Своеобразие реализации дидактических принципов в процессе художественного образования
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д.Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.
21. Углубленное изучение искусства в художественных школах и студиях: цели, содержание, методические особенности. Студия Отличительные признаки: 1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.). 2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. 3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. 4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом. 5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений. 6. Высокое качество творческого «продукта» детей. Возможные характеристики: 1. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей. 2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени (подготовительные группы, младшие, старшие группы). 3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: к примеру, художественный совет. Возможные подходы к классификации студий:1. По масштабу содержания обучения: а) Однопредметные (студия эстрадного танца);б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия). 2. По структурному оформлению: а) Студия как первичный коллектив в составе какого-либо подразделения, учреждения. б) Студия как структурное подразделение учреждения.
Школа Отличительные признаки: 1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы. 2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач. 3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей. 4. Комплекс учебных предметов (не менее трех). 5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом. 6. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения. 7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов. 8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе. 9. Вручение сертификата об окончании школы. 10.Наличиеоицензиина право ведения образовательной деятельности.
Подходы к классификации: 1. По степени выраженности профиля деятельности: а) профильные (школа юного модельера, например); б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности); в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов; школа раннего развития). 2. По приоритету педагогических задач: а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете образовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориентации на определенные профессии, довузовской подготовки и т.д.: б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком определенного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации); в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа этикета); г) школы социальной направленности, т.е. решающие прежде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания). 3. По особенностям развития учащихся школы (по особенностям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослабленным здоровьем (например, школа коррекции осанки) и т.д. 4. По структурному оформлению (статусу): а) школа – первичный коллектив подразделения, учреждения; б) школа – самостоятельное структурное подразделение учреждения.