Правовое регулирование в жур-ке РБ
Правовую основу деятельности СМИ составляют Конституция Республики Беларусь, Закон "О СМИ", международные договоры Республики Беларусь и иные законодательные акты. Закон РБ «О средствах массовой информации» (принят 17 июл. 2008 г.) Законы РБ «Об информатизации», «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах».
Указ Президента Беларуси «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ» (1997 г.):
1) Программы развития государственных периодических печатных изданий в РБ. Закон «О средствах массовой информации» 10 глав, 55 статей. Статья 34. Статус журналиста СМИ. Журналист имеет право:
А) собирать, запрашивать и получать информацию из гос. органов, от полит. партий, других общесв. объединений, иных юр. лиц;
Б) присутствовать в районах вооруженных конфликтов или чрезвычайных ситуаций, на массовых мероприятиях
В) производить записи (с согласия), в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок;
Г) обращаться к специалистам при проверке фактов
Д) высказывать свое личное мнение по информационным сообщениям и (или) материалам
Е) распространять подготовленные им инф. сообщения и (или) материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи.
Обязанности журналиста:
4.1. уважать права, свободы и законные интересы физ. и юр. Лиц.
4.2. проверять достоверность полученных сведений;;
4.4. указывать по желанию лиц, предоставляющих информацию, их авторство;
4.5. сохранять конфиденциальность информации и источники ее получения,;
4.6. получать согласие на распространение в CМИ сведений о личной жизни физического лица;
Уголовный кодекс. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста
Статья 198 УК РБ. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества, ущемлением прав и законных интересов журналиста, - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Правовое регулирование средств массовой информации.
Республика Беларусь пошла по пути создания специальных норм, регламентирующих процесс производства и распространения средств массовой информации. И хотя опыт законодательного регулирования в этой сфере у нашей страны не слишком велик, в настоящее время в Беларуси уже действует несколько десятков нормативных актов, в той или иной мере, регламентирующих правовой статус СМИ; расширяется международно-правовая основа регулирования данной сферы общественных отношений. По мнению целого ряда ученых, сегодня уже можно говорить о формировании новой отрасли права - права СМИ, или, еще шире, - информационного права, обладающего собственным предметом и методом регулирования. По крайней мере, можно констатировать факт существования института правового регулирования СМИ.
Ключевым для определения правового статуса СМИ является принцип свободы массовой информации, закрепленный в Конституции и международно-правовых документах. При этом свобода массовой информации, как и любая другая свобода, ограничивается в первую очередь государством в лице органов исполнительной власти.
12. Опыт разрешения моральных конфликтов в жур-ке. М.В. Ломоносов «Рассуждение об обязанностях журналистов…»
Моральные конфликты — излюбленная тема журналистов и публицистов.
Характерно при этом, что в журналистике и публицистике изображаются, как правило, разные типы моральных конфликтов. В репортажах журналистов, в очерках и фельетонах, которые публикуются в газетах под рубриками: «На темы морали», «Моральный конфликт», «Из зала суда» и т. п., чаще всего изображается конфликт внутри какого-нибудь производственного, управленческого, научного и любого другого коллектива, в котором произошло резкое и болезненное размежевание сотрудников на две группы вследствие обнаружившейся несовместимости интересов.
Моральный конфликт возникает тогда, когда приходится делать выбор из таких альтернатив, из которых обе (или по крайней мере одна) имеют нравственное содержание, являются моральной ценностью. Выход из назревшего морального конфликта может быть только один: он должен быть разрешен (и чем скорее, тем лучше) путем сознательного выбора альтернативы и последовательного исполнения принятого решения.
Довольно часто журналисты сталкиваются с затяжными конфликтами. Среди них можно назвать конфликты между обществом и преступниками, коррупционерами; властью и полит. партиями. Журналист может расследовать конфликты социальные, трудовые, моральные, межличностные и внутриличностные. Духовные противоречия в ходе общественного развития могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально-обусловленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутрилич. конф.) так и через прямое публицистическое истолкование автором драматического момента. Как правило, журналисты начинают расследовать конфликт на стадии его кульминации. Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуации, заключающий в себе остроту морального конфликта – публикации об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновения, умение разобраться в них в значительной мере определяет уровень компетентности журналиста. При этом он должен владеть инструментарием – искусством общения, сбора и использования информации, чтобы подготовить аргументированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане.
1) Всякий, кто берется осведомлять публику должен прежде всего взвесить свои силы. Высказывать неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки
2) Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость
3) Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах
4) взвесить то, что скажешь…
5) Нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо мысли и присваивать их себе
6) Журналисту позволительно опровергнуть то, что, по его мнению, заслуживает этого. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права
7) Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценностях своих суждений.
Всеобщая Декларация прав человека и вопросы проф. этики ж.
Всеобщ. деклар-я прав чел-ка, принята ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и др. соц. страны при голосовании воздержались). ВДПЧ состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами чел-ка и правами гр-на, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприк-ть, другие личные ПиС, а также экон., соц. и культ. права, на к-рые чел-к вправе претендовать как «член общества» (право на труд, соц. обесп-е, образ-е и др.). Нормы этого док-та имеют декларативный хар-р, а сам он не содержит мех-ма обесп-я этих норм. Однако Д. сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека. Основные положения: 1) Все обладают равными правами незав-мо от расы, пола, кожи, языка.2) Рабство запрещено.3)Пытки запрещены. 4) Презумпция невин-ти.5) Не допускается вмеш-во в личную жизнь. Все люди имеют право на: 1) Жизнь, свободу, личную неприкосновенность.2) Защиту закона. 3) Свободу передвижения. 4) Гражданство. 5) Свободу мысли, совести, религии. 6) Свободу собраний и ассоциаций. 7) Труд. 8) Отдых и досуг. 9) Достойный уровень жизни. 10)Образование.