Дидактические игры как один из ведущих видов обучения в детском саду

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач:

- научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»);

- уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»);

- формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки);

- развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»).

Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи (выигрыш) - для детей старшего дошкольного возраста.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике.

Различают несколько видов дидактических игр:

1. Дидактические игры с предметами.

1. Настольно-печатные игры.

Разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Различаются такие настольно-печатные игры, как лото, домино, игры типа «Лабиринт» и игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков и др.

2. Словесные игры.

Отличаются тем, сто процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

Обучающая задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, поэтому игровые действия просты и однотипны. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов.

Важное место в дидактических играх занимают правила. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной; им подчинены все участники игры.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Также необходимо уделять внимание различным упражнениям. Они делятся на лексические и словарные. Лексические проводятся для закрепления знаний по лексике, для закрепления лексических умений и навыков. Словарные упражнения проводятся для глубокого восприятия речи (чтением, слушанием) или в связи с порождением речи (говорением, письмом).

Наши рекомендации