Понятие нормативного подушевого финансирования
ЛЕКЦИЯ б. НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Понятие нормативного подушевого финансирования
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 13.09.2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке направлении модельных методик» с 2007 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в пилотных регионах субъектов Российской Федерации начата реализация комплексных проектов модернизации образования, включающих введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.
На основании «Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», «Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» и «Некоторых возможных направлений выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждений» (приложения к письму Минобрнауки от 13.09.2006 г. № АФ-213/03), финансовые органы и органы управления образованием субъектов федерации разрабатывают свой механизм реализации проекта подушевого финансирования, но не противоречащий федеральному законодательству.
Краткое содержание системы нормативного подушевого финансирования
состоит в следующем:
1. Формирование финансового фонда образовательного учреждения осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.
2. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счёт резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования (условно - в течение трёх лет).
3. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:
- на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет);
- на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение);
- на уровне образовательного учреждения.
4. Методика устанавливает порядок расчёта регионального расчётного подушевого норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента на переходный (адаптационный) период, которые позволяют при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения).
5. За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально принимается средняя величина расходов (по направлениям, включаемым в норматив) трех процентов от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося. Подобный способ расчета, но уже с учётом статуса образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, может быть использован по завершении адаптационного периода.
6. В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.
7. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:
К = Фш / Фнш,
где: Фш-фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ);
Фнш - объём ассигнований по нормативу. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).
8. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению, рассчитывается по следующей формуле:
Ф - Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к),
где: Ф - общие расходы образовательного учреждения:
Ф(гс) - объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования.
Определяется по следующей формуле:
Ф(гс) = N х П х У,
где: N - региональный расчетный подушевой норматив:
У - число обучающихся в образовательном учреждении;
П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);
Ф(б) - объём расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объём данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;
Ф(к) - объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчётного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).
9. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:
- на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет:
- соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
- соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;
- внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;
- порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
10. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:
ФОТ = NхКхДхУ,
где: ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;
К - повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения;
Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учётом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ и органами местного самоуправления;
У - количество учащихся в образовательном учреждении.
11. Новая система оплаты труда работников в муниципальных образовательных учреждениях устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственные локальные акты, регламентирующие новую систему оплаты труда, включая стимулирующие формы поощрения работников образования.