Педагогическая стратегия руководителя ОВД

Содержание организационной деятельности руководителя ОВД можно подразделить на часть концептуальную и часть процессуальную.

Концептуальная часть определяет педагогиче­скую стратегию руководителя, процессуальная — пути реализации этой стратегии. Руководитель действует в управленческой логике, психологически обоснованной и наполняемой педагогическим со­держанием, формами и методами.

Педагогическая стратегия руководителя строится на разработке системных представлений о цели деятельности как «модели резуль­тата деятельности». В первую очередь — это конкретное представ­ление о том, какие типы сотрудников, в каких службах и по каким направлениям необходимы для результативной профессиональной деятельности. Это также конкретное представление о том, каких педагогических характеристик (сплоченность, моральный климат, характер делового взаимодействия и т.д.) должен достигнуть дан­ный коллектив или организация за намеченный период времени в имеющихся условиях.

Далее необходимо системное представление о реальных харак­теристиках сотрудников с выделением имеющихся позитивных свойств, реального потенциала развития и, естественно, определе­ние несоответствий и противоречий между намеченной целью и реальным уровнем коллектива сотрудников.

На основании этого определяется основное содержание педагоги­ческого процесса, направленного на достижение поставленной цели. Здесь особо важна разработка системы реальных критериев (качест­венных характеристик) и показателей — фиксируемых проявлений сформированности или несформированности того или иного каче­ства личности, коллектива, организации в его динамике. И нако­нец, необходимым этапом разработки всех названных позиций яв­ляется их «педагогическая фильтрация», т.е. оценка соответствия объективным закономерностям, принципам и постулатам профес­сиональной педагогики ОВД.

Особое направление деятельности руководителя по определе­нию его педагогической стратегии — разработка «страховочных про­грамм», предусматривающих возможность отклонений от вырабо­танной «модели деятельности» в связи с объективными обстоятель­ствами. Это учет факторов неопределенности, которая объективна при динамически развивающейся оперативной обстановке; непред­сказуемости изменения ситуации, в которой решаются правоохранительные задачи и непредсказуемости появления новых профес­сиональных задач; экстремального обострения обстановки и т.д. Поэтому, по аналогии с мобилизационным планом, руководитель должен иметь программу педагогической мобилизации, например ориентированную программу работы с персоналом в ситуации обо­стрения социально-экономической обстановки в регионе. Тогда руководитель будет готов к переключению на работу с персоналом в новых сложных условиях, у него будут в запасе хотя бы некото­рые варианты первоначальных действий, позволяющие далее сори­ентироваться в ситуации и принять адекватные управленческие ре­шения. «Страховочные программы» для руководителя — это не внутренняя демобилизация, не опережающий поиск причин буду­щих неудач, а дополнительный фактор мобилизации руководителя на действия в сложных и изменяющихся условиях

Наши рекомендации