Свободное время тоже труд души
"Свое" время может стать помощником в лечении, оно может быть интересным, но может стать и обузой, если ребенок не знает, чем заняться. В "Жемчужине" нет ребят, слоняющихся без дела.
Мальчик смастерил рогатку и "выстрелил" в пролетающего воробья. Спрашиваю его (в начале смены): "Зачем ты это сделал?" Отвечает искренне: "Просто так!" Видно, ему нечем было заняться. Причина одна - неумение организовать интересно свое свободное время. Этого не должно быть.
Педагоги с первых дней пребывания ребят в лагере воспитывают у них умение правильно, интересно использовать, организовать свой досуг. Но делаем мы это тактично, учитывая внутренние побуждения детей, так, чтобы они извлекали из своей свободы радость и пользу. В "Жемчужине" вы не услышите: "Брось сейчас же это!"; "Иди гуляй!"; "Не ходи туда!"; "Почему не читаешь?.."
У нас ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Воспитатели же ненавязчиво предлагают дело, если выбор еще не сделан, или помогают в организации занятий, если выбор уже определен. Мы считаем недопустимым бесцеремонно вторгаться в мир увлечений ребенка и распоряжаться его досугом по своему усмотрению. Но для того чтобы найти дело по душе, надо сделать так, чтобы было из чего выбирать.
В нашем прекрасном парке много чудесных уголков, где можно многое узнать, увидеть, просто посидеть с другом, почитать или посмотреть, как пламенеют розы, вдыхая их аромат, слушая шепот листьев ивы над крохотной речушкой. Есть стадион, где можно поиграть в мяч, теннис, сразиться в шахматы. А побережье с его уютным пляжем? Морская даль, неумолчный голос прибоя, красота закатов над морем... Любят ребята и загадочную комнату сказок, где при свечах можно послушать сказки бабушки Арины; в морской комнате можно узнать повадки морских рыб, понаблюдать, как растут водоросли, здесь собираются будущие ихтиологи, биологи моря, исследователи подводного мира.
В распоряжении ребят музыкальный салон с прекрасной фонотекой. Можно выбрать любую музыку и слушать ее через наушники, сидя в удобном кресле или лежа на паласе и рассматривая цветные слайды. Все вместе, и никто никому не мешает.
Тебе грустно и хочется рисовать - приглашаем в комнату творчества. Возьми краски, бумагу, кисточку и напиши печальный осенний пейзаж, за это тебя никто не осудит. Мы понимаем, что печаль так же необходима человеческой душе, как и радость. А художественный руководитель поможет тебе советом, подберет нужные репродукции художников, книги по искусству, пособия.
А может, тебе хочется после принятия процедур выжигать, лепить, шить, конструировать, выпиливать? Пожалуйста! Хочешь свою поделку отвезти в подарок маме? Прекрасно! Сделать ее тебе тоже помогут умелые руки инструкторов.
На втором этаже административного корпуса - картинная галерея. Ты ее не видел? Спеши!
Вот комната раздумий, космическая комната, уголок стихов и мечты и многое, многое другое.
Вспомните слова В. А. Сухомлинского: "Глубоко ошибаются... считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи".
Воспитатели "Жемчужины России" используют в организации досуга детей прогулки в природу, раскрывая им ее красоту и мудрость. Прогулки сближают нас с нашими детьми, помогают установить дружеские отношения, в основе которых лежит взаимопонимание. Воспитатели учат ребят общению с природой, развивая их ум, тренируя внимание, наблюдательность. Мы стремимся, чтобы каждый выход на прогулку стал праздником, переживанием радости и добрых чувств.
Если ребенок любит все живое, он вырастет человеком душевным, умеющим понимать чужое горе, вовремя прийти на помощь, он вырастет гражданином. Доброта к людям зарождается в опыте гуманного отношения ко всему живому, а гражданин начинается с простых чувств и поступков - с заботы об окружающей природе, о старшем, с ответственности за слабого, с сострадания к ближнему. И вот здесь на помощь приходят "уроки доброты", которые ведут воспитатели "Жемчужины России". В этой работе они руководствуются принципом: "Любовь к природе - творчество". В этом творчестве рядом с детьми - педагоги, люди с большим и добрым сердцем, стремящиеся взрастить в детях сознательную любовь к природе, людям, Родине. Назову хотя бы несколько имен: Н. И. Дворянова, В. Г. Короткая, Л. А. Стулей, А. М. Рыбакова, Л. А. Торбина и другие.
Удивительные находки, бережно хранимые детьми,- необыкновенный морской камешек, яркое перышко какой-то птицы, кусочек сосновой смолы, цветное стеклышко и многое другое - помогают войти в мир природы, становятся основой бесед, помогающих детям открыть тайны живого и неживого.
Зайдите на выставку камней в "Жемчужине" - там богатейшая коллекция камней, найденных ребятами, о каждом из которых они могут рассказать целую историю, сказочную или реальную. Лучшему знатоку - большой круглый булыжник, символизирующий тяжесть знаний.
А вот группа ребят из клуба "Теремок". Руководитель клуба В. В. Остроушко помогает воспитанникам увидеть красоту обычного, учит знать и понимать язык природы, заботиться о ней. Результатом походов в природу может стать конкурс рисунков "Природа - твой друг. Береги ее", сочинений о наших "меньших братьях", любимом цветке.
А вот фотовыставка работ пионеров из СПЛ "Солнечный": радужная паутинка, капля росы в чашечке цветка; птенец, выглядывающий из гнезда; подсолнух-солнце и многое другое. Увидеть все это и передать свое удивление и восторг помог ребятам руководитель фотокружка Л. Сокол-Кутыловский, тонкий знаток природы и большой мастер фотодела.
Быть настоящим гражданином своей прекрасной Родины - значит сохранять ее природные богатства, бережно относиться к каждой травинке, бабочке, любить все то, что создала природа. Этому мы и учим своих ребят. Но еще и работать в природе, отдавая ей свой труд и заботу. "Вырастить куст розы, пережить радость первого цветка, отдать цветок человеку, испытать волнующее счастье этой минуты важно для воспитания нового человека так точно, как вспахать ниву, вырастить хлеб, познать напряжение, пот, мозоли и наслаждение трудом" (В. А. Сухомлинский).
В прощальных сочинениях мы часто читаем такие строки:
"Сейчас я укладываю чемодан и лью горькие слезы. Мне очень трудно расставаться с друзьями и лагерем. Я здесь совсем выздоровела, у меня исчезла вся сыпь и нет ни одной болячки" (Наташа П., 14 лет).
"Мне не хочется уезжать из лагеря. Трудно будет расставаться. Я, наверно, уже никогда не забуду всех, с кем здесь познакомилась" (Жанна П., 14 лет).
"Наш лагерь был нам родным домом все 65 дней" (Нина Ф., 14 лет).
"Здесь я научилась самостоятельно жить и отвечать за свои поступки, общаться с подругами, не обижаясь на них. Я научилась общаться и со взрослыми людьми. Я научилась любить и беречь природу" (Лариса Н., 14 лет).
А Наташа Н. из Белой Церкви выразила свои чувства в стихах:
Спасибо вам за все за это: За вашу к людям доброту, Отзывчивость и добродушность, За внутреннюю теплоту.Вся жизнь и пионерская работа в лагерях строится на основах самоуправления, развития инициативы и самодеятельности ребят. А мы, взрослые, врачи, воспитатели, педагоги, вожатые, надеемся, что всё доброе, что старались пробудить и развить в наших воспитанниках, не заглохнет, а окрепнет и поможет им по возвращении домой жить ярко и наполненно, по законам правды, справедливости и пионерской дружбы. Так, как учили их в пионерской республике с поэтическим названием "Жемчужина России".
Издательство "Педагогика" - учителю. Рекомендуемая литература
Алексеев А. Н. Атеистическое воспитание в процессе преподавания истории. 1987.
Айзерман Л. С. Уроки нравственного прозрения. 1983.
Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. 1986.
Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. 1986.
Васильев И. А. Быть хозяином: Размышления публициста 1984.
Волков А. К., Пирогов В. И. Идейно-политическое воспитание старшеклассников. 1985.
Вульфов Б. 3., Поташник М. М. Педагогические ситуации 1983.
Глотов В. В. Учитель для сына: Размышления журналиста 1985.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. 1987.
Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской обл. 1982.
Ильин Е. Н. Рождение урока. 1986.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. 1985.
Лёзер Ф. Рациональное чтение: Более быстрое и основательное: Пер. с нем. 1980.
Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. 1986 (2-е изд.).
Народный учитель СССР: Сб. очерков / Сост. А. Э. Сухорукова. 1981.
Народный учитель СССР: Сб. очерков / Сост. В. Я. Ермолаев, Н. И. Целищева. 1985.
Ориентир дает партия: Школа на путях реформы. 1987.
Производительный труд школьников /Под ред. В. А. Полякова. 1987.
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 1984 (2-е изд.).
Скульский Р. П. Учиться быть учителем. 1986.
Соловейчик С. Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. 1986.
Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. 1986.
Храпов В. Е. Твой лучший учитель, школа! 1987.
Шаталов В. Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. 1980.
Шаталов В. Ф. Точка опоры. 1987.
Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. 1986.
Щуркова Н. Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. 1981.
Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. 1986.
Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах: Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц. 1979.
Серия "Передовой педагогический опыт"
1979 г.
Зверев С. М., Мейксон Г. Б. Учитель физкультуры: Опыт работы преподавателя Криулянской школы Молдавской ССР Е. Д. Новика.
Из опыта обучения истории союзной республики / Под ред. Н. П. Кузина, А. Г. Колоскова, Е. П. Лаврова.
Лиферов Л. А. Трудовое обучение и воспитание: Из опыта организации общественно полезного труда в школах Москвы и Московской области.
Подготовка школьников к жизни и труду: Из опыта учебно-воспитательной работы песчанокопской школы № 1 / Под ред. М. П. Кашина, Г. Ф. Суворовой.
Сила педагогического коллектива: Из опыта работы школы № 18 г. Павловского Посада / Под ред. О. С. Газмана.
Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка.
1980г.
Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продленного дня №710 Москвы / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой.
Носов В. В. Будущие хозяева полей: Из опыта внешкольной работы.
От передового учителя к передовому коллективу: Опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах Москвы / Под ред. Ю. К. Бабанского, А. Н. Зевиной.
Серия "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки"
1981 г.
Гузик Н. П. Учить учиться: Из опыта работы учителя химии Ананьевской средней школы Одесской обл.
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы.
1982 г.
Волков И. П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл.
Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л "Орленок".
Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы школы № 516 Ленинграда.
Пионерская дружина: Из опыта работы дружины им. В. И. Даниловича школы № 428 Москвы / Под ред. Г. М. Иващенко, Л. П. Ивановой, Б. Е. Ширвиндта.
1983 г.
Апраушев А. В. Воспитание оптимизмом: Записки директора Загорского детского дома для слепоглухонемых детей.
Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта воспитательной работы Куршенайского детского дома Литовской ССР.
Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: Из опыта работы школ Литовской ССР.
1984 г.
Гордин Л. Ю. Школа инициативы и самостоятельности: Из опыта работы школ г. Таганрога.
Ермолаев В. Я. Школа Кобахидзе: Из опыта работы школы № 77 г. Тбилиси.
Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов в школах Литовской ССР.
Носов В. В. Будущие хозяева полей: Из опыта внешкольной работы (2-е изд.).
Сазонов Е. Ю. Город мастеров: Из опыта работы театра юношеского творчества Ленинградского Дворца пионеров им. А. А. Жданова.
1985 г.
Дубровский А. А. "Жемчужина России": Из опыта работы Всесоюзной пионерской здравницы в г. Анапе.
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться (2-е изд.).
Резник А. Б. Гражданское становление школьников: Из опыта работы учителя обществоведения гайворонской средней школы № 1 Кировоградской области.
Стрельцова В. Б. Наш друг - природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы.
1986 г.
Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда.
Ермолаев В. Я. Моя рабочая академия: Из опыта работы СПТУ № 1 Москвы.
Кубичев Е. А. ЭВМ в школе: Из опыта работы школы № 183 Москвы.
1987 г.
Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта воспитательной работы Куршенайского детского дома Литовской ССР (2-е изд.).
Иванов А. Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области.
Колесников Л. В. Школа: время перемен: Из опыта работы школ Новосибирской области.
Моложавенко В. С. Наследники бригадного комиссара: Из опыта воспитательной работы Невельского детского дома Псковской области.
Яковлев Ю. А. Города на память: Из опыта работы СГПТУ-33 г. Казани.