Профессия имеет два основных внутренних параметра
в) функция и квалификация
4. Функциональное деление предполагает:
д) исполнение профессиональных обязанностей в соответствии с избранной специальностью
5. Квалификация определяет:
б) что надо изучить или уметь, чтобы получить профессию и работать в соответствии с ней
6. Наука, изучающая профессии, называется:
б) профессиология
7. Объектом и продуктом педагогического труда является:
г) человек
8. Древней Греции педагогами назывались:
а) рабы, которые сопровождали детей в школу,
9. Педагогическая профессия относится к профессиям типа:
в) «человек – человек»
10. Директор, методист, преподаватель, руководитель кружка – это перечень должностей в:
в) внешкольных воспитательных учреждениях
11. В самом общем представлении педагогический потенциал учителя обозначает:
б) совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью
12.Обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности – это:
а) педагогические способности
13. В структуре педагогического потенциала выделяют две составляющие:
в) психофизиологическую и социальную
14. Все педагогические способности дифференцируются на две группы:
г) общепедагогические и специальные способности
15. Психолог А. К. Маркова выделяет две группы педагогических способностей:
а) перцептивно-рефлексивные и проективные
16. Важнейшим требованием к личности учителя является его умение общаться с детьми, основу которого составляет:
б) педагогический такт
17. Абсолютный интеллект для педагога:
в) на всех этапах работы не является абсолютно необходимым
18. Помогает выразительно и эмоционально преподносить содержание учебного материала способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на занятиях и во внеклассной работе с детьми, помогает воплощению замысла:
б) артистичность учителя
19. Система основных нравственных требований, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками педагогического процесса описана в:
г) кодексе профессиональной этики
20. Разработал свод моральных правил, который содержал в «положительной форме те максимы, которые каждый должен признавать, и в отрицательной форме – нетерпимые максимы, которые следует отвергать». Последние на современном языке означают нравственный императив (требования):
д) Ж. - Ж. Руссо
21. Педагогическая деятельность как профессиональная возникла:
б) с появлением письменности
22. Сущность педагогической деятельности состоит в:
д) приобщении подрастающих поколений к культуре общества
23. Педагогическая деятельность может осуществляться:
а) как профессионалами, так и непрофессиональными воспитателями
24. Итогом педагогической деятельности являются обученность, воспитанность, уровень развития личности:
в) обученность, воспитанность, уровень развития личности
25. В педагогическом общении выделяют три взаимосвязанные функции:
г) коммуникативную, перцептивную, интерактивную
26. Ориентирует педагога на познание возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся, процесса и результатов их деятельности, достоинств и несовершенств личности:
а) исследовательская функция
27.Устойчивые системы отношений к ученику, к себе, к коллегам, определяющие его поведение – это:
в) позиция учителя
28. Центрация на интересах (потребностях) учащихся относится к:
б) альтруистической
29. Обеспечивает самую перспективную позицию педагога в образовательном пространстве:
г) гуманистическая центрация
30. Творчество педагога непосредственно во времени общения с учащимися, в момент осуществления педагогического замысла – это:
в) педагогическая импровизация
31. Согласно концепции профессионального развития, разрабатываемой Е.И. Роговым и его сотрудниками, педагогический профессионализм следует понимать как:
г) совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения педагогической деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессионально-педагогических задач
32. Сочетание психологических качеств, психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно, профессионально и ответственно – это характеристика:
б) компетентности
33.Междисциплинарная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (личностной и профессиональной) – это:
а) акмеология
34. Когда у будущего педагога отсутствуют необходимые психолого-педагогические знания, умения, навыки и профессионально значимые качества личности, то данный этап носит название:
в) непрофессионализм
35. Соответствие человека требованиям педагогической профессии и возможность решения задач обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами ребенка и его семьи являются показателями профессионализма педагога, относящийся к:
а) объективной группе
36. Педагогическая квалиметрия – это:
в) область измерений и оценка педагогических параметров и характеристик работы учителя
37. Педагогические деформации – это:
б) негативные изменения, происходящие с личностью в ходе педагогической деятельности
38.Цель аттестации педагогических работников в нашей республике – это:
г) стимулирование роста научно-теоретического уровня учителей, профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышение их престижа и авторитета
39.Внутренними факторами, влияющими на карьеру педагога, выступают:
г) мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье
40. «Заслуженный учитель», «отличник просвещения» – это:
в) звания
Тема 6
1. Какая наука рассматривает личность в качестве объекта и субъекта обучения воспитания и развития?
3. Педагогика.
2. Какие признаки личности, с философской точки зрения, являются основными?
1. Разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность.
3. Что является движущей силой развития человека?
4. Борьба противоречий.
4. Чем детерминировано развитие человека?
2. Внутренними и внешними условиями.
5. Кто из белорусских мыслителей за двадцать лет до Д.Локка сравнил разум с «чистой доской»?
3. С. Полоцкий.
6. Во что перерастают задатки при соответствующих условиях жизни и деятельности ребенка?
4. Способности.
7. В какую группу включены известные отечественные педагоги, исследовавшие влияние окружающей среды на развитие личности?
2. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
8. Какой фактор развития личности в наибольшей степени способствует перерастанию задатков в способности?
3. Воспитание.
9. Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители употребляли спиртное, обязательно разделит их судьбу?
Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности – это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания.
Тема 7
1. Формирование понятий, суждений, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества – это определение
г) нравственного воспитания
2. Вооружает обучаемых системой знаний основ наук:
а) умственного воспитания
3. Усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие познавательных интересов – это задачи
а) умственного воспитания
4. Развитие у учащихся сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению; обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество художественной культуры – это задачи
б) гражданского воспитания
5. Развитие национального самосознания; уважение культуры национального большинства; интерес к языку, истории и культуре Беларуси; уважение правил, норм и законов жизни людей других национальностей, проживающих в Республике Беларусь – это задачи:
д) патриотического воспитания
6. Формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства – это задачи:
в) трудового воспитания
7. Базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов – это:
д) эстетическое воспитание
8. Усвоение взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге во взаимоотношениях между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами – это критерии:
а) гендерного воспитания
9. Повышение умственной и физической работоспособности; обучение новым видам движений; развитие и совершенствование основных двигательных качеств - это задачи:
д) физического воспитания
Тема 8
1. Семья, как социальный институт, в котором развивается ребенок, относится к:
а) микросреде
2. Атмосферу школы создает:
г) система ценностей, принятых педагогическим коллективом, учащимися, их родителями
3. Ожидания ребенка относительно школы; ожидания учителя по отношению к учащимся; готовность ребенка к учебной деятельности в школе являются причинами, обусловливающими отчуждение ребенка от школы, и относятся к группе:
а) социально-психологических
б) психологических
в) педагогических
г) методических
д) возрастных
4. Комбинация индивидуально-своеобразных операций учения, которые обеспечивают данной личности в данных условиях лучшие результаты – это:
г) стиль учебной деятельности
5. Мысль о том, что идея защищенности должна украшать стиль жизни каждого коллектива принадлежала:
г) А.С. Макаренко
6. Ведущей деятельностью является деятельность, которая:
д) выражает специфическое для данного возраста смысловое отношение к миру
7. Новообразованиями подросткового возраста становятся:
в) чувство взрослости; социальная активность; переориентация на ценности взрослых
8. Среди причин, обусловливающих «отчуждение» детей от школы, одной из главных является:
г) авторитарный стиль взаимоотношений учителей с учащимися
9. Приобщение растущей личности к окружающему миру осуществляется через:
б) социальную среду
Предполагает одновременность влияний всех педагогических воздействий на мотивационно-потребностную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферу личности, что обеспечивает как формирование знаний, умений, так и развитие мотивов, потребностей, отношений, идеалов и мировоззрения личности
д) комплексный подход
Тема 9
1. Все педагогические технологии относятся к:
б) социальным
2. Технология, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств называют:
б) социальной
3. Совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами – это:
в) технология
4. Предварительная диагностика, мотивация, организация деятельности, контроль качества выполнения деятельности – это:
а) методы технологии
б) параметры технологии
в) формы технологии
г) этапы технологии
д) средства технологии
5. В любой педагогической технологии преподаватель выполняет функцию:
а) научения учащихся определенному виду деятельности
б) развития учащихся
в) управления, а также стимулирования и координации деятельности учащихся
г) воспитания у учащихся определенного качества
д) формирования знаний, умений и навыков
Тема 10
1. Международный документ, провозгласивший принципы прав ребенка, - это:
б) декларация прав ребенка
2. Конвенция о правах ребенка – это
б) договор ООН, в котором говорится о правах, присущих детям во всем мире
3. Документ, который является международным соглашением по какому-то специальному вопросу и обязательн для выполнения теми государствами, которые ее подписали и ратифицировали, - это:
а) конвенция
4. Конвенция о правах ребенка принята международным сообществом:
г) 20 ноября 1989 г.
5. Охватывают права ребенка на жизнь и удовлетворение потребностей, которые составляют основу его существования; они включают достойные жизненные стандарты, кров, питание и доступ к медицинскому обслуживанию:
д) права на выживание
6. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» вступил в действие:
г) 19 ноября 1993 г.
7. Благодаря Конвенции на уровень международного обсуждения вынесена проблема:
а) нового отношения к детям
8. Обеспечение выживания, развития, защиты, активного участия в жизни общества – это:
в) ведущие принципы защиты прав детей