Организация учебного процесса

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

- стадии вызова;

- смысловой стадии;

- стадии рефлексии[4].

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I. Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка «известной информации»: Рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II. Осмысление содержания: - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; диспуты; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание Заполнение схем, кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий, диалогов. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

Проблемные вопросы и взаимоопрос - один из способов работы в парах.

Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков[5].

Мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом[6].

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме.

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Групповая дискуссия. «Дискуссия» от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

- уважение к различным точкам зрения ее участников;

- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления[7].

Кластеры. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

- По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Ключевые термины. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

«Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

- Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Написание эссе. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Лекция со стопами. Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Синквейн. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Содержание образования

В своей деятельности я применяю следующие приемы и методы из данной технологии.

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

«Загадка».

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.

Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие животных урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока.

На уроке литературного чтения занятие по теме «Устное народное творчество» я начинаю с описания одного из видов устного народного творчества:

Это один из древнейших жанров русского фольклора. Бытовали и записывались они преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие (загадки).

Это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом (пословица).

Это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Они употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям (поговорка).

- Как вы думаете, как, кем и когда составлялись загадки, пословицы и поговорки?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Игра «Да – нет».

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

Например, на уроке “Небесные тела” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:

- Это планета земной группы? - нет;

- Это планета – гигант? – да;

- Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

- Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

На уроке русского языка, посвященном частям речи, происходит следующий диалог:

- Это самостоятельная часть речи?

-Да.

- Она обозначает предмет?

- Нет.

- Она обозначает действие предмета?

- Нет.

- Признак предмета?

- Да.

- Это прилагательное.

«Дискуссия».

Это обсуждение вопроса по заданной теме. Алгоритм ведения дискуссии предварительно вывешивается на доске, правила ведения дискуссии постоянно повторяются

Правила ведения дискуссии:

1.Выдвигать идеи, слушать внимательно.

2. Не повторяться.

3. Каждое следующее высказывание:

а) либо продолжает предыдущее;

б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).

Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе.

Они отвечают на вопросы:

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

«Проблемный вопрос».

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

Например:

- Когда появились первые печатные книги на Руси?

- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?

- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?

- Как вы понимаете термин «однородные члены предложения»?

- Как образуются слова?

- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?

- Как составить узор, симметричный данному?

Наши рекомендации