Требования к уровню освоения программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фольклор в развитии внутреннего мира человека занимает немаловажное значение. Дети с раннего возраста, интересующиеся своими корнями, традициями, фольклором укрепляют свой национальный менталитет. Жанры якутского фольклора обширны и притягательны. Чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни, игры на других якутских музыкальных инструментах, осуохай, тойук очень интересуют детей всех возрастов. Знание и умение придерживаться якутских традиций, так же овладение жанрами якутского фольклора, ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свой народ и ценящего его обычаи и традиции.
Цель программы:
Развитие духовного мира и способностей ребенка через жанры фольклора и культурных традиций народа Саха.
Задачи:
· Усовершенствование личностно-ориентированных качеств учащихся через фольклор.
· Развитие познавательного интереса к традициям своего народа.
· Углубление знаний учащихся о жанрах фольклора и об истории якутских музыкальных инструментов, свойствах и возможностях музыки хомуса
· Приобретение учащимся умений использовать полученные знание об игре на хомусе, народных песнях для выявления их на практике.
· Формирование и повышение культуры общения и поведения социальной активности учащихся.
· Воспитание у учащихся бережного отношения к культуре своего народа.
Актуальность:
Актуальность программы заключается в том что приобщение человека к миру культуры в наше сложное время поможет становлению духовной взаимосвязи между ребенком и народными традициями. Развитие личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие с помощью фольклора.
Программ основывается на следующих педагогических принципах:
· Личностно ориентированного подхода природосообразности (учитывается возраст учащегося, уровень его интеллектуальной подготовки)
· Сотрудничества и ответственности;
· сознательно усвоения учащимися изучаемого материала.
Программа состоит из 68 часов в год, в неделю 2 раза по 1 часу.
Требования к уровню освоения программы
В результате изучения фольклора должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения фольклора:
Признания ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремлении жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия диалога культур и разрешения противоречий;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур, как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
-углубление знаний учащихся о жанрах фольклора и об истории якутских музыкальных инструментов, свойствах и возможностях музыки хомуса
-приобретение учащимся умений использовать полученные знание об игре на хомусе, народных песнях для выявления их на практике.
-формирование и повышение культуры общения и поведения социальной активности учащихся.
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятий (ысыах, обряды и т.д.)
-развитие познавательного интереса к традициям своего народа
- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутии) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами освоения фольклора в школе являются:
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведении коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т.д.);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутии) в средней школе являются»:
- формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;
- формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т.д.);
- анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т.д.);
- классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства и т.д.);
- обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т.д.);
- доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т.д.);
Содержание занятий очень разнообразно.
- Слушание народных сказок, их инсценирование;
- Чтение детских произведений;
- Отгадывание и запоминание загадок;
- Запоминание пословиц и поговорок;
- Заучивание коротеньких стихов;
- Разучивание якутских песен (на якутском языке)
- Разучивание национальных игр;
- Разучивание танца осуохай;
- Слушание записи игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, популярных певцов;
- Рисование по национальным мотивам;
- Беседы о народных традициях, обычаях, обрядах;
- Посещение музеев, театров итд.
Занятия могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же занятии как отдельные этапы можно проводить чтение произведений, слушание музыки, разучивание песен и занятия якутским языком. Это могут быть встречи с интересными личностями с народными мастерами, с артистами, с талантливыми людьми. За счет занятии можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе. Все виды занятий, которые дают учащимся представление о национальной культуре и искусстве, о труде и быте народов республики, так или иначе будут способствовать достижению основной цели данного предмета.
Исходя из того, что разные виды деятельности на уроках можно отбирать и компоновать по своему усмотрению и возможностям с учетом желания учащихся. Допускается также замена одних произведений, сказок, стихов, песен и пр. другими. Можно использовать материал предыдущих классов по своему выбору.
Тематическое планирование.
1 «б» класс ( 34ч.)
№ | Темата | Тема ис хоьооно | Чааьа | Туьаныллар литература | Бэлиэтээьиннэр | Дата |
1. | Фольклор туьунан уопсай ейдебул | Фольклор ейдебулэ.Аан дойду туьунан. | 4ч. | Маннайгы дьарыкка кэлбит хас биирдии о5о интириэьиргиирин ситиьии. | 16.11 23.11 30.11 1.12 | |
2. | Остуоруйа- норуот айылгыта | Остуоруйаны истии, ырытыьыы. Остуоруйа уескээбит терутун кэпсэтиьии. Кылгас да буоллар айарга холонуу, конкурс тэриьии. | 4ч. | Учугэй Уедьуйээн Таал-таал эмээхсин, 5 ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин | «Кэскил» Егорова А.А., Захарова М.П. Ынырар ыллыктар 5 кл. Саха фольклора 1993 с. Остуоруйа айарга конкурс. Кыра постановка онорон керуу. | 7.12 14.12 21.12 22.12 |
3. | Таабырыннаьыах эрэ. Ес хоьооно- ебугэм еье. | -Таабырыны истии,толкуйдааьын ырытыы. -ес хоьооннорун уерэтии, олоххо туттуу. -таабырыны научнайдык уерэтии. | 3 ч. . 3ч. | «Саха таабырыннара» 1975с «Саха фольклора» 1993 с. | а) Айыл5а, хамсыыр- харамай, киьи туст. б) араас ес хоьооннорун били, сурунуу, быьаарыы Ес хоьооннорунан сценка бэлэмнээьин. | 11.01 18.01 25.01 1.02 |
4. | Чабыр5ахтаан ча5ылыыбыт. | Чабыр5ах араастарын уерэтии, истии, аа5арга, этэргэ уерэтии. Араас чабыр5ах курэстэрэ. | 4ч. | «Ынырар ыллыктар» | Чабыр5а5ы сатыылларын, сыана5а толороллорун ситиьии. | 2.02 15.02 22.02 23.02 |
Норуот ырыалара | Дэгэрэн. Дьиэрэтии. Хабар5а ырыаларын уэрэтэн ыллыырга холонуу. | 6ч. | Бэйэ матырыйаалын туьаныы. | 7.03 14.03 21.03 6.04 11.04 18.04 | ||
5. | Оьуокайдаан ойуо5ун | Ойуокай хаамыыта, ис хоьооно, арааьа. Тыыныыга дьарык. Улуу оьуокайдьыт. Туьулгэ оьуокайдара | 6 ч. | Н.И.Софронов «Кемус дьуруьун». Н.Е.Петров «Айыы ункуутэ». | О5о барыта оьуокай этэргэ уерэнэрин ситиьии. 1-2 ча5ылхай этээччини таьаарыы. | 25.04 26.04 28.05 29.04 4.05 5.05 |
6. | Хомуьум дьуруьуй | Хомус историята. Тардарга уерэнии. Тыыныыга дьарык. Кургуемунэн оонньооьун. Хомус уустара. Улуу хомусчуттар. Хомус музейа. Аан дойду хомусчуттара. | 4 ч. | С.С.Шишигин «Хомуска дьарык» | Хомуска ансамбль тэрийии. Сольнай нуемэргэ биир ча5ылхай толорооччуну таьаарыы. | 16.05 23.05 24.05 30.05 |
7. | Сылы тумуктуур кун. | 1)Концерт туруоруу 2)Алааска тахсыы | Репертуарынан,программанан бэлэмнэниилэр. | Кыьын устата тугу билбиккин,туохха уорэммиккин сатаан кордоро уорэнии. | 1.06 |
· «Саха таабырыннара» 1975с
· «Саха фольклора» 1993 с.
· «Ынырар ыллыктар»
· Н.И.Софронов «Кемус дьуруьун». Н.Е.Петров «Айыы ункуутэ».
· С.С.Шишигин «Хомуска дьарык»
· Серошевскай «Якуты», Кулаковскай «Научные труды», хаьыат вырезкалара
· «Саха торут угэьин ойдобулэ» Уткин,
· Кондаков «Урукку дьыл уор5атыгар»
· Т.С.Кононова «Угэстэр
· С.Боло, Уткин-Нуьулгэн, Эверстов «Айыы дьоно»
· А.Е. Кулаковскай, «Уьуйээннэр»
· «Саха угэьин торут ойдобулэ», «Аан дойду алаастан са5аланар», хаьыат вырезкалара, «Айыы уорэ5э»,
· Портнягин «Философия кут-сур».
· Г. Федорова, «Тойукка уьуйуу. Тойуктар»
Внеклассная деятельность
месяц | тема | Место проведения | дата |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | Куьунну туом | Дом Олонхо, школа | 2 неделя месяца |
Сентябрь | Экскурсия «Елуенэ эбэккэм» | Школьная площадка | |
октябрь | «Тойук абылана» | школа | |
ноябрь | КИВ с Степановой А.Н | Дом Олонхо | |
декабрь | Экскурсия в музей Хомуса в г. Якутск | Г.Якутск |
Кодификатор
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по занятию:
Материал не усоен –«2»
Минимальныйуровень- «3», «4»
Программный уровень
(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) - «4+» (очень хорошо)
Высокий уровень(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) «5+»
(превосходно)