Очная форма обучения 1 семестр
Тема | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Всего часов |
1. Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Динамика рынка труда и профессиограммы специалистов современной формации | 4* | |||
2. Теория спортивной тренировки как научно обоснованная теория всех компонентов физической культуры. Методология построения многолетней подготовки (аспекты тренировки, обучения и воспитания | - | 2* | ||
Магистерская диссертация как средство профессионального становления специалиста | - | |||
4. Тенденции и мировой опыт подготовки специалистов в области физической культуры | ||||
5. Место и роль НГУ им. П.Ф. Лесгафта в становлении, развитии и модернизации отрасли физической культуры | - |
* учебные занятия проводятся с применением интерактивных образовательных технологий.
Заочная форма обучения 1 семестр
Тема | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Всего часов |
1. Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Динамика рынка труда и профессиограммы специалистов современной формации | 4* | |||
2. Теория спортивной тренировки как научно обоснованная теория всех компонентов физической культуры. Методология построения многолетней подготовки (аспекты тренировки, обучения и воспитания | - | |||
Магистерская диссертация как средство профессионального становления специалиста | - | 4* | ||
4. Тенденции и мировой опыт подготовки специалистов в области физической культуры | - | |||
5. Место и роль НГУ им. П.Ф.Лесгафта в становлении, развитии и модернизации отрасли физической культуры | - |
* учебные занятия проводятся с применением интерактивных образовательных технологий.
Содержание занятий
очная форма обучения
лекционные занятия
№ темы | Содержание лекций | Кол-во часов |
1. | Лекция №1.Главными действующими лицами в деле пропаганды здорового стиля жизни, формирования ментальности населения в этом направлении должны быть выпускники вузов и факультетов физической культуры. Впроцессе формирования положительного отношения к здоровому стилю жизни, включающему в себя оптимальный двигательный режим, ведущая роль отводится специалистам - выпускникам вузов и факультетов физической культуры, которые как показывают реалии настоящего времени, не в полной мере соответствуют социальным вызовам | |
4. | Лекция №2. Любая страна, являясь частью мирового образовательного пространства, не может не учитывать современные тенденции в высшем образовании Потребность в специалистах в сфере ФКиС постоянно повышается, так как разница в обеспеченности специалистами между максимальными и минимальными показателями в различных регионах РФ составляет 78 раз и повышается роль физической культуры в профилактике асоциального поведения детей и подростков. |
семинарские занятия
№ темы | Содержание семинаров | Кол-во часов |
Семинар №1. 1.Социальная роль физической культуры и специалиста в области физической культуры. 2.Оздоровительный потенциал физической культуры и проблемы его реализации. 3.Объективные и субъективные аспекты формирования потребностей в здоровом стиле жизни и роль в этом процессе выпускников вузов физической культуры. 4.Влияние рыночных отношений на развитие видов спорта и модернизацию программ соревнований. | ||
Семинар №2. 1.Динамика рынка труда в отрасли. 2. Профессиограммы специалистов современной формации 3.Коммуникативный компонент профессиограммы специалиста и пути его формирования. 4. Пути ускорения экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения | ||
Семинар №3 1.Эмпирическая база и эволюция теории спортивной тренировки как научно обоснованной теории всех компонентов физической культуры. 2.Современные представления о построении многолетней подготовки (аспекты тренировки, обучения и воспитания). 3. Современное представление о построении тренировки на этапе начальной подготовки и на этапе завершения спортивной карьеры. | ||
Семинар №4 1.Подготовка и защита магистерской диссертации как средство междисциплинарной интеграции и профессионального становления специалиста. 2.Логика проведения исследования и представления его результатов. 3. Гипотеза, объект, предмет, задачи исследования в магистерской диссертации. | ||
Семинар №5 1.Табличное представление количественных результатов исследования. 2.Структура и оформление диссертационной работы, интерпретация и представление количественного материала. 3. Методы математической статистики и логической интерпретации, их суть и назначение в обработке первичного материала. | ||
Семинар №6 1.Суть и различия англо-саксонской и гумбальтовской системы обучения. Что такое ФГОС ВПО, структура учебного плана (иерархия учебных дисциплин), учебная профессиональная мобильность и индивидуализация образовательного процесса. 2.Структура специальностей, по которым готовят специалистов в вузах и на факультетах физической культуры за рубежом. 3. Мировой опыт отбора абитуриентов в вузы и на факультеты физической культуры. 4.Неспециальное физкультурное образование и отношение к нему российских специалистов. | ||
Семинар №7 1.Роль ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта в становлении отечественной системы профессионального образования в отрасли. 2.Роль ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта в становлении отечественной системы спортивной тренировки и массовой физической культуры. 3.Вклад НГУ им. П.Ф.Лесгафта в подготовку научных кадров для СССР, России и зарубежных стран. | ||
Семинар №8 1.Роль ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта в процессе модернизации отечественной системы профессионального образования в отрасли. 2.Роль ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта в процессе модернизации отечественной системы спортивной тренировки и массовой физической культуры. 3. Информационные ресурсы НГУ им. П.Ф.Лесгафта и их значение. |
заочная форма обучения –
лекционные занятия
№ темы | Содержание лекций | Кол-во часов |
1. | Лекция №1.Главными действующими лицами в деле пропаганды здорового стиля жизни, формирования ментальности населения в этом направлении должны быть выпускники вузов и факультетов физической культуры. Впроцессе формирования положительного отношения к здоровому стилю жизни, включающему в себя оптимальный двигательный режим, ведущая роль отводится специалистам - выпускникам вузов и факультетов физической культуры, которые как показывают реалии настоящего времени, не в полной мере соответствуют социальным вызовам. |
семинарские занятия
№ темы | Содержание семинаров | Кол-во часов |
Семинар №1. 1.Социальная роль физической культуры и специалиста в области физической культуры. 2.Оздоровительный потенциал физической культуры и проблемы его реализации. 3.Объективные и субъективные аспекты формирования потребностей в здоровом стиле жизни и роль в этом процессе выпускников вузов физической культуры. 4.Влияние рыночных отношений на развитие видов спорта и модернизацию программ соревнований. | ||
Семинар №2. 1.Динамика рынка труда в отрасли. 2. Профессиограммы специалистов современной формации 3.Коммуникативный компонент профессиограммы специалиста и пути его формирования. 4. Пути ускорения экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения | ||
Семинар №3. 1.Эмпирическая база и эволюция теории спортивной тренировки как научно обоснованной теории всех компонентов физической культуры. 2.Современные представления о построении многолетней подготовки (аспекты тренировки, обучения и воспитания). 3. Современное представление о построении тренировки на этапе начальной подготовки и на этапе завершения спортивной карьеры. | ||
Семинар №4. 1.Подготовка и защита магистерской диссертации как средство междисциплинарной интеграции и профессионального становления специалиста. 2.Логика проведения исследования и представления его результатов. 3. Гипотеза, объект, предмет, задачи исследования в магистерской диссертации. | ||
Семинар №5. 1.Табличное представление количественных результатов исследования. 2.Структура и оформление диссертационной работы, интерпретация и представление количественного материала. 3. Методы математической статистики и логической интерпретации, их суть и назначение в обработке первичного материала. | ||
Семинар №6. 1.Суть и различия англо-саксонской и гумбальтовской системы обучения. Что такое ФГОС ВПО, структура учебного плана (иерархия учебных дисциплин), учебная профессиональная мобильность и индивидуализация образовательного процесса. 2.Структура специальностей, по которым готовят специалистов в вузах и на факультетах физической культуры за рубежом. 3. Мировой опыт отбора абитуриентов в вузы и на факультеты физической культуры. 4.Неспециальное физкультурное образование и отношение к нему российских специалистов. | ||
Семинар №7. 1.Роль ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта в становлении отечественной системы профессионального образования в отрасли. 2.Роль ППС НГУ им. П.Ф.Лесгафта в становлении отечественной системы спортивной тренировки и массовой физической культуры. 3.Вклад НГУ им. П.Ф.Лесгафта в подготовку научных кадров для СССР, России и зарубежных стран. |
2.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
1. Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям, докладам, рефератов и контрольных работ;
2. Конспекты лекций;
3. План семинарских занятий;
4. Объемные требования по дисциплине;
5. Технологическую карту дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА:
1.Методические указания по подготовке к устным опросам.
2.Методические указания подготовке докладов, презентаций.
3.Методические указания по подготовке контрольных работ и рефератов.
4.Примерная тематика контрольных работ (рефератов).
5. Технологическая карта дисциплины.
2.5. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации:
Этапы формирования компетенций:
Компетенции (в соответствии с пунктом 2.5.2.3. | Перечень дисциплин и практик с указанием семестра, на которых формируется данная компетенция (в соответствии с компетентностно-ориентированным учебным планом) |
способность применять на практике новейшие достижения в области педагогической деятельности (с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-1) | информационные технологии в науке и образовании (2), профессионализм в сфере ФКиС (1), научно-исследовательская и научно-педагогическая практики (2,4) |
способность видеть главное в подготовке спортсменов и расставлять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач (ПК-9) | профессионализм в сфере ФКиС (1), современные проблемы наук о ФКиС, ТиМ ИВС высших достижений (2), оптимизация функционального состояния и работоспособности спортсменов в различных средовых условиях (3), научно-исследовательская и научно-педагогическая практики (2,4) |
способность использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте (ОК-13) | история и методология науки (1), информационные технологии в науке и образовании (2), олимпийское образование (1), научно-исследовательская практика (2,4) |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной и текущей аттестации обучающихся включает в себя показатели и критерии оценивания компетенций на этапах изучения дисциплины.
Показатели (прописываются на основе раздела 1.4.2. каждое знать, уметь, владеть отдельно с указанием номера компетенции) | Критерии, пороговый уровень | Средства оценивания (указываются формы и методы контроля для каждого знать, уметь и владеть, в скобках указать вид контроля: ТК или зачет/экзамен) |
Знать: - основные категории и понятия о современных технологиях обучения (традиционной, технологии интерактивного обучения, личностно-ориентированных технологиях обучения, технологиях проектного обучения, игровых технологиях обучения, технологиях проблемного обучения, технологиях программированного обучения, технологиях дистанционного обучения, технологиях контекстного обучения, кейс-технологиях) (ПК 1) | Объясняет роль и значение педагогических технологий в профессиональной деятельности на примере отечественного опыта, используя основную терминологию, определяющую содержание данных технологий. | Устный ответ (ТК) |
логику распределения задач в системе многолетней подготовки спортсмена в контексте результатов современных научных исследований (ПК 9) | Воспроизводит основные отечественные традиционные и современные научно-теоретические положения, определяющие постановку задач многолетней подготовки спортсмена на различных этапах спортивной иерархии | Устный ответ (ТК) |
методологию научных исследований (ОК 13) | объясняет логику и последовательность научного исследования. Готовит реферат (контрольную работу) | Устный ответ (ТК) Реферат (контрольная работа) (ТК) |
Уметь: - проводить сравнительный анализ передового отечественного и зарубежного опыта по использованию новейших достижений педагогики физкультурного образования (ПК 1) | Отмечает положительные стороны применения новейших педагогических технологий в процессе обучения и воспитания в сфере ФКиС | Устный ответ (ТК) |
ранжировать задачи многолетней подготовки спортсмена по степени важности их реализации (ПК 9) | Модифицирует (индивидуализирует) задачи на различных этапах многолетней подготовки в конкретных видах спорта с учётом уровня подготовленности спортсмена | Устный ответ (ТК) |
выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем (ОК 13) | Аргументирует логику и последовательность научного исследования. Готовит реферат (контрольную работу) | Устный ответ (ТК) Реферат (контрольная работа) (ТК) |
оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте на основе критического осмысления (ОК 13) | Аргументирует социальную значимость ФКиС на основе интеграции знаний | Устный ответ (ТК) Реферат (контрольная работа) (ТК) |
Владеть:- опытом публичного выступления с докладом и защиты избранных взглядов по вопросам эффективности применения новейших педагогических технологий в научной дискуссии (ПК 1) | Аргументирует собственную точку зрения по вопросам эффективности применения новейших педагогических технологий на примере решения конкретных практических задач в исследовательской работе и в практической деятельности | Устный ответ (ТК) |
опытом выявления, субординирования и координирования задач многолетней подготовки спортсмена (ПК 9) | Обусловливает иерархию задач на различных этапах многолетней подготовки в конкретных видах спорта с учётом возраста и уровня подготовленности спортсмена | Устный ответ (ТК) |
опытом интеграции научных и практических знаний, часть которых находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте (ОК-13) | Аргументирует логику, структуру, основные положения и последовательность работы по подготовке магистерской диссертации | Устный ответ (ТК) Реферат (контрольная работа) (ТК) Реферат (контрольная работа) (ТК) |
Показатели и критерии оценивания компетенций формируются на этапе освоения дисциплины в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург.
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
Контрольные вопросы по дисциплине
«Профессионализм в сфере физической культуры и спорта»:
1. Англо-саксонская система профессионального образования.
2. Архитектоника магистерской диссертации.
3. Балльно-рейтинговая система оценки успешности учебной деятельности студента. Ее сущность.
4. Виды контроля в балльно-рейтинговой системе контроля.
5. Вклад ППС и ученых НГУ им. П.Ф.Лесгафта в развитие отрасли физической культуры и спорта
6. Влияние рыночных отношений на развитие видов спорта и модернизацию программ соревнований.
7. Возможности (преимущества и недостатки) тестовой системы контроля подготовленности студентов в отрасли физической культуры.
8. Гипотеза, объект, предмет, задачи исследования в магистерской диссертации.
9. ФГОС ВПО в сфере физической культуры (роль, особенности, тенденции).
10. Государственная позиция и деятельность государственных органов в деле формирования у населения положительного отношения к физической культуре.
11. Гумбольтовская система профессионального образования.
12. Динамика рынка труда в постсоциалистический период.
13. Зависимость заработной платы специалиста от уровня его квалификации (американский апыт).
14. История профессионального образования в сфере физической культуры в России и в мире.
15. Итоговая государственная аттестация магистрантов.
16. Квалификационная иерархия специалистов в сфере физической культуры в России.
17. Коммуникативный компонент профессиограммы специалиста и пути его формирования.
18. Кредиты (зачетные единицы) – их сущность и емкость.
19. Материальное обеспечение физической культуры в странах Европы.
20. Место и значимость текущего контроля в оценке подготовленности студента.
21. Место и роль НГУ им. П.Ф.Лесгафта в модернизации отечественного ВПО в сфере физической культуры.
22. Методы математической статистики их суть и назначение в обработке первичного материала.
23. Мировой опыт отбора абитуриентов в вузы и на факультеты физической культуры.
24. Мировой опыт сотрудничества различных министерств по подготовки специалистов лечебной направленности через вузы и факультеты физической культуры.
25. Неспециальное физкультурное образование и отношение к нему российских специалистов.
26. Объективные и субъективные аспекты формирования потребностей в
здоровом стиле жизни и роль в этом процессе выпускников вузов физической культуры.
27. Оздоровительный потенциал физической культуры и проблемы его реализации.
28. Организаторский компонент профессиограммы специалиста и пути его формирования.
29. Понятие о модуле в образовательном процессе.
30. Последовательность деятельности магистранта в процессе работы над диссертацией.
31. Потребность и методы определения достоверности различий обобщенных данных.
32. Профессиограма преподавателя вуза на межфакультетской кафедре физической культуры (физического воспитания).
33. Профессиограма преподавателя общеобразовательной школы.
34. Профессиограма преподавателя специализированного вуза или факультета.
35. Профессиограма тренера.
36. Пути ускорения экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения.
37. Роль магистерской диссертации в профессиональном становлении специалиста.
38. Роль специалистов в реализации потенциала физической культуры.
39. Рубежный контроль, его сущность и стимулирующая роль.
40. Современное представление о построении тренировки на этапе высшего спортивного мастерства.
41. Современное представление о построении тренировки на этапе завершения спортивной карьеры.
42. Современное представление о построении тренировки на этапе начальной подготовки.
43. Состояние здоровья учащейся молодежи и его динамика в процессе обучения (школа - вуз) и роль физической культуры в укреплении и профилактике нарушения здоровья.
44. Структура специальностей в мировой системе профессионального образования в сфере физической культуры.
45. Структура специальностей в системе отечественного профессионального образования в сфере физической культуры.
46. Структура учебных планов ВРО в сфере физической культуры
47. Суть многоуровневой системы подготовки специалистов.
48. Табличное представление количественных результатов исследования.
49. Текущий контроль и его стимулирующая роль.
50. Теория спортивной тренировки как научно-обоснованная теория двигательной рекреации.
51. Теория спортивной тренировки как научно-обоснованная теория двигательной реабилитации.
52. Теория спортивной тренировки как научно-обоснованная теория физического воспитания.
53. Информационные ресурсы НГУ им. П.Ф.Лесгафта и их значение.
Итоговая оценка по дисциплине формируется на основе суммы баллов:
· за текущие контроли – до 70 баллов,
· за промежуточный контроль – до 30 баллов (формами промежуточного контроля являются: сдача зачета по дисциплине).
Соответствие окончательного количеств баллов (полученных студентом по всем видам контроля по каждой дисциплине, по защите курсовой работы, по практике) оценка по пятибалльной шкале:
Баллы | 80 и более | 65-79 | 50-64 | менее 50 |
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
зачет | незачет |
2.6. Перечень основной и дополнительной литературы,необходимый для освоения дисциплины (модуля):
а) основная литература:
Источник |
1. 1.Костюченко, В.Ф. Профессионализм в сфере физической культурыи спорта: учебное пособие/В.Ф.Костюченко, Е.Ф.Орехов, М.Ю.Щенникова, А.А.Германова.-СПб:НГУ им.П.Ф.Лесгафта, 2014.-230 с. |
2.Орехов, Е.Ф. Модернизация высшего профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта в современных социокультурных условиях:монография /Е.Ф.Орехов.- СПб.: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2011.-529 с. |
2. 3.Чесноков, Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: учебник/Н.Н.Чесноков, В.Г. Никитушкин.-М.: Физическая культура, 2011.- 400 с. |
б) дополнительная литература:
Источник |
1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России //Теор. и практика физ.культуры.-2002.-№3.-С.2-4. |
2. Войнар, Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы: монография / Ю. Войнар ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 228 с. |
3. Ибрагимов, М.М. Сова Минервы и Аполлон, или Два способа философского осмысления спорта/М.М.Ибрагимов //Теория и практика физической культуры.-2011.-№4.-С.94-100 |
4. Костюченко, В.Ф. Государственные стандарты высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта третьего поколения: какими им быть? приглашение к дискуссии) / В.Ф.Костюченко, А.В.Минаев, Е.Ф. Орехов, В.С. Степанов// Теория и практика физической культуры.-2006.-№10.-С.2-7. |
5. Моченов, В.П., Всемирный саммит по физической культуре//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка/В.П.Моченов, И.В. Уголькова.-2000.-№1.-С.56-63. |
6. Стандарт университета. Положение о балльно-рейтинговом контроле,СУ-П-08-03.- СПбГУФК, 2006.-27 с. |
7. Стандарт университета. Положение о промежуточной аттестации студентов,СУ-П-08-01.- СПбГУФК, 2006.- 17 с. |
8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 07.09.2009 № 1101-р // http://minstm.gov.ru/documents/ xPages/item.670.html. – 05.04.2011. |
9. Стандарт университета. Положение об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц,СУ-П-07-02.- СПбГУФК, 2006.- 21 с. |
10. Шахвердов, Г.Г. Государственный институт физической культуры им.П.Ф.Лесгафта: Очерки истории института/Г.Г.Шахвердов.-Л.,1958.-163 с. |
2.7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»,необходимый для освоения дисциплины (модуля):