Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов
Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.
Индивидуальный подход требует
Изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности;
Соответствия содержания, форм и методов организации деятельности школьников их возрастным этапам;
Учет пола и индивидуальных характеристик темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.
Принцип сознательности и творческой активности обучаемых обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный (направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого) или творческий (самостоятельность и дивергентность мышления) характер.
Принцип доступности обучения требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип наглядности. "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности" Я.А. Коменский.
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов.
Виды наглядности:
Естественная (предметы объективной реальности и действия с ними),
Экспериментальная (опыты, эксперименты),
Объемная (макеты, фигуры и т.п.),
Изобразительная (картины, фотографии, рисунки),
Звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы),
Звуковая (магнитофонные записи),
Символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы),
Словесная (образные словесные описания событий, фактов, действий).
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования.
Принцип продуктивности и надежности обучения исходит из очевидного положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Это обязывает каждого учителя (преподавателя) заботиться о надежности обучения, т.е. о прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых.
Организационные формы и системы обучения
Формы обучения - это конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.
В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения:
Индивидуальная (Передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей она трансформировалась в индивидуально-групповую – учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д.).
Классно-урочная (Я.А. Коменский ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками, которые чередовались с переменами. Все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое).
Лекционно-семинарская (Она зародилась с появлением первых университетов и по сути не изменилась. Она органично соединяет массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя первые доминирует)
Лекция 12.
Урок – основная форма организации процесса обучения в школе.