Глава V. Проверка, подготовка и защита работы
Проверка и подготовка работы к защите
После того, как работа проверена руководителем, устранены все его замечания, работа оформлена, необходимо провести окончательную проверку.
Законченную работу необходимо внимательно прочесть, обратив внимание на последовательность и правильность оборотов речи. Такой анализ позволит устранить ошибки в работе, которые в черновике трудно было заметить, и сделать точными формулировки.
После тщательной проверки работа предоставляется на рассмотрение научному руководителю. После проверки и подписания титульного листа руководителем, работа может быть переплетена. При этом следует проверить последовательность расположения страниц работы.
Законченная и подписанная руководителем курсовая работа допускается к защите.
Цель предварительной защиты - определение степени готовности ВКР. Задачи предзащиты: заслушать выступление дипломника, отметить сильные и слабые места, выявить погрешности работы в результатах или процедуре изучения и раскрытия темы, задать все возможные вопросы, возникшие у слушателей в ходе доклада студента. В исключительных случаях в качестве предзащиты может быть принято выступление студента-дипломника на межвузовской студенческой научной конференции, если тема его выступления полностью совпадает с темой ВКР. Выступление студента-курсовика на любой студенческой научно-практической конференции или неделе науки в колледже по теме курсовой работы может быть зачтено как защита курсовой решением МО.
К предварительной защите текст работы должен быть окончательно готов в черновом варианте. На предзащите студент демонстрирует графическую наглядность и делает доклад на 7-10 минут. В докладе сообщается тема работы, её актуальность, цели, задачи, основные положения и выводы по работе. Доклад может включать содержание введения, основных положений исследования и заключения. По окончании доклада слушатели (преподаватели кафедры и студенты) задают вопросы, делают критические замечания по содержанию и форме доклада, оформлению и содержанию графической наглядности, манере держаться и т.д.
После предзащиты дипломник приступает к оформлению и окончательной проверке работы.
После окончательной проверки выпускной квалификационной работы руководитель пишет отзыв о работе. После этого работа передается на рецензирование. В противном случае работа возвращается на доработку до определённого срока (одна неделя).
В качестве рецензента могут выступать преподаватели других учебных заведений, медицинских учреждений или преподаватели колледжа. Образцы бланков отзыва научного руководителя и рецензии приведены в Приложении 6, 7, 8
В период рецензирования выпускной квалификационной работы студент редактирует свой доклад с учётом замечаний, сделанных на предзащите.
На защиту студент предоставляет один сшитый и подписанный экземпляр работы с рецензией и отзывом руководителя.
Защита работ
Дата защиты определяется учебной частью, расписание государственной итоговой аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала испытаний и утверждается директором колледжа.
Защита ВКР проводится в соответствии с расписанием государственной аттестационной комиссии. Порядок защиты определяется председателем комиссии. Присутствие на защите научного руководителя обязательно, рецензента - по его усмотрению.
Для успешной защиты необходим грамотно составленный доклад. На доклад при защите курсовой работы студенту отводится 5-7 минут, на доклад по ВКР 7-10 минут. Своё выступление выпускник начинает с обращения к председателю и членам ГАК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты! Разрешите представить Вашему вниманию доклад на тему»... и далее строит своё выступление согласно подготовленному докладу. Выступление на защите ВКР должно быть лаконичным, содержательно точным, эмоционально окрашенным и убедительным. Доклад не следует читать с листа. Необходимо помнить об использовании графической наглядности, сопровождая своё выступление показом. Говорить нужно чётко, уверенно, достаточно громко, правильным литературным языком.
После доклада студенту могут быть заданы вопросы по его работе и теме исследования. Отвечать на них необходимо корректно, сжато, не уклоняясь от темы вопроса. Предварительно нужно поблагодарить слушателя, задавшего вопрос. Необходимо помнить, что вопросы и ответы могут носить характер свободной дискуссии.
После ответов студента на вопросы на защите ВКР секретарем ГАК зачитываются рецензия и отзыв руководителя (если руководитель присутствует на защите, он может зачитать отзыв сам). Слово предоставляется рецензенту, который характеризует качество оформления, оценку полученных результатов и анализ недостатков.
Структура ответа студента рецензенту: первое, что делает дипломник - благодарит рецензента за его труд, внимание, проявленное к его работе. Затем выбирает замечания для ответа. Как правило, с большинством замечаний соглашается и для ответа выбирает только принципиальные замечания, которые являются проявлением позиции дипломника, например: «Соглашаясь с замечаниями (имя…, отчество)…, в целом, мне бы хотелось остановиться на некоторых из них и высказать свою точку зрения…». Или: «Замечания…(имя…, отчество) будут учтены, но некоторые я бы хотел проанализировать для более точного изложения своей позиции» и т. д. Ответ на замечания рецензента длится не более 5-7 минут. Нет необходимости отвечать на каждое замечание рецензента. Отвечая на некоторые из них, студент подчёркивает тем самым, что с остальными он согласен.
После выступлений рецензентаи научного руководителя председатель выясняет, удовлетворён ли рецензент, научный руководитель и члены ГАК ответами студента и просит присутствующих выступить по существу выпускной квалификационной работы. Должен идти свободный обмен мнениями по теме выпускной квалификационной работы. В нём могут принять участие председатель и члены ГАК, руководитель, консультанты, рецензенты, студенты и другие лица, присутствующие на защите.
Ответное слово студента участникам дискуссии: краткое выступление (не более пяти – семи минут), в процессе которого необходимо поблагодарить всех, кто проявил интерес к работе, а также защитить или разъяснить положения, которые встретили возражения или вызвали недоумения слушателей, ответить на сделанные замечания, представить необходимые справки, протоколы и т. п.
Далее следует заключительное слово студента: слова благодарности председателю и членам ГАК, рецензенту, научному руководителю, консультанту и т.д.- кого студент сочтёт необходимым назвать. Строится заключительное выступление в произвольной форме и должно занять не более 1-2 минут.
Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГАК по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. Открытым голосованием, простым большинством голосов определяется оценка. Голосуют только члены комиссии.
При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студента, качество выполнения расчётов, самостоятельность обсуждения полученных результатов, качество оформления и ход защиты работы.
Каждый член ГАК даёт свою оценку работы, председатель собирает оценки всех членов комиссии и после обсуждения выносит окончательное решение о выставляемом балле. При равенстве голосов, голос председателя является решающим.
По завершении обсуждения в аудиторию приглашаются студенты, защитившие дипломные работы, и все гости. Председатель ГАК подводит итоги защиты дипломных работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные исследования.
Решение об оценке ВКР принимается на закрытом заседании государственной комиссии путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично
Количество защит ВКР в день не должно превышать 10.
Оценка результатов работ
Оценка результатов работы проводится дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценку «отлично» ставят за работу, в которой:
· грамотно определены цели и задачи (для методических работ – предмет и объект);
· введение включает обоснование актуальности, новизны, методов и методологии исследования, гипотезу, теоретическую и практическую новизну и т. д.;
· структура соответствует целям и задачам;
· теоретическая часть работы раскрывает современное состояние проблемы;
· полностью раскрыта заявленная тема, достигнуты цели работы;
· результаты собственного исследования отражены в Приложении;
· отмечается высокий исследовательский уровень (применение различных методов, глубокий анализ материала, наличие собственной научной позиции);
· оформление полностью соответствует государственным стандартам;
· выступление логично, содержательно и не превышает установленный регламент;
· выпускник владеет профессиональными компетенциями, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
·
· выпускник свободно владеет темой исследования, научную эрудицию, умело использует наглядность.
Оценку «хорошо» ставят за работу, в которой:
· грамотно определены компоненты научного аппарата;
· введение включает все необходимые элементы, но могут быть допущены неточности;
· структура соответствует цели и задачам исследования;
· теоретическая часть раскрывает современное состояние проблемы;
· раскрыта заявленная тема, достигнуты основная цель и задачи работы, но могут быть незначительные несоответствия между выводами всех глав и общего заключения;
· оформление полностью соответствует государственным стандартам;
· выступление логично, содержательно и не превышает установленный регламент;
· выпускник свободно владеет темой исследования, научную эрудицию;
· выпускник владеет профессиональными компетенциями, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
· в работе могут быть допущены незначительные методические ошибки или недочёты.
Оценку «удовлетворительно» ставят при соблюдении следующих критериев:
· есть ошибки в определении компонентов научного аппарата, несоответствие структуры работы поставленным целям;
· не полностью и не вполне логично прописано введение;
· теоретическая часть работы не характеризует полностью разработку темы в современной науке;
· цель, в основном, достигнута, но существуют погрешности в решении заявленной проблемы;
· оформление полностью соответствует государственным стандартам;
· выступление логично, содержательно;
· выпускник свободно владеет темой исследования;
· выпускник владеет 70% профессиональных компетенций, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
· в работе могут быть допущены нарушения логики и взаимосвязи частей.
Суммарный критерий оценки «неудовлетворительно»:
· допущены грубые нарушения методов и методологии исследования, например, необоснованное использование методов или использованные методы не соответствуют виду исследования;
· цель работы не достигнута, полученные результаты (выводы) её не отражают;
· выступление не отражает основного содержания работы и не вписывается в установленный регламент;
· выпускник не владеет темой исследования, не отвечает на заданные вопросы или даёт неточные ответы;
· выпускник не владеет профессиональными компетенциями, заявленными в федеральном государственном стандарте специальности, относящимися к профессиональному модулю, в тематике которого ориентирована выпускная квалификационная работа;
· работа не соответствует требованиям к оформлению.
Если выпускник на защиту не явился или вообще не предоставил работу в установленные сроки, также ставится оценка «неудовлетворительно».
Оценка за курсовую работу вносится руководителем в зачётную книжку. Студенты, не защитившие курсовую работу, не допускаются к экзаменационной сессии и не переводятся на следующий курс. Если курсовая работа защищена на «неудовлетворительно», то она возвращается студенту на доработку. Сроки защиты в данном случае устанавливаются официальным приказом директора.
Если неудовлетворительной признаётся защита выпускной квалификационной работы, то ГАК устанавливает, при соответствующей доработке, её повторную защиту. Курсовые работы (вместе с отзывом и рецензией) хранятся как отчётная документация в течение трёх лет. Выпускные квалификационные работы хранятся в течение пяти лет. Лучшие работы, представляющие определённый интерес для науки и практики, рекомендуются к публикации в виде статей в сборниках научных трудов института, представляются для участия в конкурсах выпускных квалификационных работ. Сроки хранения указываются в нормативной документации по документообороту.
Словарь терминов
Аннотация - краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.
Актуализация - переход из потенциального состояния в действие.
Аспект - угол рения, под которым рассматривается объект исследования.
Гипотеза -научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщённый вывод о всей совокупности таких случаев.
Детерминанта - предпосылка.
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. д.
Индукция - вид умозаключений от частных фактов, положений к общим выводам.
Инновация- выход за пределы нормативности.
Интеграция - объединение в целое каких-либо частей.
Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Ключевое слово- слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Когнитивный -рациональный, интеллектуальный, связанный с познанием.
Концепция -система взглядов на что- либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Краткое сообщение- научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно- исследовательской или опытно- конструкторской работы. Назначение такого документа оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом её этапе.
Креативность- созидательность, творческое отношение к работе, способность принимать нестандартные решения.
Метод исследования- способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Мировоззрение, миропонимание, мироощущение- совокупность взглядов, представлений об окружающем мире, основанных на эмоциональном и интеллектуальном его восприятии.
Научная дисциплина- раздел науки, который на данном уровне её развития, в данное время освоен и внедрён в учебный процесс высшей школы.
Научная тема- задача научного характера, требующая проведения научного исследования.Является основным планово-отчётным показателем научно- исследовательской работы.
Научная теория- система абсолютных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование- целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание- исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное- методами получения и проверки новых знаний.
Научный доклад- научный документ, содержащий изложение результатов научно- исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.
Научный отчёт- научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно- исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершению или за определённый промежуток времени.
Научный факт -событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу знания.
Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой- либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами её развития.
Объект исследования- процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Отзыв - критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо.
Парадигма - совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.
Первая медицинская помощь – комплекс простейших медицинских мероприятий, выполненных на месте ранения, поражения самим населением в порядке само- и взаимопомощи, санитарными дружинами, личным составом спасательных формирований с использованием табельных и подручных средств.
Предмет исследования- всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.
Принцип- основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема- крупное обобщение множества сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.
Ранжирование- расположение собранных данных в определённой последовательности (убывания или нарастания).
Регистрация -выявление определённого качества в явлениях данного класса (например, количество неверно решённых заданий)
Реферат- буквально: обращение назад, анализ собственных действий и состояний.
Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения
Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определённым образом связанное с исходным.
Утилитарный - узко практичный.
Фактографический документ- научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию в результате научно- исследовательской работы.
Шкалирование - соотнесение качественных характеристик исследуемых объектов с их числовыми значениями.
Экспертная оценка- оценка полученных данных с помощью привлечения независимых экспертов.
Список использованной литературы
1. Адамова Н.Ю., Глушков И.Г., Гололобов Е.И., Захожая Т.М. Методические рекомендации для подготовки выпускной квалификационной работы и её защиты. – Сургут: РИО СурГПИ, 2002. – 50с.
2. Артемьев В.Н, Веревкина М.П., Зорькина Т.А., Маркцварт Л.Д. Организация научно-исследовательской работы медицинских сестер в лечебно-профилактическом учреждении: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004. – 61с.
3. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 128 с.
4. Глушков И.Г. Требования к оформлению выпускных квалификационных работ. – Сургут: РИО СурГПИ, 2000. – 26 с.
5. Дипломные работы: Методическое пособие / Отв. ред. С.А. Козлова. – М.: Новая школа, 1999. – 34 с.
6. Положение о выпускных квалификационных работах /Сост. Гаврилова Т.А., Коршунова Н.Л. - Уссурийск: УГПИ, 1999. – 10 с.
7. Ставринова Н.Н., Филиппова А.Р., Чугайкина О.Г. Выпускная квалификационная работа по дисциплинам предметной подготовки и педагогике: Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите ВКР. – Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – 109с.
8. Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ | |
Заместитель директора | |
по УВР | |
_________________И.О.Фамилия | |
«_______»____________20__г. |
ЗАДАНИЕ
для выполнения выпускной квалификационной работы/проекта (подчеркнуть необходимый вариант)
Специальность: | |
Группа: | |
Ф.И.О. студента |
Тема работы/проекта (подчеркнуть необходимый вариант):
Дата выдачи задания для выполнения работы | |
Срок защиты выпускной квалификационной работы | В соответствии с графиком учебного процесса |
Содержание работы/проекта(подчеркнуть необходимый вариант)
Введение_____________________________________
Основное содержание по разделам
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Заключение _____________________________________________
Список рекомендованной литературы
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Приложения
_____________________________________________
Руководитель выпускной квалификационной работы/проекта ______________(_______________) Подпись Расшифровка подписи
Студент _______________________ __ ______________(_______________) Подпись Расшифровка подписи
Приложение 2
Образец титульного листа
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «СУРГУТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |