Материал для лабораторных занятий
Лабораторная работа № 1.
Тема:
Функциональная организация работы мозга.
План проведения:
1. Объясните суть понятия «функциональная система».
2. Опишите схему целенаправленного поведения П.К. Анохина
а) дайте характеристику основных блоков;
б) укажите место безусловных, условных рефлексов, доминанты, механизмов памяти с основными блоками схемы.
3. В каких структурах мозга осуществляется функционирование основных блоков схемы целенаправленного поведения.
Практическая работа:
ВЛИЯНИЕ ОБСТАНОВОЧНОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ НА РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результат целенаправленной деятельности зависит от процесса афферентного синтеза. Одним из компонентов афферентного синтеза является афферентация от проприорецепторов мышц, обусловленная характером позы. В связи с этим различная поза человека, при которой выполняется деятельность, влияет на параметры результата действия и скорость его достижения.
Для работы необходимы:секундомеры.
Ход работы:Студенты образуют пары: испытуемый – экспериментатор. Каждый экспериментатор предлагает своему испытуемому решить устно (в «уме») по три арифметических примера типа: 26 х 18, 34 х 16, 19 х 51 и т.п. в двух различных позах – сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутыми вперед руками и подтянутой вверх правой ногой. Экспериментаторы по секундомеру замечают время решения при мера и проверяют правильность ответа.
Рекомендации к оформлению работы.Занесите полученные результаты в таблицу и объясните их.
Таблица 1
ЗАВИСИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ОБСТАНОВОЧНОЙ АФФЕРЕНТАЦИИ
Поза | Решаемые примеры | Время решения | Правильность результата |
Стоя на одной ноге | |||
Среднее значение Среднее значение | |||
Среднее значение Среднее значение |
Практическая работа: ВЛИЯНИЕ ЦЕЛИ НА РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Будущий Результат впервые совершаемого поведенческого акта представляется человеку недостаточно четким. Тем не менее предварительное формирование цели – создание идеальной модели запланированного результата является руководящим и направляющим фактором в действиях человека.
Для работы необходимо: Специальная таблица с двусмысленной фигурой (цифра – буква) в центре.
Ход работы: Преподаватель делит всех студентов на две группы и объясняет, что им в течение короткого времени (1-2 с) будет показана таблица. Цель студентов 1-й группы запомнить знаки (фигуры), расположенные в таблице по горизонтали. Цель студентов 2-й группы запомнить знаки, расположенные в этой таблице по вертикали. После демонстрации таблицы проводят опрос студентов разных групп. Оказывается, что в зависимости от поставленной цели один и тот же центральный знак в таблице был воспринят по-разному. Преподаватель еще раз демонстрирует таблицу, чтобы каждый студент мог рассмотреть ее подробно, и проясняет результаты эксперимента.
Так доказывается, что предварительная постановка цели влияет на результат.
Рекомендации к оформлению работы:Занесите полученные результаты в таблицу и объясните их.
Таблица 2
ЗАВИСИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Группа студентов | Цель действия | Результат деятельности |
1-я группа | Читать по горизонтали | |
2-я группа | Читать по вертикали |
Методическое обеспечение: атласы, таблицы, учебные пособия.
Лабораторная работа № 2.
Тема:
Физиологические механизмы речи и типологических особенностей человека.
План проведения:
1. Каково значение первой сигнальной системы?
2. Каково значение второй сигнальной системы?
3. Какие взаимодействия существуют между первой и второй сигнальной системой?
4. Какова роль ассоциативных полей в формировании второй сигнальной системы?
5. Что подразумевается под «центр речи»?
6. Какова роль правого и левого полушарий в формировании речи?
7. Какова связь между речью, мышлением, сознанием?
8. Какова физиологическая сущность «бессознательного»?
9. Что называют типом высшей нервной деятельности?
10. Каковы основные принципы типологии индивидуальных особенностей ВНД?
11. Какие свойства нервных процессов определяют тип ВНД?
12. Какие типы ВНД определяются из соотношения развития 1 и 2 сигнальных систем?
Методическое обеспечение: атласы, таблицы, учебные пособия.
Лабораторная работа № 3.
Тема:
Пирамидная система.
План проведения:
ЦЕЛЬ: Закрепить знания о строении пирамидной системы и синдромах двигательных расстройств, возникающих при её повреждении. Ознакомиться с клиническими методами исследования двигательной сферы.
ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, альбомы, схемы, молоточек неврологический.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Функции пирамидной системы.
2. Двухнейронные пирамидные пути: корково-ядерный и корково-спинальный (зарисовать в лабораторной тетради).
3. Функциональное значение центрального двигательного нейрона и периферического.
4. Синдромы поражения пирамидной системы: понятие пареза (паралича). Виды парезов и параличей, их клиническая характеристика.
5. Дифференциальная диагностика центральных и периферических парезов (параличей): по локализации очага поражения, характеру изменения тонуса мышц, трофики, рефлексов.
6. Методы клинического неврологического исследования двигательной сферы: приёмы исследования тонуса, трофики, силы мышц физиологических рефлексов, методы выявления патологических рефлексов.
7. Отчего зависит объём активных и пассивных движений?
8. Что такое контрактура?
9. Какой ведущий клинический симптом при разных видах парезах и параличей?
10. Почему периферические парезы (параличи), обусловленные поражением тела второго нейрона прогностически менее благоприятны.
Лабораторная работа № 4.
Тема:
Экстрапирамидная система.
План проведения:
ЦЕЛЬ: Закрепить знания о строении экстрапирамидной системы и синдромах двигательных расстройств, возникающих при её повреждении. Ознакомиться с клиническими методами выявления экстрапирамидных расстройств.
ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, альбомы, схемы, слайды, молоточек неврологический.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Строение экстрапирамидной системы.
2. Функции экстрапирамидной системы.
3. Синдромы поражения экстрапирамидной системы: гипертонически-гипокинетический и гипотонически-гиперкинетический.
4. Отличия пирамидного гипертонуса от экстрапирамидного.
5. Мозжечок, строение, функции, проводящие пути в ножках мозжечка.
6. Синдромы мозжечковых нарушений и методы их выявления.
7. Характеристика речевых нарушений, возникающих при экстрапирамидных и мозжечковых расстройствах.
Лабораторная работа № 5.
Тема:
Перинатальная патология нервной системы
План проведения:
ЦЕЛЬ: Закрепить знания об этиологии, патогенезе, клинических формах и возможных исходах перинатальных поражений ЦНС.
ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, альбомы, схемы, слайды..
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Понятие о перинатальной патологии нервной системы.
2. Факторы риска пре- и перинатального периодов.
3. Гипоксическое поражение центральной нервной системы.
4. Травматическое поражение нервной системы.
5. Понятие о внутриутробных инфекциях (ВУИ). Значение ТОRCH инфекций в возникновении патологии центральной нервной системы.
6. Врожденная краснуха, этиология, патогенез, характер повреждения нервной системы.
7. Врождённая цитомегаловирусная инфекция, этиология, патогенез, характер повреждения нервной системы.
8. Врождённая герпес-инфекция, этиология, патогенез, характер повреждения нервной системы.
9. Врождённый токсоплазмоз, этиология, патогенез, характер повреждения нервной системы.
10. Уровни поражения нервной системы при перинатальной патологии.
11. Возможные исходы перинатальных поражений ЦНС.
12. Гемолитическая болезнь, этиология, патогенез, клинические формы, исходы.
13. Детский церебральный паралич, этиология, классификация.
14. Клиническая характеристика спастических форм ДЦП.
15. Клиническая характеристика гиперкинетической и атонико-астатической форм ДЦП.
16. Нарушения речи при ДЦП.
17. Характер нарушений ВПФ при ДЦП.
18. Основные направления лечебных мероприятий при ДЦП.
Лабораторная работа № 6
Тема:
Основные симптомы психических расстройств
План проведения:
1) Характеристика симптоматики нарушений ощущений и восприятия.
2) В чем различие истинных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций?
3) Раскройте варианты амнестических и парамнестических расстройств.
4) Дать характеристику симптомов нарушения содержания мышления, раскрыть их принципиальные отличия.
5) Раскрыть варианты расстройств формы ассоциативного процесса.
6) Дать классификацию симптомов нарушения эмоциональной и волевой сфер.
Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия
В современной психопатологии выделяют несколько групп сипмтомов психических расстройств. К патологии чувственного познания относят симптомы нарушений ощущений и восприятия; патология памяти проявляется в группе амнестических расстройств; патология рационального познания раскрывается в симптомах нарушения мышления и т.д.
К нарушениям ощущений относят:
- патологическое изменение порогов чувствительности: явления гиперестезии (понижение порогов чувствительности), явления гипостезии (повышение порогов чувствительности), анестезии (отсутствие, утрата ощущений), парастезии;
-сенестопатии по содержанию делятся на сенсорные (ограничиваются просто неприятными ощущениями), которые наблюдаются при неврозах и на ранних стадиях развития психозов и интерпретативные, для которых характерны не просто описания, а также и интерпретация состояния (связь с причиной, н-р). Сенестопатии встречаются при неврозах, депрессиях, аффективно-бредовых, онейроидных и психоорганических синдромах.
К нарушениям восприятия относятся следующие симптомы:
- иллюзии
- галлюцинации
- псевдогаллюцинации
- симптомы нарушения зрительно-пространственной ориентировки
- расстройства схемы тела
К симптомам нарушений памяти относят:
- амнезию
- гипермнезию, гипомнезию
- парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции)
Симптомы нарушения эмоциональной сферы:
Депрессия – угнетенное состояние.
Меланхолия – уныние, тоска, подавленность, грусть, все окружающее – серо.
Меланхолический раптус – острое усиление аффекта тоски, взрыв тоскливого возбуждения.
Дисфория – состояние мрачного недовольства, злобы, негодования. Агрессия и цинизм.
Апатия – эмоциональная бесчувственность.
Эмоциональная анестезия (гипестезия, гиперстезия) – чувство утраты (усиления или ослабления) адекватных аффективных переживаний, тягостно осознаваемое больным.
Тревога – внутреннее волнение, беспокойство, боязливое ожидание.
Страх – опасение за свое благополучие или жизнь. У детей – ночные страхи.
Эйфория – повышенное, радостное, блаженное настроение. Небывалый прилив сил, безграничное веселье, все окр. Он воспринимает в «розовом» свете.
Экстаз – эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией.
Эмоциональная лабильноть – недержание эмоций, непрочность настроения, переключаемость эмоций.
Амбивалентность – человек одновременно испытывает две различные эмоциональные реакции.
Эмоциональная тупость – бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность.
Волевые расстройства представлены следующими группами симптомов:
1. Нарушения пищевого поведения
- анорексия – резкое угнетение пищевого инстинкта.
- полифагия, булимия – усиление пищевого рефлекса.
2. Угнетение инстинкта самосохранения - проявляется в отсутствии оборонительных, защитных реакций в ответ на внешние воздействия.
Усиление инстинкта – повышенное внимание, готовность к обороне.
3. Нарушения сексуального поведения
- гипосексуальность – снижение полового влечения.
- гиперсексуальность – резкое его усиление, приобретающее характер доминирующего мотива.
- нарушения сексуального влечения: гомосексуализм, садизм, мазохизм, аутоэротизм, фетишизм, эксгибиционизм, трансвестизм, визионизм (подглядывание), педофелия, геронтофелия, зоофелия, некрофелия
Извращение влечений, побуждений и мотивов деятельности:
- дромомания (бродяжничество)
- пиромания
- клептомания
- суицидомания
- копрофагия
Также различают: навязчивые влечения (помимо воли больного), компульсивные влечения (диктуются витальными влечениями – голода, жажды, сексуальным), импульсивные (непреодолимые, аффективно значимые, с сужением сознания). Насильственные действия (смех, плач, гиперкинезы) и импульсивные (разрушительные, агрессивные) действия на фоне аффективной вспышки.
Гипокинезия замедление темпа произвольных движений (сюда входят амимия, мутизм).
Гиперкинезия – ускорение темпа произвольных движений на фоне общего возбуждения.
Паракинезии – эхопраксия (нелепое повторение жестов, мимики, поз окружающих), эхолалии, речевые стереотипии, вычурность, манерность действий, двигательные стереотипии, негативизм, восковая гибкость (длительное сохранение больным приданной ему позы), пассивная подчиняемость.
Симптомы нарушения сознания:
- общая дезориентировка
- двойная ориентировка (в чужих узнает близких, в родных – нет)
- агнозии – нарушение узнавания объектов действительности либо собственного «я»
- симптом «уже виденного»
- симптом «никогда не виденного»
- растерянность (чувство беспомощности, невозможности понять окружающее)
- деперсонализация (отчуждение собственного тела, мыслей, чувств, действий, поступков, окружающего мира)
- отчуждение «витальных чувств» (отчуждение сна, насыщения во время еды).
Симптомы нарушения мышления и речи представлены в таблице:
Варианты патологии мышления | |
I. расстройства содержания | II. расстройства формы |
III. 1. Навязчивые идеи | IV. 1. Темпа |
V. 2. Сверхценные идеи | VI. 2. Подвижности |
VII. 3. Бредовые идеи | VIII. 3. Целенаправленности |
IX. | X. 4. Грамматического строя |
Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
Конспектирование и анализ литературы:
- Лапидес М.И. Клинико-психопатологические особенности депрессивных состояний у детей и подростков / Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия, в 2 т. Т.2.
- Сухарева Г.Е. Преимущественные для детского возраста психогенные реакции / Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия, в 2 т. Т.2.
Лабораторная работа № 7
Тема:
Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
План проведения:
1) Раскрыть понятия «атипичные» и «смешанные» психопатологические синдромы, привести примеры.
2) Раскрыть сущность детских и подростковых психопатологических синдромов: невропатии, детского аутизма, гипердинамического, детских патологических страхов, дисморфомании, нервной анорексии, гебоидности.
Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия
В психопатологии выделяют следующие варианты синдромов психических расстройств:
1. Астенический синдром.
- невротический
- соматогенный
- в структуре органических расстройств
- гиперстенический
2. Синдромы аффективных расстройств: маниакальный синдром и депрессивный синдром.
3. Синдромы бредовых расстройств включают в себя широкий круг расстройств, отвечающих требованиям синдромальной диагностики и критериям диагностики бреда, который в структуре бредовых синдромов часто сочетается с другими расстройствами.
4. Галлюцинозы характеризуются обилием вербальных галлюцинаций, непрерывно повторяющихся на протяжении более или менее длительного времени при ясном сознании больного, сосуществующих с тревогой, страхом, двигательным беспокойством или наоборот заторможенностью. Галлюцинозу часто сопутствуют явления образного бреда.
5. Синдромы нарушенного сознания: оглушение (и его различные степени выраженности - обнубиляция, сомноленция, сопор, кома), делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания, аменция.
6. Судорожные синдромы – большой судорожный припадок при эпилепсии, малые судорожные припадки при эписиндроме.
7. Психоорганический синдром - симптомокомплекс психопатологических проявлений органического поражения ЦНС. Проявляется триадой симптомов: снижение памяти, ослабление продуктивности интеллектуальной деятельности, изменение аффективности и поведенческими расстройствами.
8. Синдромы слабоумия: олигофрения, деменция. Группа старческих деменций.
Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
1) Найти описание Корсаковского синдрома, синдромов двигательных расстройств (кататонии), законспектировать.
2) Сухарева Г.Е. Преимущественные для детского возраста психогенные реакции / Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия, в 2 т. Т.2.
3) Сухарева Г.Е. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний /Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия, в 2 т. Т.1.
Лабораторная работа № 8
Тема:
Специфика проявления психических заболеваний в детском возрасте и их дифференциальная диагностика
Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств.
План проведения:
1. Раскрыть специфику манифестации и основных проявлений шизофрении в детском и подростковом возрасте.
2. Охарактеризовать основные формы шизофрении, наиболее часто встречающиеся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Раскрыть отличия между РДШ и синдромом раннего детского аутизма.
3. Специфика проявлений и течения эпилепсии в детском возрасте.
4. Значение факторов – «провокаторов» для манифестации заболевания.
5. Дать характеристику судорожных проявлений (большой судорожный припадок, малые судорожные припадки, фокальные припадки) при эпилепсии.
6. Раскрыть понятие «эписиндром», охарактеризовать его основные отличительные от эпилепсии признаки.
7. Раскрыть влияние наркотиков и алкоголя на развивающийся плод.
8. Опишите особенности психического развития детей, рожденных от родителей-наркоманов и родителей-алкоголиков.
Перечень тем рефератов и докладов к семинарам:
«Клинические варианты шизофрении», «Реактивные психозы».
Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия
Шизофрения - психическая болезнь с тенденцией к хроническому течению. Причина заболевания неизвестна, нередко отмечается наследственная передача.
В зависимости от формы шизофрения наблюдаются различные проявления расстройства психики - бред, галлюцинации, возбуждение, обездвиженность и другие стойкие изменения, прогрессирующие по мере развития болезни. Первые симптомы не вполне специфичны: сходные расстройства могут быть и при других психических болезнях. Однако в последующем наступают стойкие изменения психики или, как их иначе называют, изменения личности. Они-то и характерны для шизофрении. Тем не менее степень их выраженности зависит от формы, этапа (раннего или позднего) течения болезни, темпа ее развития и от того, течет ли болезнь непрерывно или с улучшениями (ремиссиями).
Учитывая разнообразие проявлений болезни, диагноз шизофрении может поставить только врач-психиатр. Своевременная постановка диагноза необходима для правильного и успешного лечения и создания больному щадящих условий труда и быта. Несмотря на то, что причина болезни неизвестна, она поддается лечению. Современная психиатрия располагает широким выбором лечебных методов (медикаментозных, психотерапевтических, трудотерапевтических), позволяющих воздействовать на шизофрению. Сочетание этих методов с системой мер по восстановлению трудоспособности и способности к активной жизни в коллективе дает возможность добиться длительного отсутствия проявлений болезни.
Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными приступами, которые возникают в результате чрезмерной нейронной активности и сопровождаются различными клиническими и параклиническими проявлениями.
В основе эпилепсии лежит повышенная нейронная активность с высоковольтными гиперсинхронными разрядами (эпилептический очаг). Наиболее часто эпилептические приступы встречаются в детском возрасте. Приступы у детей характеризуются не только высокой частотой, но и большей степенью выраженности. Именно в период, когда идет интенсивное развитие мозга, приступы могут привести к вторичным изменениям со стороны психики ребенка. Отсюда становится ясным необходимость наиболее ранней специализированной медицинской и социальной помощи таким детям.
Перечень раздаточного материала, используемого на занятии: фотографии с изображением больных, истории болезни детей и взрослых.
Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
Конспектирование и анализ литературы:
- Симсон Г.П. Галопирующая форма шизофрении раннего детского возраста /Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия, в 2 т. Т.1.
- Симсон Г.П., Модель М.М., Гальперин Л.И. Шизофрения / Там же, Т.2.
- Симсон Г.П. Начальные симптомы шизофрении раннего возраста / Там же.
- Чехова Н. Начальная стадия и ранняя диагностика шизофренического процесса у детей / Там же.
- Охарактеризовать личностные изменения при эпилепсии, типы течения данного заболевания, варианты возможной его динамики (письменно).
- Подобрать клинические примеры проявления заболевания у детей и подростков, сделать их клинический анализ.
- Выписать «групповой портрет» психоактивных веществ, ориентировочные индикаторы употребления наркотиков (по Никифорову Г.С.).
- Составить психологические профили больных с ранними формами алкоголизма и наркомании.
Лабораторная работа № 9
Тема:
Пограничные психические состояния у детей и подростков и их классификации
План проведения:
1. Вопросы, выносимые на обсуждение
1) Понятие пограничного психического состояния.
2) Аномалии личности как форма пограничного психического расстройства, их варианты.
3) Значение провоцирующих социально-психологических факторов для динамики пограничных состояний.
4) Различия между пограничными состояниями и некоторыми психическими заболеваниями. Анализ клинических примеров.
2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.
П.Б.Ганнушкин, один из ведущих специалистов в изучении психопатий, указывал, что психопатическими называются личности, с юности, с момента сформирования представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспосабливаться к окружающей среде. Присущие им патологические свойства представляют собой постоянные, врожденные свойства личности, которые, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, однако обычно не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям. Сочетание динамических расстройств эмоциональной сферы (повышенной возбудимости, лабильной, инертности, вязкости аффекта) и преобладание модальных эмоций (страха, гнева, печали) порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности. По мнению исследователей (В.В. Лебединский, Г.Е. Сухарева, И.И.Мамайчук и др.) систематика психопатий представляет большие трудности. Это связано с рядом факторов, основными из которых является многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями. И.И. Мамайчук уточняет, что трудности классификации психопатий связаны с рядом факторов, к которым относятся многообразие психопатических вариантов развития личности и промежуточное положение психопатических вариантов развития личности между нормой и психическими заболеваниями. В.В. Лебединский, Г.Е. Сухарева и другие исследователи традиционно выделяют две группы психопатий: конституциональные и органические. Конституциональные психопатии имеют наследственное или смешанное происхождение, органические связаны с ранним поражением ЦНС во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. Конституциональные включают в себя такие варианты, как шизоидная, эпилептоидная, неустойчивая, циклоидная, психастеническая, истероидная психопатии. Органические делятся на два варианта – возбудимую и безтормозную. Кроме этого, к дисгармоническому психическому развитию В.В.Лебединский, И.И.Мамайчук, Г.Е.Сухарева относят также патологическое формирование личности ребенка, или патохарактерологическое развитие.
Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.
1) Конспектирование и анализ литературы:
Симсон Г.П., Модель М.М., Гальперин Л.И. Экзогенно обусловленные пограничные формы /Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия, в 2 т. Т.2.
Лабораторная работа № 10
Тема: