Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».
Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.
Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.
Ход занятия: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.
- Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
Я надену кукле бусы, платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.
Воспитатель: - Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты.
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно.
- Вот какие красивые бусы получились! (оценивает работу детей).
- Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »
Занятие 2. «Цветные счетные палочки».
Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше-меньше».
Материал: цветные счетные палочки.
Ход занятий:
Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.
Игры:
• Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;
• Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много) ;
• Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.
Занятие 3. «Логические блоки Дьенеша».
Цель: способствовать ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений; научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Материал: блоки Дьенеша.
Ход занятий:
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить фигуры.
Игры:
• Найди все фигуры такого же цвета, как эта (показать например фигуру желтого цвета) ; затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы;
• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
• Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
• Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Занятие 4. «Большой, поменьше, маленький».
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия:
Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.
Занятие 5. «Воздушные шары».
Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый»; учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.
Ход занятия:
Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.
Занятие 6. «Чудо-дерево».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; расширить и закрепить представления о временах года.
Материал: зайчик, картинки с иллюстрации времена года, макет дерева, листочки, цветочки, снежинки и яблоки.
Ход занятия:
К ребятишкам в гости приходит зайчик, и хочет проверить знают ли дети, как называются времена года. Дети должны не только отгадать загадку, но и отыскать нужную картинку, соответствующую отгаданной загадке.
Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня… (зима).
Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю, посевы поливаю. Движением полна, зовут меня… (весна) .
Я соткана из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, купайтесь, приглашаю. И любите за это вы все меня, я… (лето) .
Несу я урожай, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек я… (осень).
Если дети затрудняются в отгадывании загадок, воспитатель приходит на помощь. Выслушиваются ответы детей, уточняются признаки, по которым дети определяют время года, и воспитатель предлагает детям нарядить дерево.
Игру можно усложнить, по мере фантазии воспитателя.
Самооценка и выводы:
• в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;
• родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр и игрушек;
• в ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Деревянные бусины»;
-«Цветные счетные палочки»;
-«Логические блоки Дьенеша»;
-«Вкладыши»;
-«Воздушные шары»;
-«Чудо – дерево»;
-«Большой, поменьше, маленький»;
-Оборудован дидактический стол.
Перспективы развития проекта:
• дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.