Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников в период полового созревания

Половое созревание рассматривается как центральный психофизиологический процесс периодов подростничества и юношества. В настоящее время нет недостатка в специальной литературе (по анатомии и физиологии, сексологии, медицинской психологии семьи и др.). Сроки начала и завершения полового созревания, формы его протекания у мальчиков и девочек, юношей и девушек изменчивы и индивидуальны. Поло-ролевое поведение зависит от многих факторов: от особенностей физического и гормонального развития, интеллектуального и эмоционального развития, от психосоциальных обстоятельств. По каким же признакам можно судить о поведении подростков и юношей, соответствующем половой роли? Возрастает интерес к противоположному полу, осуществляется специфическая психосексуальная деятельность (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание) и вторичные (состязания и поединки у мальчиков, интерес к нарядам и домашнему хозяйству у девочек). Обратим внимание на то, что девочки-подростки устойчиво опережают мальчиков в усвоении половой роли. Эмоциональное состояние довольно сложное: с одной стороны, юноши мечтают о любви, создают образ идеальной возлюбленной без сексуального содержания. С другой стороны, они находятся под мощным прессом исключительного сексуального группового образа. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки и видеокассеты, повышенный интерес подростков и юношей (и даже младших школьников порой) пугает и коробит взрослых. Однако следует учитывать, что для ребят, психологически и культурно не подготовленных, это является едва ли не единственным способом «заземления» волнующих их эротических и многих других телесных переживаний, снятия эмоционального и физиологического напряжения групповым смехом. (Заметим, что в «смеховой культуре» взрослых (как одной из составляющих социокультурного влияния) присутствует немало сексуальных мотивов.)

Начало половой жизни и мотивы у школьников разные. Общим является отсутствие матримониальных планов и намерений. При разбросе оценочных суждений этой реальности бесспорным можно считать, что чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше в этой половой связи любви и тем больше случайности, ситуативности. И, наконец, важной для учителей и родителей является информация о том, что самая сложная проблема психосексуального развития и полоролевого поведения в подростковом и юношеском возрасте – формирование сексуальной ориентации, т.е. системы эротических предпочтений к определенному полу. Она может развиваться в сторону:

• идентификации, которая приведет к гетеросексуальности (влечение к лицам противоположного пола);

• отклонений, ведущих к гомосексуальности (влечение к лицу своего пола), бисексуальности (влечение к лицам обоего пола), транссексуальности (перевоплощение себя в лицо противоположного пола) и даже к сексуальным преступлениям;

• амбивалентности, которая тоже приводит к бисексуальности или различным нарушениям полового поведения.

По мнению специалистов, сексуальная ориентация не является результатом свободного выбора человека, изменить ее сложно, а иногда практически невозможно. На развитие гармоничного гетеросексуального поведения влияет многое. Перечислим некоторые отрицательные факторы: а) характер отношений родителей с ребенком (слишком близкие отношения, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола и др.); б) личностные особенности (преобладающая интроверсия, аскетическое поведение, слишком сильная интеллектуализация и возможная идентификация с одним из родителей); в) физические недостатки, отвержение сверстниками и т.д. Все это, подчеркивает известный специалист И.С. Кон, «обязывает учителя быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие» [7, с. 228].

Эти сложные проблемы не решаются моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии, нравственным ригоризмом (фразами типа «нельзя допускать ранних половых связей!»), незамечанием проблем (позиция страуса). Половое просвещение подростков и старшеклассников – это трудное дело, в котором много «белых пятен», неясностей, неоднозначности подходов. Но неизменным и обязательным является высокий профессионализм (обратим внимание, напр., на то, что обстановка урока даже с нацеленностью на успешное освоение материала, связанного с половым воспитанием школьников, не является благоприятной). Необходима совместная (интеллектуальная, духовная) кропотливая работа, участниками которой являются: подростки, старшеклассники, учителя, воспитатели, родители и другие заинтересованные люди, направленная на познание и самопознание себя как личности, своего места в системе отношений, на профессиональное половое просвещение, на оказание помощи осознания учеником того, что только культурно развитый, духовно богатый человек способен переживать яркое чувство любви и вовремя прийти к этому, не оставаясь в душе озлобленным и разочарованным. Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной составляющей в структуре их психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь, т.е. в формировании таких способностей и потребностей, которые позволяет достаточно успешно реализовать себя на гражданском поприще, в трудовой деятельности, в семейной жизни (подробнее см.: [1, 5–7,14,19]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей/ Пер. с англ. М., 1991.

2. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для уч-ся М., 1991.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

6. Колесов Д.В., Мячков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.

8. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М., 1991.

9. Мир детства: Подросток /Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989 (основная).

10. Мир детства: Юность /Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

11. Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет /Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М., 1988.

12. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.,1990.

13. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. науч. тр. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.

14. Ремшмидт X. Подростковый, и юношеский возраст: Проблемы становления личности/ Пер. с нем. М., 1994.

15. Рождественская Н.А. Как понять подростка. М., 1995.

16. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я.Подросток в изменившемся мире. Хабаровск, 1989.

17. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.,1990.

18. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г.Г. Аркелова. М., 1990.

19. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

20. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

21. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий (см. гл. I, план-задание п.1):

акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.

2. С учетом специфических особенностей психического развития и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, а также актуальности этой проблемы, проведите эксперимент по изучению интересов, способностей, склонностей, личностных качеств учащихся, их готовность к выбору будущей профессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований. Для выполнения задания используйте комплекс следующих методических процедур:

• ОДАнИ(ориентировочно-диагностическая анкета интересов),

• ДДО (дифференциально-диагностический опросник),

• ОПТ(опросник профессиональной готовности),

• «Ваша будущая профессия»,

• «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству).

2.1. «ОДАнИ» (ОРИЕНТИРОВОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ)*

* Методика взята из кн.: Изучение коллектива класса и составление его психолого-педагогической характеристики /Сост. З.И. Гришанова. Кишинев, 1987. С. 27–31.

Цель:выявление познавательных интересов ученика, сферы его «предпочтений» и «отрицаний». Результаты, полученные с ее помощью, нельзя рассматривать как окончательные. Они могут быть «отправной точкой» на пути поиска профессии. Она позволяет выявить лишь область деятельности, для осуществления которой потребуется овладение несколькими специальностями.

Материалы:бланк «А» (лист вопросов), бланк «Б» (лист ответов с инструкцией), бланк-дешифратор.

БЛАНК«А»

Наши рекомендации