Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми
Как строить отношения со студентами
В отечественной педагогике понимание важности процесса общения учителя и ученика, специфичности этого процесса, привело к введению понятия «педагогическое общение». Педагогическое общение рассматривается как частный вид общения людей, имеющий как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Педагогический процесс представляет собой как коммуникационный процесс, в который включены учитель и учащиеся.
Педагогическое общение это целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагогическая деятельность учителя характеризуется определенным стилем – устойчивой системой способов, приемов, проявляющихся в различных условиях ее осуществления.
Стиль педагогической деятельности, отражая его специфику, включает: стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль учителя. На стиль педагогической деятельности оказывают воздействие три основных фактора: индивидуально-психологические особенности субъекта деятельности (учителя), особенности самой деятельности, особенности обучающихся и т.д. Стиль общения определяется как индивидуально-педагогические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающегося.
Чтобы определить, по каким «психологическим каналам» один человек вызывает в совместной деятельности поступки другого, как строит преподаватель отношения со своими обучаемыми в процессе обучения, необходимо понимать, как он воздействует на студентов, какие типы взаимоотношений с ними способен устанавливать.
Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми.
Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:
- высокий — характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;
- средний;
- низкий — характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.
Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам. Эти воздействия можно разделить на два вида:
- положительные ― одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
- отрицательные ― замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.
Важную роль в достижении положительного результата общения и взаимодействия играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):
- создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями;
- одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
- одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;
- поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов;
- создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
- недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
- оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
- разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
- обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
- подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем;
- демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем;
- оперативное предоставление студентам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
- предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями».
Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов:
· прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
· мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу;
· критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
· «игровая провокация».