Медико-социальная экспертиза как форма социальной защиты инвалидов

Основные признаки инвалидности включают в себя ха­рактер нарушений, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности, которые отражаются в Международной классификации. Под нарушением пони­мается любая потеря, аномалия психологической, физи­ологической, анатомической структуры или функции, то есть отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида. Различают 9 основных видов нару­шений, что соответствует 9 разделам международной но­менклатуры. Назовем некоторые из них − умственные, языковые и речевые, ушные, зрительные и др.

Ограничение жизнедеятельности − это ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом или в рамках, счи­тающихся нормальными для человека данного возраста в окружающей его социальной среде. Ограничение жизне­деятельности отражает расстройство на уровне личности, основной чертой которого является степень его проявле­ния. В рамках международной классификации послед­ствий болезни были определены ограничения жизнедея­тельности, которые охватывают наиболее важные формы деятельности и поведения, связанные с повседневной жизнью: снижение способности адекватно вести себя; способности общаться с окружающими, передвигаться; действовать руками и др. Для определения степени снижения способности к действию существует шкала рубрик тяжести: 0 − нет ограничения жизнедеятельности; 1 − трудности в деятельности; 2 − деятельность при помощи вспомогательных средств; 3 − деятельность при содей­ствии других и т. д.

Снижение жизненных функций индивида вызывает определенную реакцию общества и, как следствие, воз­никновение социальной недостаточности или социальной дезаптации. Социальная недостаточность имеет три важ­ных признака:

1. Либо сам индивид, либо окружающие из группы, к которой он принадлежит, придают значение тем отклонениям от нормы, которые выявлены в анатомической структуре, функции или характере дея­тельности.

2. Оценка этих отклонений зависит от культурных норм, так что человек может проявлять социальную недостаточность в одной группе и не проявлять в другой, принимая во внимание время, место, поло­жение и роль инвалида.

3. Первоначальная оценка складывается обычно не в пользу больного.

Признаки инвалидности отражаются в Международ­ной классификации. Она позволяет определение инва­лидности не ограничивать простым медицинским диаг­нозом болезни или травмы, а учитывать отдельные след­ствия последних в физиологическом, поведенческом и социально-экономических аспектах. Но поскольку раз­витие соответствующих организационных структур, их кадрового и финансового обеспечения значительно от­стает от потребностей в нашей стране, постольку в прак­тике медико-социальной экспертизы взрослого населе­ния по-прежнему используются более узкие, чем в международных стандартах критерии инвалидности (сте­пень утраты трудоспособности).

Как в Российской Федерации осуществляется процесс признания лица инвалидом?

Этой деятельностью занимаются учреждения государ­ственной службы медико-социальной экспертизы. Ос­новными задачами этой службы являются − определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и усло­вий возникновения), сроков и времени наступления ин­валидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В зависимости от степени нарушения функций орга­низма и ограничений жизнедеятельности, лицу, признан­ному инвалидом, устанавливается I, II, или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет − категория «ребенок-инвалид» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 №707).

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муници­пальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. В случае, если в соответствии с заклю­чением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, МСЭ мо­жет проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении или заочно, на основании предос­тавленных документов, с его согласия либо согласия его законного представителя.

Гражданин направляется на МСЭ учреждением здра­воохранения или органом социальной защиты населения.

Учреждение здравоохранения направляет в установ­ленном порядке гражданина на медико-социальную эк­спертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, по­следствиями травм и дефектами.

При обращении в МСЭ больной представляет пись­менное заявление с просьбой провести медико-соци­альную экспертизу и медицинские документы, подтвер­ждающие нарушение его здоровья.

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину.

При проведении медико-социальной экспертизы за­полняются следующие документы:

Ø Протокол заседания.

Ø Акт освидетельствования.

Ø Справка, подтверждающая факт установления ин­валидности

Ø Индивидуальная программа реабилитации.

Ø Извещение лечебно-профилактического учрежде­ния о заключении учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, в которой указывается диагноз больного, медико-социальные последствия заболевания, экспертное заключение и рекомендации по проведению реабилитационных мероприятий.

Датой установления инвалидности считается день по­ступления в учреждение заявления гражданина о при­знании его инвалидом с прилагаемыми к нему доку­ментами.

Справка выдается на руки инвалиду, дубликат идет в пенсионный фонд. Извещение посылается в лечебно-профилактическое учреждение, направившее больного.

Следует отметить, что с 1 января 2004 года введены новые правила назначения пенсий для инвалидов. В силу этого изменилась форма справки, которая является для инвалида основным документом для получения льгот и пенсий.

В новом документе, свидетельствующем об установле­нии инвалидности, кроме группы инвалидности (первой, второй, третьей) или категории «ребенок-инвалид», по­явился еще один критерий − установление ограничения трудовой деятельности. От степени ограничения трудовой деятельности будет зависеть и размер пенсии инвалида.

Новое законодательство определило три степени ог­раничения трудовой деятельности. Третья степень − самая тяже­лая − устанавливается, когда человек совсем не может тру­диться. Вторая степень − когда граждане с ограниченными возможностями все-таки могут работать, но в специально созданных условиях. Первая степень − самая легкая, она устанавливается в том случае, когда лицо, получившее группу инвалидности, может заниматься своей прежней работой, но в меньшем объеме и со снижением уровня квалификации. Если гражданину установили группу ин­валидности, то это еще не гарантирует ограничение и его трудовой деятельности. Скажем, инвалид, прежде самой тяжелой − первой группы, может иметь третью степень ограничения трудовой деятельности, а может и не иметь ее вовсе. Например, человек в результате аварии остался без ног, но он высококвалифицированный юрист, эконо­мист или программист. Для продолжения профессио­нальной деятельности в полном объеме ему необходимо удобное кресло, хорошие протезы, транспортное сред­ство. Значит, в справке Государственной службы медико-социальной экспертизы в графе «степень ограничения способности к трудовой деятельности» может быть сделана такая запись − «Не имеется». Но здесь в каждом случае все решается сугубо индивидуально.

Вместе с тем следует уточнить, что всех, кому инва­лидность была уже установлена без указания сроков пе­реосвидетельствования, это нововведение не касается. Контрольному освидетельствованию и оценке возможно­сти трудовой деятельности они не подлежат.

Получив после прохождения МСЭ справку, подтверж­дающую факт установления инвалидности, человек приоб­ретает новый статус. Теперь на него распространяется про­грамма социальной защиты инвалидов. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоле­ния, замещения (компенсации) ограничений жизнедея­тельности и направленных на создание им равных с други­ми гражданами возможностей участия в жизни общества.

В настоящее время одной из основных фигур, участву­ющих в социальной защите инвалидов, являются соци­альные работники.

Какие мероприятия проводит социальный работник с инвалидами в системе социальной защиты населения? Спе­циалисты по социальной работе, занимающиеся социаль­ной защитой больных и инвалидов, чаще всего работают в органах и учреждениях социальной защиты, здравоох­ранения и образования. В их обязанности входит:

ü выявление на предприятии, в учреждении, органи­зации, в районе обслуживания больных и инвали­дов, нуждающихся в медико-социальной помощи, осуществление их патронажа;

ü осуществление социального обслуживания;

ü ведение справочно-кодификационной деятельности по законодательству о социальной защите инвалидов, разъяснительная и информационная работа среди населения о льготах и преимуществах инвалидов;

ü осуществление взаимодействия с органами здраво­охранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и других;

ü проведение оформления документов для помеще­ния престарелых и инвалидов в дома-интернаты, установление опеки над ними;

ü направление на МСЭ лиц, имеющих признаки ог­раничения жизнедеятельности при наличии у них медицинских документов.

Реабилитация инвалидов

Основными направлениями социальной защиты инвалидов являются: обеспечение жизнедеятельности и реабилитация.

В соответствии с законом «О социальной защите ин­валидов в РФ» обеспечение жизнедеятельности инвалидов реализуется по следующим направлениям: денежное обеспечение (пенсии, пособия, компенсации), натураль­ное обеспечение (протезы, транспорт, медикаменты, фор­мирование безбарьерной психологической и физической среды жизнедеятельности), медико-социальные услуги (медицинское, социальное транспортное обслуживание). Выбор вышеуказанных направлений социальной защиты определяется структурой потребностей инвалидов, а так­же способностью удовлетворить эти потребности.

Другим направлением социальной защиты инвалидов является проведение реабилитации. Всемирная Органи­зация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефек­там, а также на обеспечение возможности инвалидов до­стичь социальной интеграции. Значительную работу по проблеме реабилитации больных и инвалидов проводят более 4000 национальных организаций в различных стра­нах; в 60 странах реализуются программы медико-соци­альной реабилитации больных и инвалидов, предложен­ные ВОЗ.

Сущностью реабилитации является не только и не столько восстановление здоровья, сколько восстановле­ние или создание возможностей для социального функ­ционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид. Важно отметить, что целью реабилитации является «восстановление социаль­ного статуса инвалида, достижение им материальной не­зависимости и его социальная адаптация». (Приложение к совместному постановлению Министерства труда и со­циального развития РФ и Министерства здравоохране­ния РФ №1/30 от 29 января 1997 г.)

Реабилитация − это процесс, включающий меры ме­дицинского, профессионального и социального характера.

Начальным звеном реабилитации является медицинс­кая, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение здоровья, восстановление нарушенных функций организма и, в целом, психофизи­ческого статуса индивида (восстановительное лечение, реконструктивные операции, протезирование, санатор­но-курортное лечение, диспансерное наблюдение).

Необходимо отметить, что медицинская реабилита­ция инвалида в большинстве случаев осуществляется по­жизненно, так как для предотвращения негативной дина­мики состояния индивида необходимы меры его меди­цинской поддержки и оздоровления.

Профессиональные меры реабилитации направлены на восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и показанных инвалиду по состоянию здоро­вья видах и условиях труда, а также достижение больным материальной независимости и самообеспечения. К ним относятся экспертиза потенциальных способностей, про­фессиональная ориентация, профессиональная подго­товка и образование, рациональное трудоустройство и адаптация к труду.

Значимость профессиональной реабилитации определя­ется экономическими и психологическими факторами.

Во-первых, наличие работы позволило бы инвалидам поднять свое экономическое благополучие, получить воз­можность улучшить обеспечение медикаментами, специ­альным оборудованием. Нельзя забывать, что наличие в семье инвалида требует повышения расходов, а государ­ственная помощь не позволяет решить нужды семьи даже в экстренных расходах.

Во-вторых, трудовая деятельность воспринимается в обществе как стандарт поведения, в противном случае индивид воспринимается как неадекватная личность и таким же становится отношение его к самому себе.

В-третьих, профессиональная реабилитация способ­ствует интеграции инвалидов в общество.

В-четвертых, (психологический фактор) соответству­ющее трудоустройство создает человеку условия для регу­лирования жизненной структуры и дисциплины. Все жизненные процессы в этом случае приобретают устой­чивый и позитивный характер.

В практике сложились разные варианты профессио­нальной реабилитации:

* адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;

* реадаптация − работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;

* работа на новом месте в соответствии с приобре­тенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;

* переквалификация в реабилитационном центре с поисками работы по новой специальности.

Роль профессиональной реабилитации возрастает в условиях перехода страны к новым рыночным отноше­ниям, когда инвалидам сложно конкурировать со здоро­выми людьми. Согласно новому Федеральному закону 122-ФЗ от 22.08.2004, вводятся новые квоты для бизнеса по приему на работу инвалидов, В нем квотирование рас­пространяется на организации с персоналом от 100 чело­век, за которыми будет закреплена квота в 2 %. В то же время закон не предусматривает санкций для предприя­тий, не выполняющих закон. Эти предприятия не полу­чат никаких льгот.

В свете вышеизложенного, профессиональную реаби­литацию инвалидов можно рассматривать как процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвали­дов на рынке труда.

Социальные меры реабилитации направлены на созда­ние и обеспечение условий для социальной интеграции, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных связей. Социальные меры реабилитации осу­ществляются в двух самостоятельных направлениях:

1) приспособление окружающей среды к потребнос­тям инвалида, то есть обеспечение доступности для инвалида объектов социальной инфраструктуры, средств связи, информации, транспорта;

2) приспособление инвалида к своему дефекту, адап­тация инвалидов к окружающей среде путем социально-средовой ориентации, обучения, устройства. Понятие «социальная реабилитация» является обоб­щенным, так как выражает итоговое качество форм и на­правлений деятельности. Последнее время все чаще для проведения социальной реабилитации используются комбинированные методы. Так, например, центры могут использовать медицинскую, социальную и психологичес­кую реабилитацию для детей-инвалидов с целью возвра­та их к активной жизни. При реабилитации они могут придерживаться определенной схемы, например:

ü ежегодная госпитализация в специализированные отделения клинических больниц или центров;

ü 1−2 кратные циклы реабилитации в году в отделе­нии социальной реабилитации;

ü санаторное оздоровление;

ü мероприятия в детской поликлинике.

На каждого ребенка составляются индивидуальные программы реабилитации, где определяются их виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации, направ­ленные на восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности. ИПР ребенка-инвалида включает программы медицинской, педагогической, социальной реабилитации, професси­ональной подготовки, а также психологической помо­щи семье.

В рамках социальной реабилитации есть специфичес­кий элемент, присущий только ей, − восстановление способности к общению. Поэтому, чтобы избежать необ­ходимости каждый раз объяснять, в каком значении употребляется термин «социальная реабилитация», неко­торые ученые предлагают ввести термин «социокоммуникативная реабилитация». Этот вид деятельности нацелен на восстановление непосредственных социальных взаи­модействий инвалида, укрепление его социальной сети. Успешное решение этой задачи позволит инвалидам ин­тегрировать в общество.

Значительное место в социальной реабилитации и ин­теграции инвалидов занимает социальная адаптация, по­скольку она позволяет решить проблему выживания че­ловека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью со­циальной реабилитации. Процесс социальной адаптации личности − это сложнейшее общественное явление, кото­рое включает в себя различные стороны жизнедеятельно­сти человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Следует учитывать, что социальная сре­да, как правило, враждебна инвалиду и условия для своев­ременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическо­му феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Разнообразные реабилитационные центры, прежде всего, используют социальную адаптацию для осуществления реабилитации, например, детей − инва­лидов вовлекают для участия в различных мероприятиях со здоровыми детьми, создают обучающую среду, в кото­рой каждый ребенок находит свое место.

В зарубежных центрах подобного типа активно про­водятся программы ранней интервенции. Их цель − обес­печить социальный, моральный, эмоциональный и интеллектуальный рост ребенка-инвалида, предупре­дить вторичные дефекты. Для решения поставленных задач вовлекают родителей в группы самоподготовки, индивидуальных консультирований. Для детей предла­гается терапия повседневными занятиями, которая осу­ществляется специалистами по оккупационной терапии. Оккупационная терапия − это терапия повседневными занятиями Цель оккупационной терапии − оказать по­мощь людям, испытывающим трудности функциониро­вания в повседневных ситуациях. Положительный мо­мент таких программ − системная модель социального обслуживания, в то время как в России используются отдельные элементы.

Другой инновационной моделью реабилитации является создание Центров независимой жизни. В западных странах они получили широкое распространение, а в России только появляются. Это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной ар­хитектуры среды и консервативного общественного мне­ния создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Философия независимой жизни ориенти­рует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. В основе концепции независимой жизни лежат такие понятия, как самоопределение, самопомощь, самостоятельность, ответственность за свою жизнь.

ЦНЖ осуществляют следующие типы программ:

Доступ к справочной информации, что позволит убедить человека в способности управлять своей жизненной ситуацией.

Обмен опытом (консультирование «равными»), что подталкивает инвалида к удовлетворению своих потребностей, к принятию ответственности за свою жизнь. Опытный консультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумел преодо­леть преграды, чтобы жить полноценной жизнью.

3. Предоставление услуг: помощь по дому персональ­ных ассистентов, транспортные услуги, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений.

В России такой центр был создан в Новосибирске в 1996 году на базе Новосибирского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов-колясочников «Финист». Его цель − возвращение инвалидов к активному образу жизни. Центр работает на средства, полученные на грантах.

Большую роль в социальной реабилитации и интегра­ции инвалидов в социум играют общественные организа­ции. Активизация самодеятельности граждан с проблема­ми здоровья свидетельствует не только о возрастании уровня демократизации общества, но и о поисках путей улучшения своего материального положения.

Самой массовой общественной организацией являет­ся Всероссийское общество инвалидов (ВОИ). Это доб­ровольная организация, действующая на основе соб­ственного устава и осуществляющая свою деятельность под руководством своих выборных органов, независимо от политических и общественных организаций.

Цели ВОИ: защита прав и интересов в РФ, создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с другими гражданами РФ возможности участия во всех сферах жиз­ни общества, интеграция инвалидов в общество.

Общественные организации инвалидов не обладают властной и ресурсной мощью государства, но у них есть ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат. Во-первых, такие организации объединяют в своих рядах самих инвалидов, поэтому в своей работе они напрямую руководствуются жизненными ин­тересами, ценностями и приоритетами входящих в них инвалидов и благодаря этому являются репрезентативны­ми представителями этой категории граждан.

Во-вторых, общественные объединения инвалидов несут в себе возможность самовыражения, самореализа­ции инвалидов. Благодаря этому они могут аккумулиро­вать такой уникальный ресурс, как социальная инициа­тива и активность самих инвалидов. Это позволяет нахо­дить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем.

В-третьих, общественные объединения инвалидов являются единственной организованной социальной структурой, которая имеет возможность получать адек­ватную информацию о социальном положении и потреб­ностях инвалидов. Такая информация совершенно необ­ходима для разработки сколько-нибудь состоятельных нормативно-правовых актов и государственных про­грамм поддержки и реабилитации инвалидов.

Можно сделать вывод, что в общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии выполнять, либо будут выполнять с гораздо меньшим эффектом. Именно на этом разделении и вза­имном дополнении функций и должно быть основано социальное партнерство государства и организаций инва­лидов в решении социальной проблематики инвалидов.

Наши рекомендации