За д а н И е 6 . д ик та н т с л о г о в п р о с т ы х ( о т к р ы - ты х и за к рыты х), с лож ны х и со с тече ние м сог лас ны х
м о , а с , о с е , л ы , ж а ш , д у т, ш о , а ц , л и р , п л а , к р о , о л у, г м у, с л и , ц а щ , в д р у, з д р а , и к с , т и ч , к л а , ц ас , з е с , в и щ
ЗаданИе 7. диктант слов простого и сложного слогового состава (подбор на разные типы ошибок).
кот, мука, сок, яма, ж ук, зима, с а ж а, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, сту жа, глазок, гвоздь, стрелка, пру жина, скворец, встреча, жеребенок
ЗаданИе 8. диктант предложения (6 слов после однократного прослушивания).
Д е т и н а ш л и в с а ду к о л ю ч е г о е ж а .
ЗаданИе 9. диктант текста (подбор слов на разные типы ошибок).
Ночью в лесу
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
Инструкция. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно, проверяй написанное.
ЗаданИе 10. Самостоятельная подпись двух сюжетных картинок (2 предложения).
Инструкция. По каждой картинке придумай одно предложение и напиши его в тетрадь, проверь правильность написания.
ЗаданИе 11. Самостоятельное составление и запись рассказа по сюжетной картинке.
Инструкция. Придумай небольшой рассказ по этой картинке
(2–3 предложения) и запиши его к себе в тетрадь.
ЗаданИе 12. Самостоятельное составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.
Инструкция. разложи картинки по ходу сюжета, сочини рассказ и запиши его к себе в тетрадь. Проверь правильность написания.
Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. ПРИЛОжЕНИЕ, Бланк № 1).
Так же, как и у учащихся 1-го класса, оценка письма произво- дится по качественному критерию. Все ошибки классифицируются по типу нарушений и заносятся в специальную итоговую таблицу (см. в лекции 3, ПРИЛОжЕНИЕ, Бланк № 3).
Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим кри-
териям:
Тремор: 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор к концу работы;
3 балла – выраженный тремор по всей работе.
Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабиль- ное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – не соблюдение поля ра- бочего листа (пересекает границы либо сильно недописывает).
нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений;
2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв;
3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет чет-
кости и правильности написания элементов.
нестабильная высота и ширина букв: 1 балл – нет нарушений;
2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – вы-
раженная нестабильность высоты и ширины букв.
В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка:
4 балла – минимум (почерк сформирован), 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно по- нять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто про- являются. Оценка 8 и больше баллов свидетельствует о трудностях формирования почерка (почерк несформирован или сформирован неправильно).
Оценка навыка чтения учащихся 4-х классов
к 9–10 годам навык чтения должен быть сформирован полностью. Однако даже в этом возрасте у ребенка могут встречаться различные ошибки чтения, препятствующие формированию полноценного на- выка. Для выявления причин несформированности навыка чтения учащемуся рекомендуется выполнить следующие задания (также см. ПРИЛОжЕНИЕ, Бланк № 2).
ЗаданИе 1. Распознавание букв.
а) Печатных (строчных и заглавных);
б) письменных букв (строчных и заглавных):
а) а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, р, Г, М, и, Н, б) о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В
Инструкция. Назови все буквы.
Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы: 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – допущены различные ошибки (искажения, «застревания», самоисправления, примеры заносятся в протокол); 3 балла – буква не узнана (ребенок не может прочитать). Минимальный балл – 45, максимальный балл – 135.
ЗаданИе 2. Чтение слогов.
а) Печатных (прямых, обратных, со стечением согласных);
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных):
а) се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра, плы
б) се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол.
Инструкция. Прочитай слоги.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога: 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слог не узнан (не прочитан). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.
ЗаданИе 3. Чтение слов.
3.1. Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных:
а) лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук б) год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол
3.2. Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных:
а) завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться;
б) мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин.
Инструкция. Прочитай слова.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза; 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово не прочитано, либо прочитана бессмыслица. Минимальный балл – 35, максимальный балл – 105.
ЗаданИе 4. Чтение сложного текста (9 сложных пред- ложений) с последующими ответами на 2 вопроса (на понимание текста).
Пушок
В доме у нас жил ежик, он был ручной. когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.
(Г. Скребицкий)
Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по содержанию.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово читается без ошибок; 2 балла – встречаются ошибки (замены букв, слогов, окончаний, «застревания» и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово пропускается (без последующего ис- правления), либо читается непонятное слово (без последующего исправления).
Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл за эту категорию – 2, максимальный – 4. Полученный балл прибавляется к
итоговому баллу за технику чтения текста и получаем общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 96, мак- симальный балл – 286.
Далее производится количественная оценка навыка чтения. Для этого подсчитываем общий суммарный балл за выполнение всех за- даний методики, который легко подсчитывается в итоговой таблице. Минимальный балл – 222, максимальный балл – 664.
Навык чтения считается сформированным, если ребенок выпол- нил все задания без штрафных баллов. Общий суммарный балл не более 235 свидетельствует о сохраняющихся трудностях формирова- ния навыка чтения, для преодоления которых может быть достаточно корректирование условий прохождения учебного материала. если общий суммарный балл больше 235 – у ребенка наблюдаются ком- плексные трудности навыка чтения, навык чтения не сформирован. Необходима организация целенаправленной коррекционной работы с учетом характера трудностей.
качественная оценка предполагает оценку уровня сформиро- ванности навыка чтения (слог, слово, фраза-предложение). кроме того, качественно оценивается общее звучание речи (скорость, голос, разборчивость, темп). различные нарушения общего зву- чания речи наблюдаются у детей с трудностями обучения чтению и свидетельствуют о несформированности (трудностях автомати- зации) навыка.
результаты обследовани я у чащегося заносятся в п ротокол оценки сформированности навыка чтения (см. ПРИЛОжЕНИЕ, Бланк № 3).
Рекомендуемая литература
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009
Безруких М.М. Обучение письму. – екатеринбург, рама-паблишинг,
2009.
Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: изд-во НПО «МОДЭк», 2005.
Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/
развитие личности ребенка. – екатеринбург, у-Фактория, 2006.
Королев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Проанализируйте задания, найдите обоснование причин сле-
дующих нарушений письма в 4 классе:
– орфографические ошибки;
– сильный тремор, неустойчивый почерк;
– пропуски, замены, недописывания.
2.Проанализируйте задания, найдите обоснование причин сле-
дующих нарушений чтения в 4 классе:
– ошибки при чтении;
– трудности понимания прочитанного;
– трудность пересказа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1