Место компьютера в учебном процессе

…Место компьютера в учебном процессе во многом оп­ределяется типом обучающей программы.

Некоторые из них предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Место таких про­грамм определить нетрудно: их можно использовать пос­ле усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения…

Другие программы ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к про­граммированному обучению. Большинство их обладает относительно ограниченными дидактическими возможно­стями. Компьютер здесь используется как средство программированного обучения, несколько более совершен­ное, чем простейшее обучающее устройство, но не допус­кающее развернутого диалога, содержащее, как прави­ло, фиксированный набор обучающих воздействий.

Намного большими возможностями обладают обу­чающие программы, которые реализуют проблемное обу­чение, особенно «интеллектуальные» обучающие про­граммы (своим названием они обязаны тому, что при их разработке использованы идеи «искусственного интел­лекта»). Эти системы осуществляют рефлексивное уп­равление учебной деятельностью, что предполагает по­строение модели обучаемого, Многие из них генериру­ют обучающие воздействия (учебные тексты, задачи, вопросы, подсказки). Такие системы, как правило, учи­тывают не только правильность ответа, но и способ ре­шения, могут его оценивать, а некоторые — совершенст­вовать стратегии обучения с учетом накапливаемого опыта. Имеются системы, которые могут обсуждать с учащимся не только правильность решения, но и выбор стратегии решения, причем в языке, близком к естественному.

Наконец, можно выделить программы, обучение по которым строится в виде игры. Такие программы с каж­дым годом приобретают все большую популярность, по­скольку обладают многими достоинствами. Как уже го­ворилось, они способствуют повышению мотивации уче­ния (хотя следует отметить, что соревновательные моти­вы, желание во что бы то ни стало победить иногда пре­обладают тут над познавательными мотивами, что вряд ли педагогически оправдано). Игра стимулирует ини­циативу и творческое мышление, способствует формиро­ванию умений совместно действовать (особенно в коопе­ративных играх), подчинить свои интересы общим це­лям. Кроме того, игра позволяет выйти за рамки опреде­ленного учебного предмета, побуждая учащихся к при­обретению знаний в смежных областях и практической деятельности. Игры создают предпосылки для формиро­вания у обучаемых всевозможных стратегий решения за­дач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что обучаемый может свободно принимать решения — как правильные, так и неправильные — и при этом ви­дит, к чему приводит каждое решение…

Положительно оценивая игровые программы в целом, следует учитывать, что чрезмерное увлечение играми мо­жет дать и нежелательный эффект. Развлекательность может оказать отрицательное влияние на волевые каче­ства школьников: учение и труд не могут основываться лишь на эмоционально привлекательной деятельности. Готовность к труду предполагает волевые усилия, готов­ность к выполнению даже малоинтересных, но необходи­мых функций.

При характеристике различных обучающих программ необходимо учитывать, какие именно функции обучаю­щего и учащегося при этом автоматизируются. Н. Ф.Талызина и Т.В. Габай выделяют следующие типы таких функций:

1) создание положительных мотивов, объяснение, показ и фиксация формируемой деятельности и входящих в нее знаний;

2) организация и контроль деятельности учащихся;

3) передача машине рутинной части учебной дея­тельности;

4) составление и предъявление учебных заданий, со­ответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям ученика и состоя­нию его деятельности в данный момент.

Разговор о месте компьютера в учебном процессе бу­дет неполным, если не показать его возможности в по­знании учащимися самих себя, в осознании своей дея­тельности, качеств и свойств своей личности — в интел­лектуальной и личностной рефлексии. Значение ее в учебной деятельности трудно переоценит. Чтобы сфор­мировать полноценную учебную деятельность, недостаточно, выработать у учащегося систему знаний о предметном мире. Он должен овладеть своей деятельностью, знать, как он анализирует условия задачи, какова его стратегии поиска решения, то есть у него должен выработаться рефлексивный механизм саморегуляции. В конце концов все это необходимо для формирования целостного представления о самом себе как о личности, становления устойчивого «образа Я».

(Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986, с. 48-60. Текст дан в сокращении)

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом происходит управление умственной деятельностью учащихся при программированном обучении? Что следует понимать под компьютеризацией обучения?

2. Каковы преимущества и недостатки обучения с помощью компьютера?

3. Каковы возможности компьютера в формировании умственных действий?

4. Какие виды действий необходимо формировать в обучении?

5. Что Вы понимаете под алгоритмизацией обучения? Как должно быть организовано обучение, чтобы у учащихся успешно формировались алгоритмы?

6. Что нужно делать, чтобы у учащихся формировались общие умственные действия?

7. Перечислите типы ориентировочной основы, выделенные в работах И. Я. Гальперина.

8. Раскройте этапы формирования умственных действий, разработанные И. Я. Гальпериным.

Наши рекомендации