V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. В чем мальчик будет кататься на лыжах'?
В чем мальчик будет кататься на лыжах'? (Раскрась в синий цвет.) Играть в футбол'! (Раскрась в красный.) Куда он пойдет в другой одежде? Расскажи.
VI. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 51
Грамота. Звуки [п], [п']. Буквы П,п
Цель:
• уточнить произношение 'звуков [п], [п '], определять позицию звуков в слове, делить слова на слоги, составлять 'звуковую схему слова;
·познакомить с буквами П, п: закрепить их зрительный образ;
·учить читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой, договаривать слоги до целого слова, соотносить слово с картинкой;
• упражнять в согласовании существительных с притяжательными место-
имениями мой, моя, моё, мои, составлении с ними предложений:
·упражнять в употреблении в речи обобщающих слов;
·развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику;
·воспитывать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Ход занятия
Организационный момент.
11. 1. Назовите, что изображено на картинках. Определите, сколько слогов в каждом слове, определите место звука [п], или [п'] в слове и соедините с соответствующей схемой. Сделайте 'звуковую схему слова -названия головного убора.
2.Характеристика звука,
3.Знакомство с буквами П,п . В русском языке мягкие и твёрдые согласные звуки обозначаются одним 'знаком- буквой. Это буква П, она обозначает и звук [П], и звук [П'].
4. Помогите петуху собрать все буквы П. Обведите их в кружок. Какой звук в слове петух: [п] или [п']?
III. Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой.
IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.
Раскрасьте две одинаковые варежки.
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 52
Грамота (закрепление). Звуки [б], [б']- [п], [п']. Буквы Б-П
Цель:
· учить дифференцировать звуки [п], [п '] - [б], [б'] по звонкости-глухости на слух, при чтении и на письме;
· закрепить их зрительный образ;
· учить понимать смыслоразличительную роль звуков;
· развивать фонематический слух, логическое мышление. умение регулировать силу голоса, темп речи, мелкую моторику;
· воспитывать самостоятельность, активность.
Ход занятия
Организационный момент.
Отгадать загадки.
Высоко в горах живет
Этот хищный «снежный» кот. (Барс)
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (Петух)
2. Звукобуквенный анализ.
- К какой из схем подходит слово барс?
- К какой из схем подходит слово петух? Наклейте картинку.
3. Характеристика изучаемых звуков.
-Назовите первый звук в слове барс.
--Произнесите звук [б] три раза.
-- Дайте ему характеристику.
--Назовите его «младшего братца» мягкий звук [б'].
--Дайте ему характеристику (с опорой на схему).
Аналогично работаем со словом петух, характеризуя звук [п'], а затем
звук [п].
Вывод о теме занятия: Сегодня мы будем различать звуки [б], [б'] - [п],
[п'] и буквы П-Б.
4. Я буду называть слоги, вы их внимательно послушайте, 'Запомните,
повторите.
5. Игра «Наоборот» -- преобразование слогов, слов.
- Послушайте, произнесите, заменяя звонкие согласные звуки [б], [б'] на глухие [п], [п'] и наоборот.
Ба-па пой-бой
Бо-по почка-бочка
Бу-пу папа-баба
Бе-пе папочка- бабочка
6. Корректурная проба.
- В течение двух минут закрасьте букву Б, обведите в кружок букву П; посчитайте количество букв.
Соедините точки по порядку. Какие буквы у вас получились? (Б, П)
111. 1. Прочитайте слоги, сравните.Читайте четко и быстро столбики слов.
2.Вставьте букву П или Б.
3.Назовите предметы, которые вы видите. Раскрасьте те, в названии которых есть звуки [б] или [п ']. Придумайте с любым из них предложение.
IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму. V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 53
Развитие речи. Звуки [х], [х']. Хлеб
Цель:
• уточнить произношение звуков [х], [х ']; учить выделять, их из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ:
• 'закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить с 'зерновыми культурами, из которых делают муку;
·учить понимать пословицы и поговорки, объяснять их смысл;
·упражнять в образовании прилагательных, согласовании их с существительными;
·совершенствовать навыки связного высказывания:
·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
·воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия
1. Психогимнастика «Колосок растет».
Представьте. что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в "Землю (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
11. Стук в дверь. Принесли посылку.Дети, смотрите, нам принесли посылку. Как вы думаете, что там может лежать? (Хлеб) А как вы догадались? (По запаху) Конечно, такой аромат идет от посылки.