Понятие и сущность этнопедагогики, народной педагогики, национальной психологии

Модуль 4. 4.5. Особенности воспитания представителей различных этносов

Понятие и сущность этнопедагогики, народной педагогики, национальной психологии.

ЭТНОПЕДАГОГИКА (Anthropology of education) - междисциплинарная отрасль знания на стыке этнографии, социологии и педагогики, занимающаяся сравнительным изучением традиционной народной педагогики, способов воспитания детей и самого мира детства, включая детские игры, фольклор и т.д.
Этнография XIX - начала ХХ в. обычно включала эти предметы в общее описание народного быта.
В 1920-х годах они стали предметом самостоятельных исследований советских этнографов и фольклористов Г.С. Виноградова, О.И. Капицы и др.

Народная педагогика— область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”.

Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми.

Национальная психология-составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента - общественной психологии.

Национальная психология.- явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

2.Особенности воспитания в рамках различных этнокультур: традиции культуры: массовые привычки, убеждения, обычаи; быт и порядок поведения, установившийся в быту; семейно-родственные отношения и их влияние на воспитание детей и молодежи; образовательные интересы и предпочтения людей данной культуры.

Тради́ция (обычай)множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности

(характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры.

Буржуазные идеологи отдают себе отчет в том, что прочные массовые привычки, отвечающие интересам капитала, являются одним из наиболее мощных средств сохранения отношений частной собственности и социального неравенства. «Привычка, —писал один из основоположников идеалистической философии прагматизма, У. Джемс, —играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса: это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает «детей фортуны» от нападок завистливых бедняков... Она одна побуждает тех, кто с детства приучены жить самым тяжелым... трудом, не покидать подобного рода занятий».

Эстетика поведения и быта, охватывая обширную область материального производства, не дает готовых рецептов, не устанавливает правил на каждый день и на каждый случай жизни. Но она определяет основные принципы правильной организации условий для нормальной жизни и работы человека, подвижной и неподвижной искусственной материальной среды, которая входит в понятие культуры быта. Этими принципами современное общество руководствуется как при создании отдельных предметов, так и их комбинаций или, как принято говорить, ансамблей. Следуя принципу целесообразности и здравого смысла, человек при изготовлении отдельных вещей и предметов быта стремится прежде всего к оптимальной форме, структурные основы которой заложены в самой природе. Природа, как показала длительная историческая практика, располагает неисчерпаемым запасом рациональных конструкций и форм. Неизвестного древнего мастера, впервые создавшего простой глиняный кувшин, мы можем не без основания назвать творцом новой формы, как и современного художника-конструктора, предложившего производству новую разработанную им форму автомобиля или телевизора. Но как тот, так и другой в своих конструктивных решениях при изготовлении предметов быта исходили не из абстрактных представлений о форме, а из логики структурных форм самой природы. «Как понятие числа, так и понятие фигуры,— писал Энгельс,— заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления».

Родственные отношения (родство) – отношения между братьями и сестрами в обычной семье, а также между родителями, детьми и другими родственниками в расширенной семье по поводу реализации ими семейно-родственных ролей.
По мнению М.Годелье, под родственными отношениями подразумеваются социальные отношения, возникающие в результате применения правил и принципов, определяющих, с кем и когда индивид может вступать в брак и кому принадлежат дети, рождающиеся от этого брака. Таким образом, по сути дела, они выполняют функцию социального контроля над сексуальностью и рождением детей, их воспитанием и присвоением. Они дают определение индивиду по его рождению на основе кровных связей (филиаций) с некоторыми или всеми его предками. Филиация может устанавливаться по цепочке: отец, отец отца и т.д. (патрилинейной); если же она включает мать, мать матери и т.д. (матрилинейной); система родства, устанавливаемая по отцу отца и матери матери, называется билинейной, а одновременно по отцу и матери отца и отцу и матери матери – нелинейной или когнатической.

3.Процесс интеграции представителей различных культур в условиях современного многонационального российского государства (проблема потери владения родным языком; проблема потери самоидентичности, этнического самосознания; расширение понятия «российская культура» в опоре на дифференциацию культур).

Под интеграцией или интеграционной деятельностью следует понимать деятельность или процесс сведения воедино (в единое целое) какой-то совокупности разрозненных (экономических) частей, деятельность по экономическому сближению, срастанию в единое целое и взаимоувязыванию, взаимодополняемости государств в едином экономическом механизме.

Самоидентичность – это непрерывно идущий процесс становления идентичности, сопровождающий саморазвитие человека как присущий ему способ бытия. Саморазвитие выступает в качестве источника устойчивого существования человека во времени и пространстве, и такое определение релевантно целостному пониманию человека как открытой саморазвивающейся системы, способной порождать в этом развитии основания собственной устойчивости. Одним из таких оснований, может быть, самым существенным среди них, и является самоидентичность.

Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995).

Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения «четырех свобод»; свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским Союзом.

Наши рекомендации