Пример ситуации для анализа
Самостоятельная работа
по дисциплине «Педагогическая коммуникация»
Уч. год
Задания оформляются как контрольная работа (в отдельную папку-скоросшиватель), сдается на весенней сессии за 1 неделю до зачета
ЗАДАНИЕ 1. Напишите реферат (10–12 стр.) по одной из тем, предложенных в рамках модуля «История развития теории и практики коммуникации в педагогической деятельности».
Темы рефератов
1. Принципы педагогической риторики в философско-педагогических сочинениях Лейбница.
2. Принципы педагогической риторики в философско-педагогических сочинениях Гельвеция.
3. Особенности педагогико-риторического идеала в педагогической системе Дж. Локка.
4. Особенности педагогико-риторического идеала в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо.
5. Рекомендации В.А. Дистервега в области педагогической риторики.
6. Практическая деятельность М.В. Ломоносова в области развития риторической мысли в России.
7. «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова как крупнейший риторический трактат.
8. «Риторичность» педагогических взглядов В.Г. Белинского».
9. Риторико-педагогический идеал В.Г. Белинского.
10. Риторика детской книги по В.Г. Белинскому.
11. Статья «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий» как изложение модели педагогического дискурса Д.И. Пирогова.
12. Основные принципы взаимодействия учителя и ученика во взглядах Д.И. Пирогова как основа его концепции педагогического общения.
13. «Родное слово» как важный фактор («великий народный педагог») речевого воспитания по К.Д. Ушинскому.
14. Рекомендации К.Д. Ушинского по педагогической эвристике, по организации педагогического дискурса.
15. Основные задачи неориторики. Рост речевого фактора в современной лингвистике и в развитии общества.
ЗАДАНИЕ 2. Составьте глоссарий ключевых слов, терминов, раскрывающих педагогико-риторическую концепцию представителя педагогико-риторической мысли, о котором вы писали реферат.
ЗАДАНИЕ 3.Проведите анализ видео-лекции Ю.М. Лотмана «Женское образование» по предложенному плану (см. ниже):
ü просмотрите видео-лекцию Ю.М. Лотмана (лекцию можно прослушать по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2bFk611Kb9Y);
ü составьте тезисный план лекции;
ü сформулируйте 3–4 проблемных вопроса по содержанию лекции;
ü Какие, по вашему мнению, принципы женского образования, заложенные в XVIII – XIX вв., отражаются в современном образовании? что в преподавании сегодня существенно отличается от образования того периода?
При ответе на этот вопрос пользуйтесь специальной лексикой (подход, принцип обучения и воспитания, метод и прием обучения, форма обучения, содержание образования и т.д.) |
ЗАДАНИЕ 4. Просмотрите 1 на выбор фильм о школьной жизни. Проведите анализ речи учителя по предложенному ниже плану. Для изучения можно взять фрагмент из художественного фильма (Например, «Доживем до понедельника», 1968 г., «Это мы не проходили», 1975 г., «Розыгрыш», 1976 г., «Доброта», 1977 г., «Лидер», 1984 г., «Работа над ошибками», 1988 г., «Публикация», 1988 г., «Дорогая Елена Сергеевна», 1988 г., «Учитель пропил глобус» и др.).
ü для анализа выберите фрагмент (сцену) урока;
ü определите особенности речи учителя, проанализировав его реплики по следующим критериям:
Ø лексика (нахождение и использование нужных слов, с учетом цели и задачи коммуникативной ситуации, степень разнообразия и богатства словаря);
Ø синтаксис (использование фигур речи);
Ø произношение и голосоведение (громкость, т.е. умение использование силу глосса с целью привлечения внимания; темп речи; паузация, т.е. использование пауз для создания эффекта речи; логическое ударение, т.е. точно расставляющее смысловые акценты в речи; членимость речи, то есть интонационное выделение частей речевого потока до 1-2-3 слов; интонация, т.е. богатство интонационных ходов в речи, степень разнообразия речи; постановка дыхания);
ü определите коммуникативное намерение педагога в анализируемом фрагменте, выясните, насколько целесообразна и эффективна речь педагога в анализируемом фрагменте;
ü сформулируйте особенности стиля педагога, которые вы обнаружили в ходе анализа фильма.
ЗАДАНИЕ 5. Проведите анализ педагогической ситуации по предложенной схеме:
1. Прочтите текст, описывающий ситуацию на уроке.
2. Дайте характеристику коммуникативной ситуации с вычленением всех ее компонентов
– основные компоненты: общие условия, участники, код общения, тема, средства, результат;
– дополнительные компоненты: психологическая готовность к общению, соц. роль, соц. статус, невербальные средства общения).
3. Определите, какая учебно-речевая ситуация представлена в описанной ситуации.
4. Определите причины, лежащие в основе речевого поведения участников ситуации.
5. Соотнесите речевое поведение участников ситуации с известными вам (описанными в тексте) обстоятельствами, в которых протекает общение.
6. Определите адекватность речевых действий учителя обстоятельствам общения.
7. Предложите свой вариант речевых действий, изменения речевого поведения учителя в данных обстоятельствах общения.
Пример ситуации для анализа
«<…> Сижу за одной партой с Тамарой. Друг другу даем иногда задачи переписывать. В 8 классе сначала дружила я с Августой Ткаченко. Она дочь нашего физика. Я гордилась, что дружу с ней. Но не выдержала наша дружба испытания на крепость. Раздает нам Наталья Петровна контрольные тетради, смотрим – одни и те же ошибки, но у нее красуется четверка, а то и пятерка, а у меня неизменная тройка.
– Почему мне тройку поставили? – спрашиваю.
– Тебе и тройки много, – отвечает Наталья Петровна. Разве такое стерпишь! Ну и скажешь что-нибудь несуразное, потом сама себя целыми днями ругаешь. А то еще был такой случай. Августа не выполнила домашнее задание (она еще в музыкальной школе учится и балетный кружок посещает) и просит дать ей переписать. Дала, конечно. Не хотелось ссориться из-за этого. Я бы просто заявила, что домашнего задания не сделала, и все. Меньше, чем тройку, в конце четверти мне не поставят. Наталья Петровна – наш классный руководитель и подводить свой класс не будет. Нам это давно известно. Но Августа на «отлично» тянет, на медаль замахнулась. Как же ей сознаться, что домашнего задания не сделала.
Подходит к нам Наталья Петровна, посмотрела сначала в тетрадку Августы, а потом и в мою, и говорит: «Покажи, Комарницкая, предложения, которые ты сама придумала, а не те, которые у Ткаченко списала». Сказала и вывела мне очередную двойку. Августа молчит. Тогда я не выдержала:
– А откуда вы знаете, кто у кого списал?
– Об этом нетрудно догадаться. Я хорошо знаю и тебя и Ткаченко.
Августа толкает меня в бок, но меня уже понесло: «Вы сами себя не знаете, не то, что нас», – выпалила и, не ожидая, пока выгонят, сама выбежала из класса.
С Августой я перестала дружить. <…>»
(из книги:Синица И.Е. О такте и мастерстве: Беседы с молодыми педагогами. С. 118)