Цель коммунистического воспитания


Исходя из учения классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии человека как важнейшей составной части идеала коммунистического общества, можно сформулировать цель коммунистического воспитания. Целью коммунистического воспитания является подготовка всесторонне и гармонически развитого человека, активного строителя и защитника коммунистического общества.
Реализация этой цели требует глубокого понимания сущности и содержания понятия всесторонне развитого человека и выдвижения конкретных задач ее реализации, отражающих особенности социально-экономических условий, свойственных тому или иному этапу развития общества.
Н. К. Крупская в самом начале становления советской школы, раскрывая цель коммунистического воспитания, писала, что она заключается в воспитании всесторонне развитых людей, «имеющих цельное, продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь».
История построения социализма в нашей стране есть вместе с тем история формирования социалистического типа личности, отличающейся особой идеологической направленностью и жизненной ориентацией, основные черты которой сформировались уже в новой советской школе, в условиях выполнения планов первых пятилеток, защиты Советской Родины от посягательств на ее независимость.
В Программе КПСС раскрыто общее содержание понятия новый человек, который должен гармонически сочетать в себе «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
В последнее время в ряде документов и материалов КПСС была дана глубокая характеристика личности советского человека. В них подчеркивается, что советскому человеку свойственна также гражданственность; он не отделяет себя от государства, считает государственные общенародные интересы своим кровным делом; его отличает идейная убежденность, патриотизм и интернационализм, стремление к высотам знаний и культуры, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, добросовестное отношение к труду, который становится содержанием всей его жизни.
Коммунистическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей советской школы. Она конкретизируется в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Будущие строители коммунистического общества должны быть воспитаны на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду. Советская школа должна воспитывать физически здоровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу.
В советской педагогике при разработке путей реализации цели коммунистического воспитания выдвигаются более частные задачи, связанные с осуществлением умственного, идейно-нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Выделение этих областей или составных частей коммунистического воспитания является несколько условным, поскольку все они теснейшим образом между собой связаны и выполнение задач в одной области непременно сказывается на других областях (например, обеспечение хорошего физического развития отражается и на решении задач умственного, эстетического и трудового воспитания). Условность выделения указанных областей проявляется и в том, что целый ряд специальных задач, в том числе требующих особого внимания, не может быть отнесен к какой-либо одной из них, а должен решаться в комплексе. Таковы, например, задачи идейно-политического и научно-атеистического воспитания, формирования коммунистического мировоззрения и ряд других, связанных с несколькими из этих областей.

Умственное воспитание


Ум, интеллект ребенка, его способность к мышлению проявляются и развиваются, если он находится в постоянном, повседневном контакте с людьми и если имеются условия для его нормального физического роста и развития. Однако развитие умственных сил и интеллектуальных способностей человека идет значительно интенсивней в условиях специального обучения и воспитания, поскольку воспитатели регулярно и систематически ставят перед ним познавательные задачи и вовлекают его в активную деятельность по их разрешению.
Умственное развитие - это процесс формирования интеллектуальных сил и познавательных процессов человека, происходящий в результате всей суммы жизненных влияний и воздействий. Оно связано с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию мышления учащихся, формировалию у них научного мировоззрения. В основе умственного воспитания лежит обучение, имеющее целью вооружение учащихся системой научных знаний, разного рода интеллектуальными и практическими умениями и навыками.
В. И. Ленин придавал большое значение овладению молодежью знаниями. В речи на III съезде РКСМ в 1920 г., призывая молодежь учиться, он говорил: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». При этом В. И. Ленин подчеркивал, что для усвоения знаний не нужна зубрежка; самое главное в процессе усвоения полученных знаний - переработка их в сознании, формирование на их основе коммунистического мировоззрения. Эти ленинские указания и рекомендации особенно актуальны сейчас, в период бурного возрастания объема знаний, которыми нужно овладеть человеку.
Современный труд все больше основывается на широком круге общеобразовательных знаний. Изменяются определенным образом и требования к самому складу ума современного работника, от которого требуется значительно большая гибкость, широта и систематичность мышления, психологическая готовность к перемене условий труда и характера трудовой деятельности, связанным с модернизацией производства.
Возрастание объема научной и технической информации идет такими быстрыми темпами, что человеку постоянно приходится пополнять и обновлять свои знания. На XXIV съезде КПСС указывалось: «В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в молодости образование - это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний». Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать. На XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркивал: «Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации».
Таким образом, роль умственного воспитания в эпоху научно-технической революции значительно возрастает и оно приобретает ряд новых черт и особенностей.
Важнейшей задачей умственного воспитания является вооружение учащихся знаниями. Объем знаний, которыми овладевает современный молодой человек, определяется программой общего среднего образования, профилем последующей профессиональной подготовки, а также кругом личных познавательных интересов, удовлетворяемых на основе самообразования.
Другая не менее важная задача умственного воспитания - формирование научного мировоззрения, в основе чего лежит диалектико-материалистическое понимание научной картины мира, уяснение основных законов развития природы и общества. Составной его частью является выработка правильного отношения к религии, которое должно формироваться с позиций научного атеизма, на основе активного противопоставления научного материалистического и религиозного подхода к объяснению отдельных фактов и явлений.
Одной из важнейших задач умственного воспитания является развитие умственных сил и интеллектуальных потребностей учащихся. Она всегда была в центре внимания советской школы и педагогики. Увеличение доли умственного труда во всех профессиях и предъявление новых требований к характеру мыслительной деятельности работника современного производства вызвали в настоящее время заметное усиление внимания к этой области воспитания школьников и к подготовке их к жизни.
В задачу развития умственных сил и интеллектуальных потребностей детей входит пробуждение у них интереса к умственным занятиям, развитие способности к интеллектуальному усилию и длительной мыслительной деятельности, самостоятельному осмыслению фактов и закономерностей науки, умение оперативно пользоваться своими знаниями. Важным является формирование общей культуры умственного труда, в том числе вооружение учащихся приемами самостоятельного добывания знаний, выработка у них умений работать с разнообразными источниками получения информации. Все это должно помочь молодым людям в будущем ориентироваться во все усложняющемся процессе трудовой деятельности, осваивать то новое, что будет вноситься ходом развития науки и техники.
В период строительства коммунизма особое значение приобретает задача развития творческого мышления учащихся - способности к созданию общественно значимых ценностей, рационализаторству и изобретательству, совершенствованию организации и условий труда, решению новых, непредвиденных задач.
Успешное осуществление умственного воспитания зависит от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся, а также, конечно, от личности самого учителя.
Проведенная в стране перестройка школьного образования была нацелена не только на обновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципы организации учебного материала. Были четче выделены ведущие и определяющие научные и мировоззренческие идеи, усилены межпредметные связи между отдельными курсами и т. д.
Другой путь реализации задач умственного воспитания связан с применением передовых методов обучения, ориентированных на максимальное развитие познавательных творческих начал. В числе этих методов следует назвать проблемный подход к обучению, стимулирующий развитие творческого мышления, использование заданий, требующих поиска и нахождения наиболее рационального и экономного решения, а также заданий, направленных на развитие способности к переносу, т. е. умению выделить в частном общее и применить это общее к решению новых задач или к. работе над новыми объектами в других областях; исследовательские методы, дающие представление о методах самой науки и способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному добыванию знаний, при организации занятий больше времени должно уделяться всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой им информации.
Важно и овладение учащимися основными приемами культуры умственного труда: организации рационального режима учебной работы, правильного распределения времени и установления последовательности в выполнении разных видов умственной деятельности, выработке определенной рациональной системы интеллектуальной работы и т. д.
Основа для решения задач, умственного воспитания во многом закладывается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые представления о явлениях окружающей действительности и у него начинают формироваться познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и первые интеллектуальные умения и навыки, развиваться любознательность и пытливость как предпосылки к познанию мира. Особенно целенаправленной является работа по умственному воспитанию ребенка в детских дошкольных учреждениях.
Необходимость решения новых задач в области умственного воспитания предъявляет значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, их общему развитию. От них требуется собственная познавательная активность, наличие интереса к пополнению своих знаний. Педагог должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Широкое общее образование нужно и воспитателю дошкольных учреждений.

Наши рекомендации