыков самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком.

Наши рекомендации