Сравнение предметов только по одному признаку
Формирование представлений "большой - маленький"
При формировании этого понятия детей учат обхватывать сравниваемые предметы одной рукой или обеими руками сразу. Важно чтобы другие характеристики сравниваемых предметов, кроме объема были одинаковыми. Взрослый обращает внимание ребенка на разницу в объеме и определяет это различие словами: "Это большой мяч, потому, что ты его держишь двумя руками. А это маленький мячик. Он уместился на одной твоей ладошке".
Важно формировать навык на многочисленных примерах, которые любой взрослый может найти в быту.
Формирование представлений "длинный - короткий"
Для того чтобы сформировать у детей это понятие подбирают предметы одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся один от другого только длиной. Для сравнения вначале используют предметы контрастных размеров. Разница в размерах сравниваемых предметов должна быть не менее 10–15 см. Здесь мать ребенка может удачно использовать различные бытовые предметы: ленточки, тесьму, детские шарфики и другие вещи. Важно обратить внимание на следующее: выделить отдельные измерения помогает жест рукой вдоль предмета слева направо. Мать ребенка двигает его рукой вдоль сравниваемых по длине предметов, комментируя совместные действия следующим образом "Эта ленточка короткая. Смотри, она уже закончилась. А эта ленточка длинная. Мы по ней ведем пальцем. Она еще не закончилась". Вначале детей учат пользоваться способом приложения, т.к. сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и подравнивают их концы с левой стороны.
Обучая детей способу наложения, пользуются разноцветными полосками, совмещают верхние и нижние края. Если один конец предмета выступает, следует сказать, что этот предмет длиннее.
Формирование представлений "широкий - узкий"
При сравнении предметов по ширине, совмещают левые и верхние края. Если измеряется ширина, рукой проводят поперек предмета сверху вниз. Детей обучают работать с образцом - эталоном: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. Формирование этого навыка должно сопровождаться помощью взрослого.
Формирование представлений "толстый - тонкий"
При оценке толщины предметы сравниваются путем их обхвата пальцами обеих рук или одной руки. Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций. Большое значение придается обучению детей способам сравнения размеров: приложению или наложению.
Формирование представлений "высокий-низкий"
Сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. При сравнении высоты, рукой проводят снизу вверх.
Родителям следует помнить о том, что при формировании представлений о величине важную роль выполняет слово. Именно слово позволяет дифференцировать признаки предметов. Поэтому с самого начала выделенный признак обозначается точным словом:длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий, высокий, низкий. Также чрезвычайно важно научить ребенка правильному измерительному действию рукой, которое затем при автоматизации навыка будет заменено на зрительное соотнесение.
Для закрепления знаний мать ребенка может использовать разнообразные упражнения. Например, можно предложить ребенку поставить на короткую (узкую) полоску одну уточку, а на длинную (широкую) полоску поставить много уточек. Детям предлагаются также задания типа: найди ленточку такой же длины, ширины как образец. Благоприятные условия для упражнений на сравнение предметов по длине, ширине и высоте детей с церебральным параличом создаются в играх со строительным материалом. Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высокие и низкие заборчики, ворота, широкие и узкие диваны.
Умение сравнивать предметы по размеру закрепляется не только в играх, но и в других видах детской деятельности (рисовании, аппликации, лепке).