Структура программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7 – 14 лет.
1 год обучения - простая степень сложности. Освоение простых технических приемов, расширение представления детей о возможностях предлагаемых техник, развитие навыков владения инструментами и материалами, стимулирование самостоятельного творческого мышления.
2 год обучения - этап основной подготовки складывается из двух
частей – функциональной и компетентностной грамотности.
Функциональная грамотность – закреплять и развивать технологические навыки, полученные на 1 ступени, учиться новым приемам.
Компетентностная грамотность – углубленное изучение предмета. Профориентация. Повышенная степень сложности.
Начать обучение в объединении можно с любой ступени, при условии, если ребенок владеет определенными для данной ступени знаниями и умениями.
На первых занятиях учащиеся знакомятся с образцами творчества художников в скульптуре, в живописи, в декоративно-прикладном искусстве, в рисунке. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения изображения на плоскости, дает знания, навыки необходимые для самостоятельной работы, а также художественную культуру.
Изучается распределение светотени на предметах разной формы. Перед каждым заданием педагог проводит объяснительную беседу, в которой знакомит учащихся с основными принципами учебного рисунка, дает понятие о построении, с применением в рисунке зрительной перспективы, об источнике света и распространении освещения по предмету, о тенях собственных и падающих, о рефлексах и бликах.
В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры, и проводится анализ образцов рисунков старых мастеров классического рисунка и художников Иркутска, посещение художественных выставок и галерей.
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В объединении учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции (ритмом, симметрией, ассиметрией, пропорциями и т. д.) и средствами выражения своих замыслов (графическими, пластическими и д. т.), приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание на основе жизненных наблюдений.
Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Объектом изображения в композиции является жизнь. Знание жизни способствует ясному выражению мысли, замысла. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное. Закон композиции, теоретические положения могут быть понятными учащимися только тогда, когда они проверяются практической работой. Необходимо научить выбрать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, дать понятие об организации изобразительной плоскости, ее единстве цельности на основе соподчинения и гармонии.
Также следует дать понятие ритма: научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха.
Наряду с выполнением рисунков, композиций из простых геометрических фигур, рисунков предметов быта учащиеся знакомятся с законами композиции, стилизации, выполняют эскизы. В объединении учащиеся изучают историю народного творчества, узнают о современных материалах, применяемых в живописи.