ДОКЛАД НА ТЕМУ: Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе инклюзивного образования
Выполнил: студентка 3 курса Владимирова У.
Проверил: Курбанова А.Т.
Казань 2013
Распространение понятия «инклюзивное образование» связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.
В настоящее время особенности инклюзивного обучения неслышащих детей дошкольного и школьного возраста изучены различными авторами: И.М. Гилевич, Л.И. Тиграновой, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеевым, Э.В. Мироновой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицыной. Авторы отмечают, что успешность инклюзии в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено нарушение слуха, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом [3].
Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.
Причинами, побуждающими родителей выбирать для своего неслышащего ребенка общеобразовательную школу, могут стать, как высокий уровень дошкольной подготовки (близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками), так и отсутствие специальной школы по месту жительства.
Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.
Такое сопровождение, по мнению Л.П. Назаровой, имеет несколько аспектов:
- психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе;
- психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия этих детей с детьми, имеющими нарушение слуха;
- психолого-педагогическое сопровождение учителей специальной и массовой школы;
- сопровождение в процессе обучения детей с нарушением слуха в массовой школе по общеобразовательным дисциплинам;
- сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);
- организация сопровождения в семье [1,с.26].
При организации сопровождения необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут и создать программу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. В состав индивидуальной программы должны входить: состояние слуха, степень его сохранности; состояние произношения; уровень развития речи; прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; уровень обучаемости.
При составлении индивидуальной программы следует опираться на индивидуальные возможности ребенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в массовой школе. Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам, усвоенного в классе, и материала опережающего характера.
Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.
У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира неслышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дискомфорта от отсутствия близких дружеских контактов с одноклассниками. В дальнейшем слышащие ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом, чьи ошибки вызывают бурную эмоциональную реакцию. И в этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека. Ведь представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых.
Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.
Организация сопровождения осуществляется дефектологом и психологом в условиях массовой школы или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных занятий по 30-35 минут три раза в неделю.
Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Также дефектолог и психолог разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее.
В завершении хотелось бы сказать о тех условиях, выполнение которых необходимо для обучения ребенка с нарушением слуха в массовой школе:
- заключение ПМПК о готовности к обучению в массовой школе;
- предварительная подготовка всех участников образовательного процесса;
- своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха;
- создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей;
- повышение статуса неслышащего ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности [2].
Литература.
1. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
2. Соловьева Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. – 2005. - №5
3. Кузнецова-Моренко И.Б. Слабослышащие и глухие дети в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.socpolitika.ru