Проектирование деловой игры как интерактивного метода обучения
Деловая игра обладает большими образовательными возможностями, а именно:
· - деловая игра как точная модель делового общения;
· деловая игра позволяет овладевать социальными нормами формальной коммуникации;
· деловая игра даёт положительную установку на внедрение инноваций;
· в ходе деловой игры происходит корректировка индивидуального стиля;
· в ходе деловой игры происходит развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества;
· деловая игра оказывает влияние на мыслительную деятельность и развивает аналитический потенциал участников занятия;
· навыки сотрудничества отрабатываются и при выработке решений в группе и при анализе или критике решений других групп.
Деловые игры, как уже было отмечено, — это сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук, трактующие ее определение по-разному.
Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:
1)моделирование процесса деятельности по выработке правильных решений. Способность осуществлять сознательные и интуитивные действия (прагматическая компетенция) может развиваться в процессе деловой игры;
2) распределение ролей между участниками игры;
3) различие ролевых целей при выработке решений;
4)взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
5) наличие общей цели у всего игрового коллектива;
6) коллективная выработка решений участниками игры;
7) реализация цепочки решений в игровом процессе;
8) многоальтернативность решений;
9) наличие управляемого эмоционального напряжения;
10) наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых действий участников деловых игр).
Цели использования деловой игры в обучении носят не только педагогический (обучающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследовательские цели.
Введение исследовательского этапа в деловую игру способствует не только корректировке параметров, что позволяет конкретизировать объект имитации и «посмотреть на него глазами» обучаемых, т.е. учитывать мнения различного контингента играющих, но главное — творчески подойти к решению предлагаемой проблемы с освоением навыков ведения дискуссии и обоснованности собственных высказываний.
Преподавателю важно понимать, что цели игры повышают мотивацию, потому что они:
· помогают сконцентрировать внимание играющих;
· вызывают активные действия;
· помогают мобилизовать усилия;
· способствуют направленному приложению усилий;
· способствуют разработке стратегий, поскольку цель может
быть достигнута различными путями.
Установка на исследование способствует достижению в деловой игре, на наш взгляд, чрезвычайно важной цели, а именно развитию личности участника игры. Именно эта цель представляет в реальной практике использования учебных игр наибольшие трудности для преподавателей, как разрабатывающих проект игры, так и внедряющих его в учебный процесс.
Деловая игра может использоваться и как средство диагностики и прогноза поведения личности в различных реальных (социальных, экономических и производственных) ситуациях. Все участники игры выступают в определённых ролях и принимают решении, сообразуясь с интересами своей роли.
Деловая игра как интерактивный метод обучения приобретает особое значение в бизнес-образовании. В деловой игре (в отличие от ситуационного анализа и мозгового штурма) происходит распределение ролей. Наиболее распространенной темой деловой игры для студентов является разработка бизнес-плана под конкретную идею или проект. Таким образом, деловая игра требует от учащихся теоретической подготовки в области базовых дисциплин.
На содержательном этапе идет процесс учебной познавательной работы, осуществляется поиск, анализ, синтез и обобщение материала, переработка полученной информации для удовлетворения потребностей коммуникации, а также составление рабочей программы, подготовку учебно-методических материалов, ознакомление обучающихся со стратегиями и методами работы, проектирование процесса деловой игры.
Шаг 1.
а) Введение в игру— обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Может быть прочитана лекция или проведена беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.
Здесь же происходит определение темы деловой игры;
б) выявление одной или нескольких проблем. Обучающиеся уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Получают игровое задание, например, разработать визитную карточку команды, подготовить мини – презентацию, сделать комплимент партнёрам по игре; участвуют в тренинге на совместимость и «срабатываемость» участников.
в) уточнение целей конечного результата;
г) выбор рабочих групп. Участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формируют и ранжируют проблемы, договариваются о терминологии и т.д;
д) на данном этапе обучающимся предлагается выполнение комплекса упражнений, направленных на формирование навыков и развитие умений делового взаимодействия. Задача преподавателя сводится к подбору нужных типов упражнений – трансформационных, подстановочных, имитационных и др. и организации тренировки обучающихся на учебных занятиях.
На этом этапе осуществляется также процесс обучения технике игрового взаимодействия. Под техникой игрового взаимодействия мы понимаем умение оперировать учебным материалом, речевыми структурами и лингвострановедческими знаниями в определённых ситуациях корпоративной коммуникации, моделируемых в процессе деловой игры, и умение реагировать и соотносить свое ролевое поведение с ролевым поведением партнеров, рассматривая достижение коммуникативно-достаточного уровня как результат владения спецификой учебной профессиональной деятельности,
Преподаватель мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей деловой игры. Наблюдает.
Шаг 2. Планирование.
Обучающиеся выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Шаг 3. Принятие решения.
На данном этапе работы происходит обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);
б) выбор оптимального варианта;
в) определение способа представления результата;
г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
Шаг 4. Проведение деловой игры.
Шаг 5. «Выход» из игры.Командам предлагается разработать «Памятку», или «Уроки, которые можно извлечь», или «МАСТАК». Выбор техники, способствующей «выгружению» участников из игрового процесса, зависит от целей игры (например, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игротехнической компетентности преподавателя.
1) Аналитико-корректирующий этап предусматривает демонстрацию результатов использования деловой игры, коррекцию операциональных средств игровой деятельности и оценку результатов работы.
2) Создание портфолио.
3) Итогово-обощающий этап подразумевает анализ ошибок, сложностей, обсуждение результатов, разработку стратегий дальнейшей деятельности.
В деловой игре целесообразна обратная связь разных видов (рефлексия, дебрифинг, анкетирование и блиц-опросы), осуществляемая по итогам каждого этапа. Она должна отражать развитие системы в результате принятого обучаемыми решения дифференцировать игроков. В ходе рефлексии происходит анализ собственного психического состояния, что позволяет педагогу выявить степень удовлетворенности обучаемых проведённой игрой и принятыми решениями.
Таблица № ?