Внешние признаки утомления 3 страница
знак *+» указывает на использование этого материала в уроке;
Р — разучивание двигательного действия под непосредственным контролем учителя;
3 — закрепление двигательного действия;
С — совершенствование двигательного действия;
У — учет знаний, умений и навыков, показателей в контрольных тестах или других упражнениях учебной программы.
Вариант 2 Преподавание предмета «Физическая культура»
Утверждаю «__ »_________ 200_г.
Рабочий план на II четверть для V класса Расписание уроков физической культуры
Уроки | Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Объяснительная записка
Рабочий план преподавания предмета «Физическая культура» составлен на II четверть ддя V класса на основе официальной программы по предмету для общеобразовательной школы. Рабочим планом предусматривается решение во II четверти следующих главных задач физического воспитания:
1) дальнейшее укрепление здоровья и повышение физической подго
товленности учащихся V класса посредством всестороннего воздействия
физическими упражнениями на развитие важнейших функциональных
систем их организма, воспитание основных физических качеств;
2) обучение базовым умениям по разделу программы «Гимнастика с
основами акробатики* и первоначальное ознакомление с техникой спор
тивной игры «Баскетбол».
В соответствии с указанными задачами в рабочем плане представлены поурочно на II четверть1 следующие виды учебного материала:
1) основные знания по практическим видам, запланированным на
данную четверть;
2) строевые упражнения;
3) обще развивающие физические упражнения;
4) опорные гимнастические прыжки;
5) основы акробатики;
6) упражнения в равновесии на бревне (девочки);
7) упражнения на разновысоких брусьях (девочки);
8) упражнения на низких брусьях (мальчики);
1 Данный рабочий план разработан как образец, поэтому он составлен не все,а на 10 уроков четверти.
9) упражнения на перекладине (мальчики);
10) игры и специальные упражнения для развития физических ка
честв.
Уроки, проводимые во II четверти, носят комплексный характер и включают кроме основного гимнастического материала упражнения в беге, подвижные игры, эстафеты и элементы баскетбола.
На всех уроках в содержание разминки включается непродолжительный бег, при этом обращается внимание на технику бега. При наличии в ней недостатков преподавателем вносятся поправки. В целях обеспечения преемственности в направленности тренировочных средств на воспитание обшей выносливости в I четверти (легкая атлетика — беговые нагрузки) и III четверти (лыжная подготовка) в ряде уроков данной четверти в конце основной части занятий специально планируется продолжительный бег (беговая тренировка), а также подвижные игры л эстафеты.
Настоящим рабочим планом предусмотрена сдача текущих зачетов по выполнению ряда гимнастических комбинаций: упражнений на бревне (девочки), акробатических упражнений (мальчики и девочки), упражнение, включающее прыжок в упор присев на козла и соскок прогнувшись (мальчики и девочки), лазание по канату в два приема. К концу четверти учащиеся также должны быть подготовлены к сдаче норматива по подтягиванию — мальчики из положения виса на перекладине, девочки из положения виса лежа хватом за низкую перекладину. Зачетные комбинации приводятся в рабочем плане на II четверть.
Содержание уроков Урок 1.
1. Беседа «Правила поведения на занятиях по гимнастике и меры бе
зопасности при упражнениях на снарядах».
2. Построение в колонну по одному, ознакомление с понятием «дис
танция».
3. Разучивание строевого шага и поворота в движении.
4. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.
5. Выполнение подскоков на гимнастическом мостике, наскок в упор
на колени (на гимнастического козла).
6. Соскок из упора присев прогнувшись на точность приземления.
7. Кувырки вперед.
8. Перекаты назад.
9. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба с хлопками пол ногой, со
скок прогнувшись.
J0. Передвижение в упоре на низких брусьях.
11. Сгибание и разгибание рук в горизонтальном упоре на брусьях,
Ноги врозь.
12. Прыжки через скакалку за 30 с.
13. Упражнения для мышц брюшного пресса и спины на гимнасти
ческих матах.
Содержание рабочего плана на И четверть
п/п
Разделы содержания учебного процесса
Количество повторений
в четверти
Задачи обучения и воспитания
Основные знания по практическим программы
1. Сообщение элементарных зияний о гимнастике как виде ОФП школьной
программы
2. Сообщение знаний о мерах предупреждения травм на занятиях гимнастикой
3. Сообщение знаний о технике гимнастических упражнений
Строедые упражнения
1. Разучила)тс строеиого шага, ознакомление с понятием «дистанция»
2. Закрепление ранее изученных строевых приемом и перестроений
Обше развивающие физические упражнения
Функциональная подготовка организма и полготопка опорно-двигатслиного аппарата к нагрузкам в основной части урока
Опорные гимнастические прыжки
1. Обучение прыжку в упор присел на ко^ла и соскоку прогнувшись
2. Воспитание координационных к волевых способностей
Основы акробатики
1. Обучение кувырку вперед, назад, стойке на лопатках, стойке на голове и руках, «мосту» из положения стоя с помощью 2- Повышение вестибулярной устойчивости
Упражнения в равновесии на бревне (девочки)
Упражнения на разновысоких брусьях ^девочки)
Упражнения на низких брусьях (мальчики)
1. Обучение упражнениям; ходьбе приставными тагами, повороту на носках,
приседанию, соскоку прогнувшись
2. Воспитание координационных способностей
1. Ознакомление с техникой размахивания и висе, упражнения и висе присев и лежи
2. Воспитание ловкости, силы (подтягивание в висе лежа)
1. Ознакомление с техникой размахивания в упоре
2. Воспитание силы, координационных способностей
Упражнения на низкой и высокой перекладинах
1. Обучение на низкой перекладине вису согнувшись, прогнувшись, перевороту
махом одной ногой, толчком другой
2. Воспитание силы (подтягивание в висе на шеокой перекладине)
Игры, эстафеты и специальные упражнения дли развития физических качеств
!. Комплексное воспитание основных физических качеств средствами
подвижных игр, эстафет и др.
2. Обучение лазанию по канату в два приема
Урок 2.
1. Беседа «Виды гимнастики в школьной программе и их значение».
2. Повторение понятия «дистанция».
3. Ходьба строевым шагом.
4. Повороты на месте и в движении.
5. Повторение комплекса утренней гимнастики.
6. Подскоки на гимнастическом мостике, наскок в упор присев на
гимнастического козла.
7. Соскок из упора присев на устойчивость приземления, с поворо
тами — налево, на/траво.
8. Два кувырка вперед подряд (слитно).
9. Перекаты назад,.
10. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба приставными шагами, со
скок прогнувшись.
П. Передвижение в упоре на низких брусьях. L2. Разучивание техники размахивания.
13. Прыжки через скакалку на количество раз за 30 с.
14. Подтягивание: I) из виса лежа на низкой перекладине (девочки);
2) в висе т высокой перекладине (мальчики).
Урок 3.
1. Сообщение знаний о способе лазания по канату в два приема.
2. Обучение выполнению команд на уменьшение и увеличение дис
танции.
3. Повторение строевого шага, поворота в движении.
4. Повторение комплекса упражнений утренней гимнастики.
5. Гимнастический козел (повторение): наскок в упор присев и соскок
прогнувшись (с поворотами).
6. Совершенствование техники выполнения кувырка вперед и назад
(раздельно if в сочетании).
7. Разучивание стойки на лопатках.
8. Гимнастическое бревно: ходьба приставными шагами, повороты на
носках, приседание, соскок прогнувшись.
9. Брусья низкие: размахивание, соскок махом назад.
10. Обучение лазанию ло канату в два приема.
11. Упражнения на развитие силы мышц ног.
Урок 4.
1. Объяснение перестроения в шеренгу по два.
2. Повороты на месте.
3. Перестроение в шеренгу по два.
4. Проверка выполнения комплекса упражнений утренней гимна
стики.
5. Гимнастический козел: наскок в упор присев и соскок со снаряда
стоя спиной по направлению движения.
6. Кувырок вперед и назад слитно.
7. Перекатом назад стойка на лопатках.
8. Гимнастическое бревно: повторение упражнений урока 3.
9 Ж. К. Холодов
9. Брусья низкие: 1) совершенствование техники выполнения разма
хивания и соскока махом назад; 2) сгибание и разгибание рук в гори
зонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.
10. Лазание по канату в два приема. р
11. Бег в равномерном темпе: мальчики — 2 мин, девочки — 1,5 мин. "
Урок5.
1. Ознакомление с содержанием и правилами подвижной игры «Охот
ники к утки». и
2. Повторение перестроения в шеренгу по два. Hi
3. Закрепление понятия «дистанция».
4. Ходьба обычная, на носках, боком, выпадами, ускоренная, бег.
Комплекс обшеразвивающих упражнений в разомкнутых двух шерен
гах.
5. Гимнастический козел: совершенствование выполнения наскока в
упор присев и соскока прогнувшись.
6. Выполнение комбинации в целом: кувырок вперед, кувырок назад
с перекатом в стойку на лопатках.
7. Выполнение зачетной комбинации упражнений на гимнастическом
бревне: ходьба, повороты на носках, приседание, соскок прогнувшись
(на оценку).
8. Выполнение зачетной комбинации на низких брусьях: размахива
ние в упоре, соскок махом назад (на оценку).
9. Игра «Охотники и утки».
Урок 6.
1. Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне
ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размы
кание в движении.
3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще-
развивающих упражнений в разомкнутой колонне по три.
4. Гимнастический козел в ширину, высота 100 см. Выполнение за
четной комбинации: наскок в упор присев, соскок прогнувшись (на оцен
ку).
5. Выполнение зачетной акробатической комбинации упражнений на
оценку.
6. Упражнения на разновысоких брусьях: I) разучивание техники выпол
нения размахивания в висе; 2) подтягивание в висе лежа.
7. Перекладина высокая: 1) разучивание размахивания, виса согнув
шись и прогнувшись, соскока махом вперед; 2) упражнения на силу:
поднимание прямых и согнутых ног в висе,
8. Эстафета с набивными мячами и кувырками.
Урок 7.
1.Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне^-
ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размы
кание в движении.
3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще-
развивающих упражнений в разомкнутых трех шеренгах.
4. Разучивание стойки на голове и руках, согнув ноги (мальчики). Ра
зучивание моста из положения лежа на спине (девочки).
5. Разновысокие брусья: I) размахивание в висе; 2) вис присев и вис
лежа.
6. Перекладина высокая: I) размахивание в висе; 2) подтягивание;
3) поднимание согнутых ног в висе.
7. Лазание по канату в два приема.
8. Упражнения для мышц брюшного пресса.
Урок 8.
1. Сообщение знаний по технике акробатических упражнений.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три.
3. Ходьба обычная, на носках с вытянутыми руками вверх, ускоренная,
разминочный бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в разом
кнутом кругу.
4. Стойка на голове и руках (силой — с помощью).
5. «Мост» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо
щью.
6. Разновысокие брусья: повторение упражнений урока 7.
7. Перекладина высокая: повторение упражнений урока 7.
8. Бег в равномерном темпе: мальчики — 3 мин, девочки — 2 мин.
Урок 9.
1.Повторное объяснение техники лазания по канату в два приема.
2. Повторное изучение строевых приемов.
3. Ходьба различными способами, с движениями рук, ускоренная со
сменой темпа, бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в трех ра
зомкнутых шеренгах.
4. Акробатика: повторение упражнений урока 8.
5. Разновысокие брусья: подтягивание в висе лежа (девочки).
6. Перекладина высокая: подтягивание в висе (мальчики).
7. Лазание по канату в два приема — зачет (на оценку).
8. Эстафеты со скакалками и набивными мячами.
Урок 10.
1.Сообщение дополнительных сведений по акробатике в связи с за
четом по акробатическим упражнениям.
2. Строевой шаг, повороты на носках.
3. Повторение обшеразвивающих упражнений урока 9.
4. Выполнение зачетных упражнений по акробатике: стойка на голове
и руках (мальчики). «Мост» из положения лежа (девочки).
5. Разновысокие брусья: висы присев и лежа, подтягивание из виса
лежа.
6. Перекладина высокая: подтягивание в висе.
7. Игра «Охотники и утки*.
12.4. План-конспект урока
План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте.
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.
Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся
при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на
уроке.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответ- ' ствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.
Представленная форма является развернутой формой плана-
конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт
педагогической работы и хорошие профессиональные знания,
пользуются различными вариантами сокращенной формы плана-
конспекта занятия. '
На с. 262—264 данного пособия приводятся примерные планы-' конспекты уроков физической культуры для I и VII классов. !
План- конспект урока физической культуры №____ для учащихся_____ класса
Задачи урока
I.___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.
Место проведения
Дата проведения
Части урока | Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
1. ...мин | ||||
2. ...мин | ||||
3. ...мин |
Время проведения |
Необходимый инвентарь Примечания:
1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами ча
сти урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — заключительная) и
их продолжительность (в мин).
2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и со
вершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не
большие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые парал
лельно спрохождением основного материала урока. Решение тех или
иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.
Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.
3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по час
тям занятия все предусмотренные для проведения физические упражне
ния. При записи обшеразвивающих упражнений, выполняемых на нес
колько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и
действия на каждый счет. Если в основной части урока используется груп
повой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для
каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений.
Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при плани
ровании на уроке разного для них учебного материала.
4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений
Упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), ве
личина преодолеваемого расстояния и т.д.
5. В графе «Организационно-методические указания» указываются спо
собы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, тре
бования ких выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об
ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Примерный план-конспект урока физической культуры в I классе
(I четверть — вторая половина)
Основные задачи
1. Разучивание упражнений с бросанием и ловлей малогомяча, развитие координационных способностей,
2. Обучение прыжкам в глубину.
Место проведения: спортзал школы.
Дата___________
Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки— 3—4 шт., малые мячи{по количествуучеников класса).
Частные | Содержание | Дозировка | Организационно-методические |
задачи | урока | нагрузки | указания |
Подготовительная часть ( | S млн) | ||
Сообщение задач | Построение в шеренгу. Выполнение команд: | Два круга | Следить за правильным выполнением |
урока | «Смирно!», «Вольно!». Повороты направо, налево | упражнений всеми учениками | |
Воспитывать пра- | Ходьба в обход, ходьба на полусогнутых ногах. | ||
вильную осанку при | обычная ходьба, медленный бег. Построение | ||
строевых приемах | в одну шеренгу | ||
Основная часть (32 мин) | |||
Построение «врассыпную» | 12 мин | По команде па счет «раз* все разбега- | |
Упражнения с малым мячом | ются по залу, «два» — прекращают | ||
1. И.п.— основная стойка, мяч в правой руке. На счет | 4.чин | движение, «три» — поворачиваются | |
1—2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в | лицом к учителю | ||
левую, на 3—4 — опустить руки через стороны вниз, | |||
Тоже, переложить мяч из левой руки в правую | |||
2. И.и.— стоя ноги на ширине плеч. Ударить | 6—8 раз | ||
мячом о пол, поймать двумя руками после отскока |
_'. И.п.— неполная стопка, мяч п правой (лсиой) руке — поочередно. Бросить мяч вверх, поймать после отскока от пола 4. Свободная игра с мячом. Ходьба на месте. Построение в шеренгу | 4—6 pai | ||
Обучать мягкому приземлению | Прыжки s глубину с гимнастической скамейки 1. Встатыш скамейку, слегка присестьи, отведя руки назад, спрыгнутьсо скамейки, руки вперед 2. То же, но прыгнутьс хлопком и ладоши З.То же, с диумн хлопками | 10 мин | Приземление производится на носки, ноги немного согнуты в коленях, пятки соединены, руки вытянуты яперед. туловище прямо. Спрыгивать не дальше, чем па 50 см от скамейки. Границу приземления обозначить чертой (мелом). До начала игры надо выучить речитатив |
Посредством игры воспитывать быстроту действий, ловкость, сообра-зитсльность(где, с какой стороны лучше пробежать на другую сторону). Повышение эмоционального состояния детей посредством подвижной игры | Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята» На обеих сторонах зала, на расстоянии 3—4 м от стены, проводится мелом по одной линии. Дети выстраиваются т\ линии и хором гоюрят: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй пас догнать!* Водящий, стоящий посередине зала, считает: «Раз, два, три». Все отвечают: «Лови» — и бегут на другую сторону зала. Водящий старается коснуться рукой перебегающих. «Запятнанные» обязаны остановиться, Учительотмечает пойманных и допускает их к игре. Выигрывают те, кто не был пи разу пойман | 10 мин | |
Заключительная часть (5 мин) | |||
Спокойная ходьба вобхол. Итоги, замечания по уроку | 1—2 круга |
Примерный план-конспект урока физической культуры в VIIклассе (II четверть)
Основные задачи
1. Дальнейшее разучивание подъема переворотом на низкой перекладине. Совершенствование кувырка назад в
стойку на лопатках (мальчики).
2. Дальнейшее разучивание подъема переворотом на нижней жерди (на разновысоких брусьях). Совершенство
вание кувырка назад в полушпагат (девочки).
3. Содействие развитию силы и гибкости.
Место проведения: спортзал школы.
Дата__________
Необходимое оборудование и инвентарь: перекладина, разновысокие брусья, канат, гимнастическая стенка.
Частные | Содержание | Дозировка | Организационно-методические |
задачи | урока | нагрузки | указания |
Подготовительная часть (12 мин) | |||
Сообщение задач | Построение. Рапорт. Приветствие | 30 с | Перечислить основные виды упраж- |
урока | нений на уроке | ||
Воспитыватьпра- | Ходьба (разновидности ходьбы). | 1 мин | Спина прямая, смотреть Прямо |
ннльную осанку при | Беге изменением направления. | 2 мин | Девочки через 1,5 мин переходят на ходьбу |
строевых приемах | Построение в шеренгу. Расчет на 9 — 6 — 3 на | 30 с | |
месте.Перестроение уступами. | |||
Комплекс общеразвивагощих упражнений | 8 мин | ||
(10 упражнений) | |||
Основная часть (28 мин) | |||
Развивать силу | 1-е отделеше — мальчики | ||
различных групп | 1. Перекладина низкая. Разучивание подъема перево- | 10 Мин | Допускается помощь партнера. |
мышц и умения | ротом толчком одной и махом; и силой из виса присев | ||
группироваться | 2. Акробатические упражнения. Повторить | ||
упражнение в кувырке назад — 2—3 раза подряд. | 9 мин | Стойка должна быть вертикальной. | |
Кувырок назад в стойку на лопатках | допускается помощь партнера | ||
3. Канат. Лазание на одних руках | |||
4. Упражнения у гимнастической стенки на | 5 мин | Выполняется первоначально с помощью | |
\ | развитие силы мышц ног и мышц брюшного пресса | 4 мин | и страховкеi"i / |
с*