Схемы аспектного анализа современного урока
Аспект: современные подходы к целеполаганию
Анализ урока ___________________________________________
(класс, предмет, тема, учитель)
· цели и задачи урока сформулированы:
·
Да | Скорее, да | Скорее, нет | Нет | |
Эмоционально привлекательно | ||||
Четко | ||||
Кратко | ||||
Доходчиво |
· формулировка целей урока для учащихся осуществлена:
- через содержание и тему
- через действия учащихся
- через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге
· постановка данной цели вызвана:
- программой
- желанием учителя
- интересами учащихся
- случайным стечением обстоятельств
· если цели урока достигнуты, то в чем это выразилось?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
· если цели урока не достигнуты, то что этому помешало?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Аспект: Современные подходы к работе с содержанием урока
Анализ урока___________________________________________
(класс, предмет, тема, учитель)
· основные способы работы с содержанием:
- рассказ учителя
- обсуждение с учащимися в ходе дискуссии
- самостоятельная работа учащихся с учебным материалом
· ведущая идея урока
· ключевые понятия
· учебный материал урока:
- был новым для учащихся
- расширял представления учащихся об изучаемом
- отвечал на вопросы учащихся
- был полезным для решения ими сегодняшних проблем
- будет полезен учащимся в будущем
- давал информацию для самопознания (другое)
· на какой стиль мышления (какие способности) учащихся был рассчитан материал урока?
Абстрактно-последовательный (интеллектуальные) | Абстрактно- случайный (эмоциональные) | Конкретно- случайный (интуитивные) | Конкретно- последовательный(деятельностные) |
· как в ходе урока было осуществлено адаптирование учебного материала к особенностям конкретного класса?
· какие источники использовал учитель для отбора учебного материала?
· какие пространства содержания были реализованы на уроке:
- нормативное
- дискуссионное
- смысловое
Аспект: организационно-практический компонент современного урока
Анализ урока___________________________________________
(класс, предмет, тема, учитель)
1.Средства, используемые на уроке.
Наглядные | ТСО (аудио, видео) | Раздаточный материал | Практические | Словесные | Другие |
2.Чередование форм деятельности учащихся.
Формы | |||||||||
Индивид. | |||||||||
Парная | |||||||||
Группов. | |||||||||
Фронт. | |||||||||
Время | 0-5 |
3.Учебные действия, предлагаемые учащимся. Актуализированные психические процессы.
Процессы | Внимание | Память | Мышление | Воображение | Речь | Чувства | Воля |
Действия | |||||||
4.Вопросы для общего обзора по уроку:
Были ли в ходе урока ситуации выбора у учащихся? ____________________________________________________
Какие вопросы возникали у учащихся? ____________________________________________________
Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке?
_____________________________________________________
Как была организована обратная связь? _____________________________________________________
Как учитель относился к неверным ответам учащихся? _____________________________________________________
Как была организована рефлексия учащихся по поводу обсуждаемого на уроке?
_____________________________________________________
Аспект: современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке
Анализ урока___________________________________________
(класс, предмет, тема, учитель)
1. Палитра оценочных действий учителя
Вариант действия | Количество | Примеры, иллюстрации |
Согласие | ||
Одобрение | ||
Ободрение | ||
Замечание | ||
Отрицание | ||
Упрек | ||
Угроза | ||
Неопределенная оценка | ||
Опосредованная оценка | ||
Невербальные оценки (мимика, жесты) |
2. Способы проверки знаний учащихся учителем.
__________________________________________________________________
3. Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися.
__________________________________________________________________
4. Результативные действия учащихся на уроке
Варианты | Количество |
Ответы на вопросы учителя (фронтально) | |
Ответы на вопросы учителя (индивидуально) | |
Записи в тетрадях | |
Идеи, предположения, гипотезы (от групп или индивидуально) | |
Схемы, рисунки | |
Алгоритмы |
5. Варианты самооценки и самоконтроля учащимися.
__________________________________________________________________
6. Адекватность оценочных суждений реальным достижениям.
__________________________________________________________________
7. Адекватность отметок – нормативам
__________________________________________________________________
4. Комбинированный анализ урока[8]
1. Общие сведения об уроке:
· дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;
· обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;
· оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;
· организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;
· тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока); цель посещения урока.
2. Тип и структура урока:
· тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;
· связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;
· структура урока: соответствует ли она данному типу урока; последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;
· особенности подведения итогов урока.
3. Содержание урока:
· соответствие содержания программе;
· связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;
· установление межпредметных связей;
· методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;
· особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;
· использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала
4. Методы и приемы обучения на уроке:
· используемая система методов и приемов, их сочетание;
· соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;
· соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;
· соблюдение основных требований к уроку;
· особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;
· виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;
· формирование у школьников умения учиться;
· использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;
· формирование у школьников навыков самоконтроля;
· способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;
· обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.
5. Домашнее задание:
· подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;
· дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;
· объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.
6. Поведение учащихся:
· заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся;
· методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;
· мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;
· отношение учащихся к учителю.
7. Поведение учителя:
· умение владеть классом, организовать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;
· стиль и тон в работе, педагогический такт;
· наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;
· внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;
· авторитет учителя.
8. Результаты урока:
· выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;
· уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);
· значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее;
· инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;
· советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.