Возможности развития образования на основе внедрения информационных технологий
Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества – внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности и производства, повышением роли обмена информацией, а, следовательно, и развитием информационной индустрии, ростом рынка информационных продуктов.
Информатизация предполагает двоякое воздействие на систему образования. С одной стороны, это принципиально новые подходы к производству образовательных услуг. С другой стороны, это повышение требований к информационно-технологической подготовленности всех участников образовательного процесса.
Среди принципиально новых подходов к образовательным услугам выделяют разработку новых технологических (информационно-образовательных) сред, разработку информационных систем поддержки организации образовательного процесса, применение в учебном процессе профессионального программного обеспечения соответствующих сфер деятельности. При этом разработка новых образовательных сред требует разработки новых информационных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
Такие подходы требуют не только внедрения конкретных информационных технологий, но и изменения структуры ресурсных затрат и реорганизации собственно образовательного процесса.
Одним из перспективных, но достаточно сложных направлений развития современного образования является формирование системы открытого образования. Основой такого образования считают развитие дистанционного образования. Этот вид образования развивается целиком в среде новых информационных технологий.
Главной особенностью открытого образования является независимость образовательного процесса от физического присутствия обучаемых в аудиториях образовательного учреждения. Это обеспечивается новыми образовательными технологиями. В результате становится возможным значительное расширение рыночного сегмента, с которым работает образовательное учреждение – за счет дистанционного обучения потребителей образовательных услуг, проживающих на удаленных территориях или обладающих низкой мобильностью или занятых по различным графикам.
Дистанционные образовательные технологии расширяют весь рынок образовательных услуг в силу того, что повышают конкуренцию. Потребители получают широкие возможности выбора образовательных учреждения, которые, в свою очередь вынуждены повышать качество и спектр образовательных услуг, активизировать рыночные стратегии своего развития. Дистанционное обучение позволяет также снизить некоторые виды финансовых затрат на образование.
Значимым является также развитие образовательных программ для специалистов, уже имеющих образование. Это связано с демографической ситуацией в России (спад рождаемости в определенное время приводит к снижению числа абитуриентов-выпускников средних школ) и с ускорением технологического развития, которое обуславливает повышение скорости процессов устаревания знаний. Все это постепенно приводит к необходимости постоянного повышения квалификации и принятию концепции развития образования, которую поддерживает ЮНЕСКО. Эта концепция формулируется, как «образование через всю жизнь». Такая позиция уже была успешно реализована в Советской системе повышения квалификации кадров оборонной промышленности и на современном этапе развития экономики принимается наиболее успешно развивающимися компаниями, которые пришли к необходимости создавать собственные институты повышения квалификации. Часть научно-производственных и коммерческих организаций присоединяется к системам вузовского повышения квалификации.
Потребность в постоянном повышении квалификации осознается и потенциальными потребителями образовательных услуг и их работодателями. Реализация повышения квалификации и переподготовки кадров часто затрудняется высокой занятостью кадров, недостаточной практической ориентацией предлагаемых программ. Эти проблемы позволяет решать именно формирование системы открытого образования. Новые информационные и образовательные технологии на их базе позволяют при изменении маркетинговой структуре вузов более четко структуризировать целевые аудитории своих образовательных услуг и готовить новые образовательные программы.
Информационные технологии позволяют реализовывать новое направление в развитии образования – это информационный геомаркетинг, то есть маркетинг, поддерживаемый мощным аппаратом пространственного анализа данных о территории. Он позволяет отслеживать существующие связи между объектами и их атрибутами в пределах анализируемой территории, нормировать базы данных, обеспечивать доступ к ним в процессе маркетинговых исследований в образовании. Это направление имеет высокую значимость для развития учебных заведений, существующих в системе открытого образования, так как помогает изучать перспективы их развития в пределах конкретных территорий.
Открытое образование не ограничивается дистанционным обучением и образованием для взрослых. Интеграция современных форм и технологий обучения воздействует на весь образовательный процесс. основным показателем целесообразности открытого образования становится повышение его качества.
Главной целью внедрения информационных технологий в образование является создание новых возможностей в образовательной системе для всех ее участников (обучаемых, обучающих, организующих) и новых возможностей их взаимодействия.
Основные новые возможности для участников образовательных систем, которые появляются с внедрением информационных технологий, это сокращение времени на доступ к учебной и научной информации, ускорение обновления содержания образования (за счет сокращения времени на разработку учебно-методического обеспечения новых программ), высвобождение времени для индивидуальной дополнительной работы, дифференцирование траектории и скорости обучения, и как следствие предыдущих возможностей – ускорение достижения установленных требований к качеству образования.
Применение информационных технологий в образовании позволяет решать не только глобальные задачи формирования системы открытого образования, но и решать локальные задачи повышения качества образовательного процесса на всех этапах его подготовки и реализации. Одной из таких задач является, например, повышение наглядности обучения путем применения мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии дают возможность рассмотрения моделей под различными углами, в различных масштабах, в динамике развития и т.д. В тоже время разработка таких средств и технологий обучения является достаточно затратным процессом. Применение же сетевых технологий позволяет увеличивать число потребителей образовательных услуг без увеличения площадей и их соответствующей материально-технической поддержки. Все это требует перераспределения традиционной структуры финансового обеспечения образовательного процесса.
Благодаря внедрению информационных технологий в образование становится возможным осуществление мониторинга качества образования на каждом этапе обучения, проводить анализ влияния тех или иных образовательных технологий на качество обучения.
При разработке различных образовательных программ и учебно-методических материалов к ним требуется создание авторских коллективов. Применение информационных технологий позволяет формировать такие коллективы на экстратерриториальных уровнях (в том числе, международном). Это позволяет повышать качество создаваемых информационных продуктов для образования. Внедрение телекоммуникационных технологий позволяет привлекать различных специалистов и к непосредственной реализации учебного процесса с помощью, расширяет возможности обучаемых для участия в международных проектах, конференциях, расширяют возможности удаленных консультаций, общения удаленных аудиторий и т.д.
Применение информационных технологий в образовании позволяет также интегрировать программы обучения на разных ступенях, создавать программы непрерывного образования.
Важную роль в образовательном процессе играет практика. Новые образовательные технологии (мультимедийные комплексы, симуляторы) способствуют повышению качества подготовки учащихся к выполнению самостоятельной практической деятельности.
Одной из новых форм деятельности образовательных учреждений в современном обществе, рассматриваемых с точки зрения развития сетевых технологий, является работа учреждения в режиме «Интернет-магазина». Для этого Интернет-представительство образовательного учреждения должно позволять потенциальным потребителям образовательных услуг как можно более подробно знакомиться с предоставляемыми программами, получать необходимые консультации по условиям обучения, образовательным технологиям, различным вопросам содержания и методики обучения. Режим «магазина» при этом предполагает коммерческий характер сделки и возможности регистрации и оплаты различных услуг, а также предоставления всего или части выбранного комплекса образовательных услг.
Таким образом, внедрение новых образовательных технологий на базе информационных способно решать различные вопросы преемственности, анализа и обработки большого объема информации всеми участниками образовательного процесса, расширения спектра образовательных услуг, повышения качества образования, развития образовательных учреждений и т.д.